главная страница модели

Никита Донцов

Siemens-Schuckert D.III/D.IV фирмы Eastern Express

Прошай, однообразие Британии! Прощай, вечнозеленый верх и вечнополотняный низ! В моем "сборочном цеху" - снова немец, да еще какой! "Сименс-Шуккерт" самого Эрнста Удета (пускай и не боевой, а "прогулочный") - это заслуживает внимания. Что ж, начнем.

Коробка абсолютно обычная - за сохранение традиций ВЭ заслуживает высший балл. За нежелание изменений - низший. Это уже какой-то нездоровый консерватизм получается. Хотя, собственно, чему удивляться, если рынок позволяет все оставлять как есть. Рисунок на коробке (разработки ТОКО, кстати говоря) соответствует прототипу, т.е. "Сименсу" D.III, вот только руль поворота должен быть не красный, а белый - эту ошибку в све время допустили в "Виндсоке", но затем англичане ее исправили, а производители модели - нет. Второй вариант (тот, который сбоку) тоже исторически верен, но об этом ниже.

Инструкция вопросов не ставит: технология сборки проста и понятна, порядок сборки на первый взгляд нормален (чуть позже посмотрим, так ли это), историческую справку по традиции не читаем (смысл?), вариант окраски на последней страничке изучаем вскользь (он повторяет рисунок на коробке и содержит ту же ошибку). Еще там не должно быть никакой технички и номера самолета, так как он был целиком крашеный. Стоп! Подпись к этому варианту окраски звучит так: "Siemens-Schuckert DIII обер-лейтенанта Альфреда Лернера" ! Как вам это? У меня нет слов... Неужели не смогли хотя бы правильно скопировать кусок текста?!

Декали традиционны для ВЭ - на первый взгляд вроде все нормально, хотя подложка излишне глянцевая (по-моему) и поля вокруг декалей великоваты, а посему перед размещением на модели надо аккуратно обрезать по контуру все их элементы. Номера указывают на второй вариант окраски - самолет Альфреда Ленца, командира Jasta 22, тот, который на боковине коробки. Правда, с оговоркой: самолет этот скорее не зеленый, а цвета темного дерева (к такой мысли приходишь, если просматриваешь фотографии и выкраски из того же Datafile). Насчет технички на этот самолет также сказать особо нечего - на темном фоне самолета она просто не видна, так что была она там или нет - не понятно, но если была, то то, что дано - вполне подойдет. Кроме одного - надпись "Siem.Schuc. D III" использовать, конечно же, не надо.

Пластик достаточно аккуратный, облоя мало, детали отделяются от литников неплохо (лобзиком, резак я использовать не рискнул - научен горьким опытом). Сомнения возникли, когда присмотрелся к месту установки нижнего крыла на фюзеляже и собственно крыла для D.IV - здесь разработчики явно намудрили, ошибившись с переходом задней кромки крыла на фюзеляж. Для тех, кто будет собирать DIV это может стать проблемой, и довольно серьезной.

Сборку начал с интерьера - вот тут и всплыл первый огрех. Если все делать "по инструкции", получается, что ручка управления находится на уровне головы пилота, а кресло установлено прямо на полу. Бред, короче говоря. Я быстренько сделал ножку кресла из литника и с ней без проблем собрал интерьер. Маленький нюанс - ставя кресло, не промахнитесь - оно должно быть все-таки посередине кабины. Окраска традиционна - борта фанерные, каркас деревянный, кресло из красной кожи, приборы управления стальные.

Половинки фюзеляжа собрались без проблем - ровно и аккуратно, главное - использовать бутилацетат. Форма фюзеляжа правильная, облоя и утяжин на нет, так что никаких трудностей.

Ожидая, пока высохнут склеенные половинки фюзеляжа и окрашенный интерьер, я произвел замеры по основным параметрам, которые дали следующие результаты:

Siemens-Schuckert D.III
  Реал 1:72 Модель
Длина самолета 5850 81,25 81,50
Верхнее крыло 8400 116,67 117,50
Нижнее крыло 8130 112,92 115,00
Хорда верхнего крыла 1460 20,28 19,00
Хорда нижнего крыла 1000 13,89 14,10

Siemens-Schuckert D.IV
  Реал 1:72 Модель
Длина самолета 5850 81,25 81,50
Верхнее крыло 8350 115,97 116,50
Левая консоль верхнего крыла 4210 58,47 58,20
Правая консоль верхнего крыла 4140 57,50 58,20
Нижнее крыло 8350 115,97 116,50
Левая консоль нижнего крыла 4210 58,47 58,20
Правая консоль нижнего крыла 4140 57,50 58,20
Хорда верхнего крыла 1000 13,89 13,50
Хорда нижнего крыла 1000 13,89 13,50

Комментариев не даю - каждый волен решать сам.

Переходим к сборке планера - тут вам и огрех номер два. Нижнее крыло напрочь отказывается вставать на свое "законное" место. Нет, оно, конечно, встает (по передней кромке), но щели при этом полуаются полумиллиметровые. И это еще полбеды. Задняя кромка крыла прямая, а на фюзеляже даны зализы, которые, по логике, должны являться как бы продолжением крыла. Но это по логике - на практике все иначе, и зализы эти образуют ступень, которую приходится стачивать, обильно добавляя шпаклевку в щели вокруг этого узла. При должном старании эту проблему можно побороть - но предупреждаю сразу, занятие это не для слабонервных.

