главная страница все статьи WW2
страница художника

Михаил Быков (Москва)

Цвета полков истребительной авиации 1941-1945. 122-й ИАП

122 иап И-16 МиГ Як


МиГ-3


МиГ-3 в уже изрядно "обшарпанном" зимнем камуфляже. В кабине - лейтенант Н.Алхимов.
Судя по состоянию покрытия, снимок мог быть сделан в начале весны 1942 г.

На машинах Микояна и Гуревича полк начал воевать в 20-х числах июля 1941 г. и сохранял на вооружении этот тип самолета до осени 1942 г. - едва ли не дольше всех в ВВС КА. МиГи несли черно-зеленый камуфляж, звезды в шести позициях по новому стандарту - киль, борт, нижние поверхности крыльев. Расположение тактических номеров менялось в зависимости от заводских серий машин. Известны фото, где номер расположен на руле поворота истребителя и частично накладывается на звезду, причем цифры того же цвета (красного) что и опознавательный знак.

МиГ-3 с красным номером "76" на руле поворота. Не вполне понятно наличие белой цифры (или буквы) "0" на киле (судя по конфигурации, это не может быть никакой другой символ). Время точно не известно, предположительно - лето или осень 1941 г.


С наступлением зимы 1941/42 гг. самолеты полка получили зимнюю окраску: белое смываемое покрытие поверх зелено-черного камуфляжа. "Побелка" оказалась не слишком стойкой и достаточно быстро начинала облезать. В результате истребители приобретали "обшарпанный" вид.


МиГ-3 в зимней окраске. На руле поворота видна часть тактического номера (возможно, "красная 7").

В 1942 г в полку появились МиГи с различными надписями "воодушевляюще-патриотического" содержания: "За Сталина", "За Родину" и "За партию большевиков". Точно такие же лозунги несли МиГи, врученные 23 февраля 1942 г. летчикам 172-го иап коллективом московского авиаремонтного завода № 1. Однако пилотов, летавших на МиГ-3, в этом полку не было и машины менее чем через месяц передали в другую часть, судя по всему, в 122-й иап (который также входил в ВВС Западного фронта и летал на МиГах) - 31 марта 1942 г. МиГ-3, согласно документам, в 172-м иап уже не числились.

О том, что истребители передали именно в 122-й иап, свидетельствуют фотографии, хранящиеся в ЦАМО РФ, фонд 122 иап, а также воспоминания ветерана полка В.В.Рыбалко. Данные самолеты "прожили" достаточно долго. Со временем их перекрасили в стандартный черно-зеленый камуфляж (но переплет фонарей почему-то остался частично белым), надписи подновили, но "стрелы" сохранять не стали, также как и красную переднюю часть кока на одной из машин. Бортовых номеров эти МиГи, судя по всему, никогда не несли.

В пользу того, что "зимние" и "летние" окраски принадлежали одним и тем же самолетам, говорит схожесть (если не идентичность) надписей и опознавательных знаков, а также деталей конструкции (наличие или отсутствие радиостанции, убирающееся или нет хвостовое колесо).





Церемония передачи трех МиГов 172-му иап, 23 февраля 1942 г. Возможно, точно так же эти самолеты выглядели и на момент передачи в 122-й полк (если наша версия достоверна). Судя по внешнему виду, это не смываемое покрытие, а "настоящая" белая краска.




Те же (предположительно) самолеты после нанесения летнего камуфляжа, весна - лето 1942 г. Слева - лейтенант Н.Шеенко перед "За партию большевиков", справа - в полете "За Родину". Эти же фотографии, но лучшего качества, есть в документах полка, хранящихся в ЦАМО РФ. Там же можно увидеть еще один снимок "Партии", вид справа-спереди, на котором видна вся носовая часть самолета. На фотографии "Родины" можно различить только первые четыре буквы надписи, поэтому это, в принципе может оказаться "За Россию", однако подобный лозунг для того времени был не характерен.