главная страница модели

Никита Донцов

Sopwith 1B1 фирмы Eastern Express

Типичная для моделей ВЭ коробка с весьма приличным рисунком, обойтись без которого при постройке будет просто невозможно (об этом позже). Краткая справочка о самолете не несет практически никакой информации - видимо, производитель оставил историческую справку на совести покупателя, мол "будет делать - сам найдет". Найти, надо признать, есть где.

Открываем коробку... Ба, так это ж "ТОКО"! Тот самый, из которого, собственно, "РОДЕН" вырос. Литье в меру аккуратное, рамка А (с двигателем, кабиной и крыльями) отлита просто великолепно - ни облоя, ни утяжин на деталях. Рамка Е тоже без нареканий, благо на ней лишь одна деталь - верх фюзеляжа (в моем случае - одноместный, с одним пулеметом). А вот рамка Б подкачала: огромный облой на пулеметах, стойках бипланной коробки, капотах мотора. Хотя ликвидировать это безобразие не сложно - любой моделист не раз через это проходил...

Декаль аккуратная и качественная, на поверхность ложится без проблем. Вариантов три - русский, английский и французский. Теперь посмотрим, что по этому поводу говорит инструкция...

А вот инструкцию смотреть не надо! Дается там только один вариант - №1136 "Воздушного флота", Харьковский дивизион, авиация гетмана Скоропадского, лето 1918 года. Вариант этот вызывает сомнения, по крайней мере у меня. Никакой информации по нему я найти не смог... к тому же и декаль на него весьма скудна...

Второй вариант, который можно собрать - французский бомбардировщик Sopwith 1.B.1 (тот, что нарисован на коробке). Судя по эмблеме - эскадрилья SOP.107 по состоянию на 1917 год. Вот только лотарингский крест должен быть не в овале, а в круге. Англичане... Только опознавательные знаки и номер - 8617 белый. Номер этот принадлежал самолету абсолютно другого типа и к "Сопвичу" отношения не имеет.

Далее начинается самое интересное - игра в угадайку. Из инструкции абсолютно не понятно, какой капот монтировать (их два), какие детали использовать... Рамки пронумерованы, а вот нумерации деталей (так, как это делают все производители моделей) нет. Гадай, моделист, сам думай, где находится деталь 15-Б! Благо, деталей не так много, и имея подробную информацию о желаемом самолете, его можно будет собрать. Но не начинайте без солидной информационной поддержки - будет столько огрехов и "ляпов", что Ваш "Сопвич" будет не более чем "модель по мотивам", хотя в этом, на мой взгляд, есть не только минусы...

Уже начав сборку и детально рассматривая инструкцию, я заметил, что в ней дважды повторяется рисунок монтажа шасси, но нет изображения установки верхнего крыла. Дерзай, моделист!

Итак, для сборки выран французский вариант. Оставляя выявление погрешностей в геометрии крыльев и фюзеляжа на совести наиболее придирчивой части моделистов, замечу, что проработка фюзеляжа сделана в целом неплохо, однако чувствуется, что пресс-форма используется уже достаточно долго.

Начинается сборка с интерьера пилотской кабины - а он крайне скуден, особенно в сравнении с последними моделями "Родена". Но, несмотря на это, все детали встают на свои места без проблем, что называется, "как к себе домой". Приборной панели нет, а потому советую подобрать что-нибудь из старых запасов. Окраска для таких самолетов стандартная - цвет полотна (АКАН №362) и деревянный силовой каркас фюзеляжа.

