главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

RAF S.E.5a w/Wolseley Viper фирмы фирмы Roden

рецензия фоторепортаж о сборке




Самолет.

RAF S.E.5/S.E.5a, послуживший прототипом очередной модели украинской фирмы, вместе с "Кэмелом" составлял основу истребительной авиации Великобритании в последний год Первой Мировой войны.

Самолет разработали в конце 1916 г, а в апреле следующего года он появился на фронте. Машины второй серии получили новую коробку крыльев уменьшенного размаха, а с третьей серии 150-сильные двигатели заменили на 200-сильные. Все эти изменения привели к смене обозначения с S.E.5 на S.E.5a, но до сих пор точно не известно, когда именно это произошло официально. Согласно сохранившимся документам RAF, S.E.5a - это "короткокрылая" модель вне зависимости от мощности двигателя, в то время как в исторической литературе так принято именовать только самолеты с моторами в 200 л.с.

Редукторные 200-сильные моторы Hispano Suisa, как французской, так и английской постройки, отличались не слишком большой надежностью, и осенью 1917 г на самолеты начали ставить Wolseley Viper - дальнейшее развитие "Испано" в сторону упрощения и усиления конструкции. "Вайперами" оснащалось большинство построенных S.E.5a.

Модель.

В целом модель соответствует чертежам из Windsock, но размах крыльев на 1.5 мм больше. Примерно такое же расхождение и с таблицами размеров (в том числе и с приведенной в инструкции). Кроме того, в пластике неправильно показаны прорези на нижней панели капота (в инструкции они изображены верно), а люк в правом борту за кабиной не совсем точен.

Не все в порядке и с деталировкой. Отсутствует "заводная рукоятка" (динамо) на правом борту кабины ( см.фото ). Небольшие "петли", с помощью которых радиатор крепится к капоту, в модели искажены до неузнаваемости: они увеличены в несколько раз и превратились в настоящие "ребра жесткости". Создается впечатление, что разработчики мастер-модели просто не представляли себе, что это такое (в отличие от художника, выполнившего картинку на "обложке"). Все мелкие детали выглядят какими-то оплывшими, как будто пресс-формы эксплуатируются уже много лет, а выхлопные трубы отлиты со "сдвигом", из-за чего их надо переделывать. Традиционно "копийные", но недостаточно прочные стойки лучше сделать самому.

Зато впервые (разумеется, не вообще, а только для Roden'овских моделей самолетов Первой Мировой в масштабе 1:72) в комплект входят стекла. Правда, они не пластиковые, а пленочные, но для плоского ветрового козырька это даже лучше. Зато с "застеклением" иллюминатора в фюзеляже придется повозиться.

"Собираемость" модели плохая: слишком многое приходится шпаклевать и точить. Кроме того, в фюзеляж пришлось ставить распорки, иначе борта получались вогнутыми. Стабилизаторы оказались изогнутыми как крылья дельтаплана, пришлось возиться с их распрямлением. Возможно, "перекошенность" пластика и "замыленность" всей мелочевки характерна только для данной отливки, оказавшейся бракованной. Но не распечатывать же в магазине все коробки для того, чтобы найти лучший набор...

Декаль, коробка и инструкция.

Внешнее оформление модели следует традиционному "фирменному" стилю: красивая картинка на обложке, которой можно пользоваться как образцом при "расчаливании" модели, дополнена портретом и краткой биографией аса.

Инструкция по сборке подробна и понятна, однако содержит один "ляп": перепутаны номера деталей стоек центроплана. Кроме того, возможна путаница при выборе пропеллера из-за того, что на литниках их номера "пробиты" явно неудачно - непонятно, какой номер соответствует какой детали.

В инструкции по окраске обнаружился пробел: нет никакой информации о местах размещения инспекционных панелей ("контурные" треугольники), которых, кстати должно быть не 4, а 6. Есть также и одно противоречие: в инструкции предписывается красить стойки шасси под дерево, а на коробке они зеленые.

К декали же претензий еще больше. К сожалению, она типична для моделей Roden: ставшая уже традиционной некачественная печать ("сдвиг" цветов) почти безнадежно испортила белую окантовку кокард. Остается только посоветовать производителям для избежания подобных вещей давать белые круги, синие кольца и красный "бычий глаз" отдельно. Уж лучше собирать опознавательные знаки из нескольких частей, чем пытаться переделать испорченные. В довершение всех неприятностей на данной декали отдельные элементы имеют неточные размеры: например, серийный номер для варианта VI, кокарды для верхних крыльев и "триколор" на хвосте явно меньше, чем нужно.

Варианты окраски.

I. Фотографии этого самолета в нашем распоряжении нет, поэтому проверить достоверность варианта не представляется возможным, но один момент бросается в глаза: при использовании подобного стиля написания серийного номера на киле по правому борту буква должна располагаться над второй, а не над третьей цифрой.

II. Окраска в целом соответствует фотографии, но ширина белой окантовки фюзеляжной кокарды была примерно в два раза меньше. Кроме того, согласно книге "The S.E.5 File" (G.Page & R.Sturtivant, Air Britain, 1996), на этом истребителе стоял двигатель "Испано-Сюиза". К сожалению, проверить это утверждение не представляется возможным из-за того, что носовая часть самолета в объектив фотокамеры не попала.

III. Несмотря на то, что это "титульный" вариант окраски модели, не обошлось без явной ошибки (или даже подтасовки фактов). В инструкции и на обороте коробки указано, что Э.Мэннок летал на этом самолете в июле 1918 г в 74-й эскадрилье RAF, в то время как на "лицевой" стороне коробки в биографии летчика справедливо отмечено, что в это время он командовал 85-й эскадрильей. При ближайшем рассмотрении оказывается, что схема объединяет тактические обозначения одного истребителя (74-я эскадрилья, весна 1918 г) с серийным номером другого (85-я, июль 1918 г). Кроме того, пропорции кокарды даны неправильно. В действительности она была такой же, как и в варианте II.

IV. Белая окантовка фюзеляжной кокарды должна быть шире примерно в два раза. "Забыт" темный (вероятно, красный) вымпел, прикрепленный к задней кромке руля поворота.

Заключение.

До сих пор моделистам были доступны всего две модели RAF S.E.5a: Revell и ESCI (плюс несколько их копий и "перепечаток", выполненых другими фирмами). Обе достаточно неплохи, но их солидный возраст (39 и 35 лет) делает новинку от Roden'а выгодным приобретением, несмотря на все ее недостатки. Особенно если учесть заложенную в "кит" возможность постройки нескольких модификаций знаменитой машины.