главная страница модели

Никита Донцов

Sopwith Snipe фирмы Eastern Express

Берем в руки "до слез знакомый образ" - одно из творений ВЭ, очередной "Сопвич", на этот раз "Снайп". Повторяться нет желания, все настолько традиционно и привычно, что жаль тратить время. Все те же минусы, все те же плюсы. В общем, все то же самое...

Рисунков, как обычно, два: на лицевой стороне коробки и сбоку. В первом случае изображен самолет Уильяма Баркера (Е8102). Только это была машина раннего выпуска со "срезанной" верхушкой киля, рулем поворота с роговой компенсацией и элеронами без таковой. А на рисунке показан поздний вариант "Сопвича", т. е. окраска не соответствует модификации.

На боковине - "Снайп" красвоенлета Сапожникова. На этот раз никакого противоречия между окраской и модификацией нет, зато сама окраска вызывает серьезные сомнения. Есть несколько фотографий этой машины, на которых отлично видно, что ни белых кругов под звездами, ни серийного номера (ко всему прочему, данного неправильно) быть не должно.

Инструкция. Что интересно, на этот раз нормально, четко и понятно, показаны все "посадочные места" деталей. Вот всегда бы так! Историческая справка традиционна и в очередной раз не повторяет то, что написано на коробке. То есть повторяет, конечно, но другими словами. Кому и зачем нужны эти литературные изыски при том же содержании текста - загадка. Вариант окраски, как обычно, один, и так же традиционно - тот же, что изображен на верхней части коробки. Как всегда, отсутствует прорисовка литников с указанием нумерации деталей - из модели в модель ВЭ этим пренебрегает.

Декали приятно удивили - поначалу. Это оказался не ВЭ, а "родной" ТОКО: приятная голубая подложка, четкие цвета, оба варианта явным образом отделены друг от друга и к тому же подписаны (что немаловажно в свете "доброго" подхода ВЭ к составлению инструкций) и, забегая вперед, налицо великолепная "переводимость" изделия. Однако при более внимательном изучении нашлись и отрицательные стороны, причем минусов оказалось едва ли не больше, чем плюсов: пропорции кокард имеют мало общего с оригиналом, белая окантовка на них уж слишком тонкая и, ко всему прочему, "убитая" небольшим сдвигом цветов; вместо 6 надписей "Lift Here" имеются только 4, а вся остальная техничка просто отсутствует; звезд почему-то всего две и они зачем-то расположены поверх белых кругов, про остальные несоответствия с "РККВФ-овским" вариантом окраски уже говорилось выше.

Качество исполнения "экспрессовских" декалей с "токовским" не сравнить, но зато кокарды на них более правильные. Есть еще один интересный момент: звезды из черных превратились в красные. Скорее всего, это было проделано из комерческих соображений (далеко не каждый слышал о "чернозвездных соколах"). Уж лучше бы озаботились исправлением ошибок, но этого от ВЭ мы вряд ли дождемся...

Пластик, на первый взгляд, сюрпризов не преподносит. Все знакомо, все достаточно просто и понятно. Что обидно, в наборе представлен только поздний Снайп, а значит, разрекламированную окраску на самолет Баркера сделать затруднительно: придется перепиливать крыло (простым стачиванием выступающей части элерона не обойтись, необходимо изменить и форму законцовки), да и киль менять тоже придется. Сразу предупреждаю: отделяя детали от литников, резаком лучше не пользоваться - пластмасса слишком хрупкая. Только лобзик или пилка, иначе будут "переломы" и сколы.

Интересно дана приборная панель: в инструкции она нарисована с приборами, реально же представляет из себя многоугольный кусочек толстого пластика и ничего более, ни намека на "циферблаты". Как поступать, решайте сами, я просто установил эту деталь, покрашенную в черный цвет, на ее место, благо не так уж и хорошо ее видно.

При склеивании половинок фюзеляжа понадобится шпаклевка нижней части - там не все стыкуется "в ноль". Нехитрое оборудование "кокпита" - педали, сидение пилота и ручка управления - устанавливаются прямо на нижнее крыло, которое затем вклеивается в фюзеляж. Зазоров нет, шпаклевка не нужна - все стыкуется хорошо. Киль и руль поворота неправильной формы, их лучше просто выбросить и вырезать новые из "виолопласта". Установив нижнее крыло, надо начинать процесс окраски.

Интерьер традиционен: деревянный каркас, фанерная обшивка, ближе к хвосту сменяемая полотном. Снаружи фюзеляж трехцветный: серый (это краска такая, Battleship Gray, а не неокрашенный металл), за ним зеленый (PC10), а снизу - неокрашенное полотно. Ориентиром границы цвета служит расшивка сверху и ее "виртуальное продолжение" на нижней стороне фюзеляжа. Крылья и горизонтальное оперение сверху "пи-си", снизу полотняные. Это стандартная окраска британских ВВС второй половины войны.

Стойки шасси серые, крыльевые - неокрашенное дерево. С окраской мелочевки типа пулеметов и костыля тоже никаких проблем: все традиционно. Интересная деталь: на тот вариант, который я выбрал, необходимо по линии расшивки на фюзеляже нанести тонкую светлую полоску. Сделать это можно либо при помощи масок, либо тонкой линией заранее окрашенного скотча, накленной на нужное место. Цвет либо белый, либо серебристый - я выбрал второе (так мне показалось красивее).

