главная страница страница автора все статьи WW1

биография самолеты окраска победы фотоальбом источники

Сергей Спичак (С.-Петербург)

Йозеф Киш



Самолеты Йозефа Киша

В бытность курсантом, Киш летал на разных самолетах, но по большей части на "престарелых" "Таубе", которые были в своё время выпущены фирмой "Лонер", а затем переоборудованы авиационными мастерскими "Фишаменд" в учебные с двойным управлением.

После прибытия в Flik 24 он летал на различных "Бранденбургах" C.I: сначала производства UFAG (серия 61), а затем "Фёникс" (серии 26, 29 и, возможно, 129 и/или 329, если самолеты двух последних выпусков успели прибыть в 24-ю эскадрилью до июня 1917 г).

Когда летом 1917 г. в части появился единственный "Бранденбург" D.I, он сразу стал персональной машиной Киша. Этот истребитель стал последним "аппаратом", на котором ас летал в Flik 24, и первым - в "Истребительной эскадрилье оберлейтенанта Элсслера". Другими его самолетами в сводной эскадрилье были "Альбатросы" D.III серии 53.2. Кроме них, там имелись также "Альбатросы" D.II серии 53 и "Берги" C.I серии 37, но относительно полетов Киша на этих аэропланах нет никаких данных.


"Торжественное построение" 14.9.17 на аэродроме Пергине по случаю визита императора. В первом ряду 8 "Альбатросов" D.III, во втором - "Бранденбург" D.I (это не машина Киша!) и два "Берга" C.I

В 55-й истребительной эскадрилье Киш летал на "Альбатросах" D.III 153-й серии, а в мае 1918 г. пересел на "Фёникс" D.IIa серии 422 (в части были также самолеты модификации D.II, но на них ас не летал).

Камуфляж и опознавательные знаки

Общей чертой всех самолетов Киша периода службы в 24-й эскадрилье, была их окраска, точнее полное отсутствие таковой. Цветной пигмент на австрийских самолетах того времени присутствовал только в опознавательных знаках и серийных номерах. Опознавательными знаками авиации Австро-Венгрии были черные "железные" кресты в восьми позициях *14 , наносившиеся либо непосредственно на полотно, либо поверх белого квадрата (на фюзеляжах с деревянной обшивкой). Такими были "Бранденбурги" C.I 61.23 *15 и 26.29.


"Бранденбург" C.I 61-й серии, такой же, как тот, на котором летал Киш.

Впоследствии было решено, что черно-белый крест на фюзеляже являестся слишком хорошей мишенью, и начиная с конца 1916 г. все кресты стали одноцветными. Такими были ОЗ "Бранденбургов" C.I начиная с 29 серии, "Бранденбурга" D.I 28.37 и "Альбатросов" D.II серии 53. В 1917 г. фюзеляжный крест вообще перестали рисовать, на "Альбатросах" D.III серии 53.2 его уже не было. В том же году для крестов ввели тонкую белую окантовку, но на аэропланах Киша таковая появилась только в 55-й эскадрилье.


"Бранденбург" 28.37.

Летом 1917 г. на австро-венгерских аэропланах отмечается появление первых обозначений принадлежности к конкретной эскадрилье. Применительно к самолетам аэродрома Пергине таковыми стали по-разному окрашенные носы, диски колес и стойки: черные, красные и белые для Flik 24, 48 и 21 соответственно. Достоверно известно, что Йозеф Киш летал на черноносом "Альбатросе" D.III 53.33 и красноносом 53.37. Некоторые фотографии дают оснавание предполагать наличие черного цвета и на стойках и колесах "Бранденбурга" D.I 28.37, но ни одна из них не позволяет утверждать этого со стопроцентной уверенностью.


В воздухе - Йозеф Киш. Межкрыльевые стойки (кроме металических элементов) и диски колес могли быть черными.

Самолеты Flik 55J отличались уже большим разнообразием окрасок. Во-первых, в подавляющем большинстве они были камуфлированы, а во-вторых, эскадрилья использовала индивидуальные обозначения - черно-белые номера или буквы на борту фюзеляжа.

На "Альбатросах" применялись три вида окраски. Первым был камуфляж, основанный на идее Годвина Брумовски *16 : верхние поверхности крыльев и оперения, а также руль поворота окрашивались в зеленый цвет, поверх которого кистью наносились мелкие пятна светло-коричневого цвета. Таким был, например, 153.17, бортовой номер "8".


153.17, декабрь 1917 г.

Другой камуфляж разработали непосредственно в эскадрилье. В однотонный сине-зелёный цвет красили весь самолет, за исключением нижних поверхностей крыльев и оперения, которые покрывались голубым пигментом. Иногда светлый цвет распространяли также и на нижнюю поверхность фюзеляжа. Металические части обшивки при этом могли быть как сине-зелёными, так и неокрашенными. Такой камуфляж имел самолет 153.47, бортовой номер "7".


Экипаж сбитого R.E.8 вместе с австрийскими летчиками. В первом ряду (слева-направо): австриец, англичанин, Кенциан, англичанин, Киш, австриец. На заднем плане - 153.47.

Третьим видом камуфляжа была мешанина мелких пятен зелёного и тёмно-коричневого цветов на верхних и боковых поверхностях самолета. Нижние поверхности - голубые. Опять, как и в предыдущем случае, нижняя поверхность фюзеляжа могла быть либо голубая, либо камуфлированная. Пример камуфляжа - 153.159 (по другим данным 153.186), бортовой номер "K" поверх красной "медали" на сине-красной ленте.


Летчики Flik 55J перед самолетом Киша, начало мая 1918 г.

Два первых типа камуфляжа применялись с осени 1917 г., третий введен только весной 1918 г. На протяжении всего этого времени, параллельно с камуфлированными, летали и неокрашенные "Альбатросы", как например 153.87, бортовой номер "7".

Кроме перечисленых выше истребителей, Киш, возможно, летал также на 153.107, бортовой номер "3" (или "9"). К сожалению, по известной фотографии этого самолета трудно установить его окраску. Вероятно, он был неокрашенным или закамуфлированным по "типу один".


153.107

Самолеты "Фёникс", в отличие от "Альбатросов", несли стандартный "фирменый" камуфляж. Применительно к D.II и D.IIa это были зелёные верхние и боковые поверхности при неокрашеных нижних. Этот камуфляж отличало неоднородное и довольно неряшливое нанесение краски, из-под которой местами проступали фанера и полотно. Один из летчиков эскадрильи описывал цвет своего аэроплана как "грязно-зелёный". Персональной машиной Киша был "Фёникс" 422.10 с индивидуальным обозначением в виде белой полосы вокруг фюзеляжа, самолёты его ведомых Кирьяка и Касы несли две и три полосы соответственно.


Йозеф Киш перед своим "Фёниксом" 422.10.

Примечания

*14 На верхних и нижних поверхностях крыльев, на борту фюзеляжа и вертикальном оперении. Вернуться к тексту

*15 Здесь и далее указаны серийные номера самолётов, на которых летал Киш. Вернуться к тексту

*16 Godwin Brumowski, командир Flik 41J, 35 побед, лучший ас Австрии. Вернуться к тексту