Далее собираем ротативный двигатель. Конструкция этого узла хорошо продумана и позволяет сделать винтомоторную группу свободно вращающейся. Единственная проблема (опять-таки из-за долго использования пресс-форм) - приходится очистить двигатель от облоя и кусочков литников. Я делал это различнми шкурками, начиная от 600 и до 1500. Затем покрасил движок комбинацией из стального серого и полированного алюминия. Если в узел крепления поставить шайбу 22-А (так указано в инструкции), то необходимо иметь в виду, что из двух вариантов капота придется делать длинный. Если шайбу не ставить, то можно обойтись коротким. Выбор - по чертежам, без которых модель не собрать. Деталь 42-А лучше оставить на литниках, этот аморфный кусочек пластика вообще ни на что не похож, лучше из подходящей заготовки самостоятельно выпилить эту заглушку. И еще - какой бы вариант капота вы ни выбирли - стачивайте 0.5 мм пластика с внутренней стороны - иначе мотор не сможет вращаться.

Половинки фюзеляжа стыкуются приемлемо, если применять "Супермомент", то шпаклевка практически не нужна, поскольку выдавливаемый на поверхность, клей не только скрепляет половинки, но и заливает шов. Остается только пройтись шкурочкой (лучше всего №800). Небольшая щель получается при пристыковке верхней части фюзеляжа - там потребуется шпаклевка. Главное - не забыть сохранить "посадочные места" для стоек бипланной коробки, иначе возникнут большие проблемы.

Крылья, равно как и деталь 8-В, встают на свои места "как родные", требуя лишь незначительной предварительной обработки (удаление облоя).

После этих процедур модель, в соответствии с рисунком на коробке была окрашена в цвет полотна (АКАН 362), отдельно в тот же цвет окрашено верхнее крыло, отдельно окрашен заранее смонтированный узел стабилизаторы-киль, сборка которого никаких проблем также не вызвала.

Самый сложный момент (не считая растяжек, само собой), это "вырубить" из облоя стойки бипланной коробки. С кабанными проблем не возникло, а вот крыльевые... А ведь на одной еще и "вилка" ПВД имеется...

Еще маленькое замечание - ни в коем случае не отделяйте детали от литников резаком. Они имеют нехорошую тенденцию ломаться при малейшем прикосновении. Мой совет - используйте миниатюрный лобзик - он и стоит недорого, и выпиливать им очень удобно, и ни одна деталь не повреждается.

После обработки стоек шасси и бипланной коробки они все были окрашены в цвет старой древесины, затем простым карандашом тоненько нанесены сучки и разводы. Верх фюзеляжа (опять-таки в соответствии с рисунком на коробке) окрашен в стальной серый, а капот, еще до установки его на место - в цвет полированного алюминия. Краски из старых запасов, еще не АКАН, потому номеров не помню...

Осталось окрасить колеса (диск цвета полотна, пневматик, понятное дело, черный) и пулемет (вороненая сталь). Кстати, еще три пулемета из этого набора были убраны "в загашник" - сделаны неплохо (не считая облоя) и "каши не просят".

Тщательно просушив краску, я сделал разметку на фюзеляже под отверствия для всевозможных расчалок и тяг, после чего установил двигатель, капот и шасси. Теперь, на так называемых "стапелях" (есть у меня такое нехитрое приспособление), пришло время натягивать всевозможные "веревочки".

Про технологию их натягивания ничего нового не скажу - обыкновенная витебская нить, сверление, установка стоек коробки на "Супермоменте" и т.д. Желающие могут подробно ознакомиться с этой технологией в журнале "М-Хобби". Один нюанс - декали на верхнее крыло я перевел до того, как установил его на самолете - так удобнее и проще, да и нет риска повредить готовую коробку биплана.

После натяжки всех расчалочек наклеил так называемые "тянулки" - тросы управления, затем "переплет" хвостового оперения. Руководствовался в основном теми же источниками - рисунком на коробке, фотографиями из "М-Хобби", здравым смыслом (как обычно).

В целом получилась очень и очень неплохая модель бомбардировщика Первой войны, да к тому же еще и француза.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 3
Декали (качество) - 6
Упаковка - 4
Пластик (качество) - 6
Соответствие прототипу - 9
Достоверность окрасок - 3
Деталировка - 6
Собираемость - 7