главная страница модели

Никита Донцов

И-4 (АНТ-5) фирмы Беркут



Историческая справка.

Производство боевых истребителей в Советском Союзе начиналось трудно. В 1922 г. правительство принимает решение о закупке самолетов за границей и в течение следующих пяти лет основу вооружения составляют английские F-4 "Баззерд" фирмы "Мартинсайд", самолеты А-1 "Балилла" итальянской "Ансальдо" и голландские "Фоккер" D.XI. Начиная с 1925 г. в ВВС стали поступать первые истребители отечественной конструкции - И-1 Григоровича, затем И-2, И-3 и, наконец, И-4.

Осенью 1925 г. П.О.Сухой, конструктор отдела, возглавляемого А.Туполевым, был назначен ответственным за разработку первого в истории ЦАГИ истребителя. Самолет решили создавать как цельнометаллический полутораплан, вобравший в себя целый ряд черт предшественников - АНТ-2 и АНТ-3. К июлю 1927 г. завершилось строительство опытного образца с девятицилиндровым мотором "Юпитер"-VI фирмы "Гном-Рон". В декабре того же года, еще до завершения испытательной программы, было принято решение о запуске самолета в серию.

Первый серийный самолет был закончен постройкой только 18 октября 1928 г. - сказалась нехватка двигателей, вечная проблема советского самолетостроения. На серийные И-4 устанавливался двигатель М-22 - тот же "Юпитер", построенный по лицензии. Вооружение самолета состояло из двух синхронных пулеметов, установленных в фюзеляже.

Несколько И-4 модифицировали для проведения летно-испытательных и экспериментальных программ по проекту Вахмистрова "самолет-звено", в соответствии с которым этим самолетам надлежало стартовать в воздухе с борта авиаматки ТБ-1. С этой целью на И-4 монтировалась гораздо меньшее по размерам нижнее крыло и устанавливались замки крепления. Также построили несколько модификаций машины для испытания различных образцов вооружения: на одном устанавливались пулеметы на верхнем крыле, другой был оснащен двумя пушками ДЕП калибра 76.2 мм под нижней плоскостью, существлвали также варианты с динамо-реактивной пушкой Курчевского, шестью реактивными ускорителями (по три под каждым крылом), и даже с поплавками для взлета и посадки на воду. Однако все они остались экспериментальными образцами и в серию не пошли.

Всего построили 371 самолет (включая прототипы). Этими истребителями были укомплектованы 18 истребительных авиаэскадрилий. В целом И-4 сыграл положительную роль в развитии советского самолетостроения. Как и большинство машин того времени, он пробыл на вооружении в строевых авиачастях недолго - всего четыре с половиной года, после чего в конце 1933 г. был переведен в категорию учебно-тренировочных самолетов.

В 1931 г. конструктор И-4 Сухой разработал модифицированную версию, внешне заметно отличавшуюся от предшественника. И-4бис не имел нижнего крыла, у него была увеличена длина предкрылков, установлен новый капот двигателя, закрывающий цилиндры. Но, несмотря на все новшества, дальше испытаний в НИИ ВВС дело не пошло. Так закончилась короткая история первого серийного истребителя П.О.Сухого.

Модель.

Коробка очень напоминает "Звезду". Нет, не по дизайну - по идеологии. Рисунок на коробке неплох - во всяком случае, "объект" похож сам на себя. Боковины заявляют о модельном ряде БЕРКУТа - сплошь реактивные самолеты, к тому же исключительно отечественные. Для любителей этой тематики сообщаю, что БЕРКУТ производит СУ-27, СУ-30, СУ-37 и МИГ-29, выпускавшиеся в свое время фирмой NAKOTNE. Это то, что указано на боковинах. На обороте - вариант окраски. Насколько он соответствут действительности, сказать не могу - соответствующего материала у меня просто не было, а потому остается рассчитывать на честность производителя. Но, в принципе, похоже - самолет-то советский, изысками окрасок не отличающийся. Коробка, кстати, заявляет о возможности собрать один из трех вариантов - И-4, И-4Z и АНТ-5.

И-4 - это стандартный состоявший на вооружении истребитель, И-4Z - опытный образец для проекта "самолет-звено" (согласно Шаврову, эта модификация не имела такого обозначения), а АНТ-5 - прототип с другой формой руля поворота и капотом, не закрывающим цилиндры.

В инструкции все просто и понятно, порядок сборки ясен и доступен - никаких проблем. Историческая справка неплоха, но не более того. В целом впечатление положительное, только сама бумажка, на которой все напечатано (формат А4, кстати) по качеству напоминает "звездовскую". Это - единственный минус.

Декали ужасны. Что поделать - это Anna&Co. Вот ей-богу - сколько раз встречал эти декали - с каждым разом все хуже и хуже. Начнем с того, что они крошатся - их невозможно использовать без MicroSet. Но возникает другой вопрос - а зачем вообще они нужны? Шесть звезд и бортовая "двойка" - вот и все, что дается в коробке. Это можно подобрать и самому, причем гораздо более высокого качества.

Зато пластик приятно удивил - две небольшие рамки, облоя и утяжин нет, отделяются детали от литников просто, собираются без проблем, гофр дан великолепно. Честно скажу, я не ожидал этого от модели. Единственный более-менее сложный момент - установка цилиндров, коих ровно девять. И то это не сложно, а скорее просто нудно. Вот, собственно, и все.

Окраска традиционна для авиации СССР начала тридцатых годов. Зеленый верх, голубой низ. Полозья "эрэсов" стального цвета. Больше об окраске ничего не скажешь - это вам не пятицветный лозенг и даже не трехцветный камуфляж Люфтваффе или Королевских ВВС.

В завершении о размерах. Проверка по четырем параметрам показала следующее:

  Реал 1:72 Модель
длина 7 280 мм 101.11 мм 100.50 мм
размах верхнего крыла 11 400 мм 158.33 мм 157.50 мм
размах нижнего крыла 5 700 мм 79.17 мм 78.00 мм
колея шасси 1 600 мм 101.11 мм 100.50 мм

Каков итог? Модель удалась! Простая в сборке и геометрически правильная, она дает возможность представить этот достаточно неоднозначный период развития отечественной авиации. Если вам этот период интересен - берите смело. К тому же модель совсем недорогая - всего-то около 70 рублей. За такие деньги это - лучшее, что может быть. Только декали замените.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 6
Декали (качество) - 1
Упаковка - 7
Пластик (качество) - 8
Соответствие прототипу - 8
Достоверность окрасок - 8
Деталировка - 7
Собираемость - 9



Модель собиралась несколько лет назад, поэтому будте снисходительны :)