Далее стабилизаторы - огрех номер три. Кто придумал обрубить фюзеляж и сделать его окончание (маленький конус) на детали со стабилизаторами - осталось загадкой. Пользы от этого, на мой взгляд, никакой, а вот шпаклевать и обрабатывать это место крайне неудобно - овальная форма, плюс очень мало места (боишься задеть зубцы для "рулилок"). Мучился долго, но, вроде бы, получилось. Установка киля после этого показалась просто детской забавой, а вот костыль задал еще один вопрос. Дело в том, то фюзеляж сходит на конус не прямой линией, а с небольшим закруглением, а линия стыковки костыля сделана абсолютно прямой. Либо надо обработать линию, либо подшпаклевать уже приклеенную деталь (что гораздо хуже по причинам, указанным выше).

Собранный таким образом планер необходимо загрунтовать серебрянкой (обязательно), поскольку она очень качественно проявляет все недоделки в шпаклевании и обработке. Лучше увидеть и подточить, где надо, заранее, чем потом ругаться, докрашивая и перекрашивая уже практически готовую модель.

Пока сохнет грунтовка, можно нанести лозенг на верхнее крыло. Здесь все традиционно, и, кстати, обошлось без неожиданностей: декаль перевелась легко и закрепилась очень неплохо, хотя, несмотря на это, я все-таки применил "МикроСол". Теперь можно переходить к покраске: четырехлопастный воздушный винт окрашиваем в цвет темного дерева (затем светлым деревом сделаем характерные разводы), кабанные стойки и стойки шасси - в серый (поторопившись, я взял излишне темный, надо было светлее, на мой взгляд, идеальный вариант - английский Light Sea Grey или даже немецкий RLM77), в тот же серый - низ фюзеляжа до центроплана включительно (хотя это еще вопрос - он мог быть и цвета неокрашенного металла). Руль поворота окрашивается в белый, причем сделал я это без использования аэрографа - АКАНовская краска великолепно нанеслась кисточкой. Теперь на очереди красный - только сначала надо масками закрыть другие цвета (что естественно) и подготовить к окраске отдельно от планера крыльевые стойки, капот и шасси, а также кок винта. Тут уже без аэрографа не обойтись. Да, чуть не забыл - перегородку в фюзеляже (между кабиной пилота и мотором, ту, на которой крепится двигатель) необходимо покрасить в стальной цвет - будет смотреться гораздо выигрышнее. Перегородка эта, кстати, добавит проблем, но об этом позже.

Полностью окрасив самолет, приступаем к окончательной сборке. Вначале винтомоторная группа - и тут всплывает огрех № 4. Дело в том, что капот, перегородка и фюзеляж имеют разный диаметр и плохо стыкуются, образуя щель. Я решил эту проблему в стиле гордиева узла - просто взял и закрыл весь шов стяжной лентой из алюминиевой фольги. Смотрится хорошо, правда немного не достоверно, ну да бог с ним. Далее займемся стойками - с крыльевыми проблем нет, а вот кабанные оказались странноваты - у них неправильный угол, причем он неправилен, если смотреть на стойку сбоку (что само по себе не очень страшно), и при креплении этот угол ведет ее к перекосу и нарушению угла при виде спереди, что гораздо неприятнее. Долго промучившись, я худо-бедно установил верхнее крыло, хотя по уму, конечно, надо кабанные стойки сменить.

Закончив с крыльями и бипланной коробкой, переходим к стойкам шасси - тут ничего особо сложного нет, одно пожелание - сверьтесь с чертежами, прежде чем их монтировать. Надо проверить правильность посадочных мест, иначе возможен перекос.

Последние штрих - черырехлопастный пропеллер и декали - тут вообще все просто. В этой модели крепление воздушного винта проработано на редкость разумно и грамотно, на моделях ВЭ мне это еще не встречалось. Хотя совершенству нет предела ...

Декали (шесть крестов, надпись "LO!" и четыре эмблемы на лопасти пропеллера) встали без проблем, и обработанные "Солом" идеально повторили поверхность. Одно небольшое предупреждение - не переусердствуйте с "МикроСолом" - если его будет слишком много, декаль может не распрямиться. И еще - никогда не наносите его на непросохшие декали - это черевато крупными неприятностями.

Подводя итог, отмечу, что модель эта произвела приятное впечатление. И не только субъективное, вызванное сменой британской линейки на немецкую, но и достаточно нетрадиционной, интересной и весьма неплохо продуманной технологией крепления винтомоторной группы. И вообще сложилось такое впечатление, что сначала талантливый технолог спректоровал фюзеляж, затем бездарный "налепил" на него крылья, а затем торопящийся менеджер поленился проверить правильность вариантов окрасок. Вот такие вот три составные части, ну или "три источника", если хотите ... :)

А в целом неплохо. Не хуже и не лучше, чем другие, но интереснее. Это факт.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 5
Декали (качество) - 6
Упаковка - 5
Пластик (качество) - 6
Соответствие прототипу - 6
Достоверность окрасок - 3
Деталировка - 6
Собираемость - 5