главная страница страница автора
все дополнения

"Зарубки на прикладе", часть 1 , Авиамастер 2/2000
"Зарубки на прикладе", часть 4 , Авиамастер 5/2000

дополнения

часть 1
При подготовке статьи оказались пропущены еще два варианта обозначения побед периода Первой Мировой войны: "зарубки" (белые полоски) на стойках "Кэмела" майора Баркера (см статью "Уильям Баркер", журнал "Авиация" №6) и черные черепа на борту фюзеляжа истребителя Марио Фучини из 78-й эскадрильи, обозначавшие все его победы, в том числе и неподтвержденные. Справа показана передняя межкрыльевая стойка, "вырезаная" из фотографии "Сопвича", внизу - итальянский ас перед своим "Анрио" HD1.


информация, "потерянная" в процессе редактирования

часть 4
Летом 1941 г на истребителях LeLv 24 встречались "марки" трех видов:
1) целые для индивидуальных победы и "половинные" для групповых;
2) одинаковые для тех и других "марки" объединены в группы, вместо каждой пятой - наклонная линия, зачеркивающая четыре предыдущие (подобным образом на финских бомбардировщиках обозначали боевые вылеты);
3) красные звездочки над "марками", при этом две групповые победы показаны одной "маркой".
Кроме того, известно по крайней мере два случая, когда на самолетах также были отмечены победы в Зимней войне (в одном из них они отличались цветом "марок").

На самолетах LeLv 28 сначала обозначали победы летчика (в том числе и одержанные на других истребителях), но с декабря 1941 г встречаются только победы самого "аппарата".

Фраза о том, что летчикам LeLv 34 и LeLv 32 (2-е и 3-е место по результативности среди финских истребительных групп) "тоже порой удавалось сбивать советские самолеты" целиком на совести редактора. В оригинале была просто констатация факта, что они не использовали обозначений побед.

Пострадали также и подписи к вариантам окраски: на MS318 летал Паули Массинен; на "Фиате" горизонтальная "марка" обозначает победу прапорщика Лаутамяки; на MS317 обозначены победы трех разных летчиков; а на MS327 - все победы пилота, а окраска относится к периоду с сентября по декабрь 1941 г; из самолетов, силуэты которых присутствуют на руле поворота FR148 Р-5 и одна из "чаек" уничтожены на земле, остальные - в воздушных боях; окраска FR110 датируется годом раньше; на BW357 белые "марки" обозначают победы Зимней войны, желтые - Продолженной, этот и все остальные "Брюстеры" принадлежали LeLv24.


Фотографии, не вошедшие в статью


Ki-27 прапорщика Хиромиси Синохара, Халхин-Гол, июнь 1939 г.


Эта "Чайка" из LeLv 6 поучаствовала в уничтожении двух самолетов и четырех катеров. Июль 1942 г.


Капитан Мартти Калима перед своим "Мораном"-410, LeLv 14, лето 1944 г.


Учебный "Фиат", конец 1945 г. В свое время на этом истребителе летчики LeLv 26 одержали семь побед.


На "Брюстере" старшего сержанта Эро Киннунена из LeLv 24 в августе 1942 г были обозначены 6 ½ побед за 1941 и 6 за 1942 г.


"Фоккер" из LeLv 30, ноябрь 1941 г.