главная страница все статьи WW1

Виктор Куликов (Москва)

Самолеты завода Лебедева

от автора В.А.Лебедев "Акционерное общество воздухоплавания"
ранние "Лебеди" "Лебедь" XII последние проекты гидросамолеты
трофейные и лицензионные самолеты заключение источники


Гидросамолеты завода Лебедева



"Лебедь-Морской" ЛМ-1 ("Альбатрос" типа А.2 М.Л.)

Трехстоечный биплан, двухместный разведчик на трех поплавках, проектировавшийся под двигатель "Рено" 200 л.с. Из-за отсутствия оного пришлось установить мотор меньшей мощности - "Санбим" 150 л.с. Самолет закончен постройкой летом 1915 г., но сдача его Морскому ведомству затянулась из-за неприбытия заказанных в Англии моторов "Санбим".

Испытания первого ЛМ-1 (зав. № 217) провел в октябре 1915 г. пилот А.Налетов, достигший высоты 500 м за 11,5 мин. Полезная нагрузка составляла 365 кг при взлетном весе 1455 кг. После испытаний гидроплан был куплен Морским ведомством и в декабре передан на хранение в Петроградскую школу морских летчиков.

Через год еще один аппарат этого типа (зав. № 218), к тому времени уже устаревший, был все же куплен Морским ведомством. За срыв сроков сдачи этого самолета на завод Лебедева наложили штраф, но руководство завода в свою очередь обвинило заказчика, не приславшего вовремя комиссию для приемки давно готового самолета. Споры тянулись до весны 1917 г. Второй экземпляр ЛМ-1 некоторое время оставался невостребованным. Его поставили на колесное шасси и решили передать Военному ведомству. Осенью в Ревеле началось формирование сухопутного авиаотряда Морской крепости Петра Великого, туда и был передан самолет № 218.

"Лебедь-Морской" ЛМ-2

Осенью 1915 г. Лебедеву удалось получить заказ на три поплавковых гидросамолета ЛМ-2. Согласно А.О.Александрову, эта "модель представляла собой одномоторный двухместный аппарат, вероятно большого сходства с каким-либо германским типом" . Заказ был выполнен с опозданием почти на целый год осенью 1916 г. Морское ведомство отказалось от этих самолетов, передав их в армейские авиашколы: один (зав. № 281) попал в Гатчинскую школу, а два других (зав. №№ 279 и 280) - в Севастопольскую. Там они эксплуатировались на колесном и лыжном шасси.

"Морской Парасоль"

Своеобразная переделка конструктором Г.А. Фриде сухопутного самолета "Моран-Парасоль" в летающую лодку. Аэроплан строился на заводе Лебедева в 1915-1916 гг. Работа началась в июле 1915 г. В декабре был заключен контракт с Морским ведомством на постройку самолета в течение 20 дней (!). Однако из-за внесения изменений в чертежи завод получил двухмесячную отсрочку.

От стандартного "Морана" Фриде взял крыло, оперение и мотор "Гном" 80 л.с. Корпус имел форму лодки с большой килеватостью и был снабжен подводными крыльями - "ножами". В апреле 1916 г. готовый аппарат доставили в Петроградскую офицерскую школу морских пилотов. При осмотре приемная комиссия, созданная из офицеров школы, обнаружила дефект заднего лонжерона. В мае самолет отремонтировали на заводе и он был куплен Морским ведомством (без мотора).

Испытывали "Морской Парасоль" летом 1916 г. Эффект от подводных крыльев оказался слишком велик, так что лодка поднималась из воды раньше, чем возникала достаточная подъемная сила крыла и самолет становился неуправляемым. Взлетать с "ножами" летчики не рисковали. А после их снятия аппарат не смог оторваться от воды и работы над ним вскоре прекратили.

Гидросамолеты Виллиша

В конце июня 1916 г. на заводе Лебедева был построен гидросамолет ВМ-2 конструктора Александра Виллиша - летающая лодка с ферменным хвостом и двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с. с толкающим винтом. Коробка крыльев имела механизм изменения угла установки крыльев в полете, но он оказался ненужным, так как более поздняя модель (ВМ-4) отлично летала при неподвижных крыльях. ВМ-2 передали в Петроградскую школу морской авиации. Летающую лодку ВМ-4 - развитие ВМ-2 - построили на заводе Лебедева в конце 1916 г. Она остнащалась мотором "Рон" 110 л.с. После удачных испытаний в Баку (в филиале Петроградской офицерской школы морской авиации) самолет был куплен Морским ведомством и оставлен при школе.

Прочие гидросамолеты

Некоторые из серийных самолетов "Лебедь"-ХII устанавливались на поплавки. Так, 1 августа 1917 г. завод сдал Морскому Генштабу один аппарат этого типа (зав. № 789), предназначенный для Воздушной бригады особого назначения. Один "Лебедь"-ХII (зав. № 705) числился среди гидросамолетов на базе авиации Балтийского моря еще 1-июля 1922 г.

Еще один гидросамолет завода Лебедева являлся копией трофейного немецкого "Бранденбурга" тип W. Этот аэроплан (серийный номер 269) совершил вынужденную посадку 28 сентября 1915 г. севернее Митавы вблизи озера Бабит и был доставлен впоследствии на завод Лебедева. Предполагалось установка на нем двигателя "Испано-Сюиза" 200 л.с. Лебедев получил 14 июня 1917 г. заказ от Морского ведомства на 175 машин такого типа. Однако выпустили только два экземпляра на заводе в Таганроге в декабре 1917 г.


Трофейный "Брандендург" W.

В сентябре 1916 г в Рижском заливе был захвачен немецкий поплавковый разведчик "Фридрихсхафен" FF.33h (серийный номер 698) с мотoром "Бенц" 165 л.с. Исправный аппарат использовали в Ревеле на 3-й морской авиастанции при сравнительных испытаниях с летающими лодками Григоровича М-9 и М-12. Лебедев решил скопировать этот немецкий аэроплан, по русской традиции "обозвав" его "Альбатросом" и, снабдив двигателем "Испано-Сюиза" 200 л.с., предложить Морскому ведомству. В июне 1917 г. был заключен котракт на поставку 175 "Альбатросов" с августа 1917 по июнь 1918 г. Образец ("Фридрихсхафен") разобрали и доставили сначала на Комендантский аэродром в Петроград, а затем в Таганрог. Там построили два опытных образца, но этим и ограничились, так как нужные двигатели отсутствовали. К тому же стало ясно, что этот устаревший самолет требует усовершенствования конструкции и непригоден для боевого применения.


"Фридрихсхафен" FF33h во время изучения на заводе Лебедева.

Кроме этих гидросамолетов, заводом Лебедева в 1915 г. были сделаны два экземпляра поплавкового варианта моноплана "Депердюссен" и несколько гидропланов "Морис-Фарман" для школы Морской авиации.


Поплавковый "Депердюссен".

Французская летающая лодка "ФБА" выпускалась на заводе Лебедева по лицензии в 1914-1915 гг. Это был двухместный разведчик с двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с., развивавший скорость 105 км/час. Летающая лодка состояла на вооружении морской авиации Балтийского флота в 1914-1916 гг., а позже использовалась как учебный самолет. Завод Лебедева построил 34 "ФБА".