После окраски приступаем к сборке. Первая проблема - капот, который встает на место с перекосом, образуя заметную щель, особенно сверху. Вообще, весь этот узел нуждается в переработке: ось вращения мотора слишком тонкая, она изгибается под тяжестью двигателя с пропеллером. Поэтому в идеале надо сделать так: сначала на собранный фюзеляж установить двигатель (втулка-ось-шайба, все выточить из литников), затем поставить верх фюзеляжа, и последним - капот. Получившиеся щели зашпаклевать, обработать шкуркой и покрасить еще раз. Все, носовая часть готова.

Окрашенные отдельно стабилизаторы и киль встают на места без проблем - не забудьте подготовить в них отверствия для натягивания всевозможных "веревочек". Стойки бипланной коробки окрашиваются как обычно - деревянный цвет (АКАН №924), "вилка" ПВД - стальная.

О том, как натягиваются расчалки, распространяться не буду: ждите выхода специальной статьи на эту тему или найдите старые М-Хобби, там все это есть. Один момент: кабанные стойки устанавливаются в последнюю очередь, по моему опыту, заранее их ставить нельзя: они слишком маленькие и "ненаправленные", чтобы с первого раза занять правильную позицию. И еще одно: не ленитесь расщеплять нить на тонкие полоски. Я вот, торопясь закончить работу за выходные, не сделал этого и получил в итоге не совсем "приличный" вид растяжек. И самое главное: кусочки нити, которые вы будете устанавливать в основание стоек, по длине должны быть как минимум на 0.5 см. длиннее, чем то расстояние, на которое они рассчитываются.

Да, и не забудьте про декали! Я перевел их перед установкой верхнего крыла, а на нижнее крыло - даже перед тем, как занялся стойками коробки.

Поскольку самолет Баркера делать смысла не было из-за слишком большого объема доработок и переделок, а машину Сапожникова делать я просто не хотел (Гражданская война мне совсем не интересна), пришлось рыться в фотографиях и "загашнике" с обрезками декалей в поисках возможных вариантов.

Тем, кто решит пойти по моему пути, могу посоветовать найти декаль от "Виккерса Вими", производства все того же ВЭ. Шрифт серийных номеров совпадает с одним из двух вариантов, используемых на "Снайпах". Недостающие стрелки с надписями "поднимать здесь" можно взять с какого-нибудь "Полуторостоечного", ну а выбор кокард почти неограничен (подойдут и самолеты Второй Мировой). Самостоятельно придется сделать только "бирки" с заводским номером и/или номером контракта (это такие маленькие белые прямоугольники и Т-образные фигуры, хорошо заметные на фотографиях с правого борта).

В конце концов я остановил свой выбор на "Сопвиче" с серийным номером E6201, произведенным фирмой "Болтон и Пол". Эта машина не совсем обычна: на ее верхнем крыле была установлена противокапотажная пирамида, которую я без особых проблем собрал из четырех кусочков тянутого литника.




Последний шаг - стойки шасси. Тут все без проблем, благо сами стойки точно такие же, как в старом добром "Сопвиче Полуторастоечном". Отличается только ось, которая, кстати, может выгибаться, имитируя нагрузку. Очень интересный и полезный момент, жалко, что на более поздних моделях (на том же "Полуторостоечном" хотя бы) от этого отказались.

С хвостовым костылем также никаких трудностей не возникло - он простенький, клеится легко. Тросы управления, а также расчалки, поддерживающие стабилизатор, устанавливаются в последнюю очередь. Руководствоваться при этом надо чертежами и фотографиями, тогда все пройдет гладко. Вот, собственно, и все - очередной "Сопвич" готов.

Для любителей "точной механики" привожу табличку, сопоставляющую реальные размеры самолета (переведенные в 72-й масштаб), чертежи из Windsock Datafile и модель Восточного Экспресса:

размах крыла длина
верхнего нижнего
самолет 131.5 126.9 84
чертежи 131.5 126.5 83
модель 132 127.1 86

По сравнению с самолетами позднего выпуска, длина руля поворота ранних машин была меньше на 21 см (3 мм в масштабе), а размах и форма законцовок верхнего крыла такие же, как у нижнего. У "Дрэгона" коробка крыльев идентична "поздне-снайповской", а фюзеляж стал длиннее на 58 см (8 мм).

Какой напрашивается вывод? Модель интересная, в сборке не простая, но и не особенно сложная - начинающему в целом доступна, вот только... Надоело одно и то же: декали и "выкраски" не соответствуют действительности. То есть "в главном" все верно (кокарды трехцветные, номера английские), но, стоит только "копнуть" поглубже, появляется желание просто выкинуть все декали. Да и собранный "Сопвич" поначалу производил довольно неприглядное впечатление, однако затем, по мере установки бортовых номеров и технички, он "заиграл". Конечно это все равно немного скучноватый вариант, особенно на фоне "лозенговых" немцев, но техничка его бесспорно оживила. Вот только у всех-ли будут такие запасы номеров и технических надписей, какие нашлись у меня?

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 5
Декали (качество) - 3
Упаковка - 5
Пластик (качество) - 5
Соответствие прототипу - 3
Достоверность окрасок - 3
Деталировка - 6
Собираемость - 5