главная страница все статьи WW1

Виктор Куликов (Москва)

Самолеты завода Лебедева

от автора В.А.Лебедев "Акционерное общество воздухоплавания"
ранние "Лебеди" "Лебедь" XII последние проекты гидросамолеты
трофейные и лицензионные самолеты заключение источники


Последние проекты


"Лебедь"-12бис.

Пытаясь устранить недостатки в конструкции серийного самолета "Лебедь"-ХII, заводские конструкторы вместо двигателя "Сальмсон" установили мотор "Испано-Сюиза" 140 л.с. При этом планер подвергся незначительным изменениям, а выхлопные патрубки наконец-то направили вверх. Эта модификация, получившая название "Лебедь"-ХIIбис, осталась в единственном экземпляре. Вероятно, испытания не дали ожидаемых результатов.


Силовая установка "Лебедя"-12бис.

"Лебедь"-ХIII должен был появиться в марте 1916 г., но сведения о его постройке отсутствуют. Также остался в проекте "Лебедь"-ХV - биплан с тянущим винтом и мотором "Рено" 225 л.с., который Лебедев обещал Военному ведомству в конце марта того же года.

Инженер и изобретатель Леонид Колпаков создал самолет "Лебедь"-ХIV ("Лебедь-Гранд"), начатый постройкой в 1915 г. - трехстоечный биплан с двумя двигателями "Сальмсон" 150 л.с. с тянущими винтами. Хотя он офицально назывался "большой истребитель", на самом деле это был типичный средний бомбардировщик. Три пулемета обеспечивали ему почти сферический обстрел. Расчетная скорость самолета равнялась 140 км/ч. В телеграмме от 16 января 1916 г. Лебедев докладывал Великому Князю Александру Михайловичу: "... в конце февраля произведем испытания двухмоторного истребителя "Лебедь-ХIV" грузоподъемностью 900 кг" . Однако постройка этой интересной машины так и не была закончена в силу неизвестных причин.


"Лебедь"-14.

В 1916 году построили трехместный двухмоторный разведчик "Лебедь"-ХVI - двухстоечный биплан с двумя двигателями "Рон" 80 л.с. с тянущими винтами. Моторы устанавливались на Л-образных стойках и закрывались капотами с обтекателями. Впереди располагалась кабина наблюдателя с пулеметом, за ней - кабина летчика и позади - кабина хвостового стрелка. На испытаниях, которые провел в начале 1917 г. летчик А.Гончаров, самолет показал неплохие результаты, но из-за отсутствия заказа работы над машиной вскоре прекратили.


Владимир Лебедев (третий справа) с русскими и французскими офицерами перед "Лебедем"-16. Первый справа Михаил Шкульник.

"Лебедь"-ХVII стал значительным шагом вперед. Конструктором этого одностоечного биплана был инженер Сергей Гуревич. Двухместный разведчик снабдили обтекаемым капотом для двигателя "Сальмсон" 150 л.с. Верхнее крыло впервые имело центроплан, два трубчатых радиатора крепились к Л-образным передним стойкам, борта фюзеляжа в передней части округлялись по контуру двигателя.

Самолет прошел испытания в августе 1917 г. и показал хорошие результаты, но в серийное производство не пошел, так как в октябре начались известные события, перечеркнувшие не только историю завода Лебедева, но и историю всей Российской Империи. До конца года построили всего несколько экземпляров "Лебедя"-ХVII.


В.А.Лебедев стоит рядом с самолетом "Лебедь"-17, Петроград, Комендантский аэродром, август 1917 г.

В январе 1917 г. Лебедев подготовил проект двухместного разведчика "Лебедь"-ХVIII по типу немецкого "Альбатроса" с двигателем "Фиат" 230 л.с. и предложил Военному ведомству построить 300 кземпляров этого самолета, но, не получив заказа, так и не приступил к производству.

Двухместный разведчик "Лебедь"-ХХI построили осенью 1917 г. в 7 экземплярах. Это был моноплан с двигателем "Сальмсон" 150 л.с., набиравший высоту 2000 м за 20 минут. В целом его летные данные были невысокими и в серию он не пошел. Отдельные экземпляры этого типа летали до 1921 г.

"Лебедь"-ХХIV так и остался на бумаге, так как поставки предназначенных для него моторов "Фиат" 230 л.с. и "Испано-Сюиза" 200 л.с. союзники прекратили во второй половине 1917 г, не успев толком и начать.

В марте 1916 г. начались испытания гигантского бомбардировщика "Святогор" конструкции Василия Слесарева. Самолет начал строиться на заводе Лебедева после заключения контракта в еще декабре 1914 г. "Святогор" был крупнейшим из построенных до 1917 г. русских самолетов: его длина составляла 21 м, размах крыльев - 36 м. Согласно расчетным данным, бомбовоз должен был иметь взлетный вес 6,5 тонн (причем половина его приходилась на полезную нагрузку!), скорость свыше 100 км/час, потолок 2500 м и время полета 30 часов.

"Святогор" имел большие винты диаметром 6 м. Они приводились в движение посредством ременной передачи двумя двигателями "Рено" 220 л.с.(вместо предусмотренных проектом "Мерседесов" 300 л.с.), установленными в фюзеляже. В начале ноября 1916 г. при рулении по Комендантскому аэродрому машина попала колесом в дренажную канаву и получила повреждения. После ремонта шасси возобновились попытки продолжить испытания. Особенно много хлопот приносила трансмисссия: ременная передача оказалась ненадежной. Сначала ее заменили на канатную, потом - на тросовую. Несмотря на это, поломки в силовой группе продолжались. К сожалению, Слесареву не удалось решить эту проблему и самолет так и не поднялся в воздух.

Летом 1916 г. по проетку Л.Колпакова был построен двухместный разведчик К-1 ("Колпаков"-1) с мотором "Австро-Даймлер" 100 л.с. Особенностью конструкции аэроплана стал изменяемый в полете в пределах 7 градусов угол установки крыльев. Это устройство предназначалось для получения большего угла атаки при взлете для скорейшего отрыва и продолжения полета с малым углом атаки. При первом же старте самолет круто взлетел, потерял скорость и упал. Летчик М.Госповский отделался легкими ушибами. Машину больше не восстанавливали и работы над ним прекратили.


Бомбардировщик "Святогор".