главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

Roland D.VIa и D.VIb фирмы MAC

рецензия фоторепортаж о сборке



Самолет.


D.VIa

D.VIb

В середине 1917 г для немецкой фирмы LFG наступили нелегкие времена. Ее "Роланд" D.III проиграл в конкурентной борьбе "Пфальцу" D.III, после чего большая часть заказов на серийное производство была отменена. Попытки улучшить летные данные истребителя путем облагораживания обводов фюзеляжа при сохранении технологии ("Роланд" D.V) успехом не увенчались, и инженеры LFG разработали совершенно новую конструкцию.

"Скорлупу", выклеенную из шпона, заменила обшивка "корабельного" типа. Доски, соединенные внахлест, придавали фюзеляжу должную прочность при малом весе и меньшей, чем раньше, трудоемкости производства. Одновременно разрабатывались несколько проектов под разные двигатели: 160-сильный "Мерседес" (триплан D.IV и биплан D.VI), 195-сильный "Бенц" Bz.IIIb - копию "Испано-Сюизы" (D.VII) и 160-сильный ротативный "Сименс-Хальске" Sh.III (D.IX).

Два последних "пострадали" из-за недоведенности двигателей, триплан не показал никаких особых преимуществ, и "победителем" оказался D-шестой. В феврале 1918 г, по окончании Первого Конкурса Истребителей, D.VIa запустили в серию (50 экземпляров).

Буква "a" обозначала двигатель "Мерседес". Ее потребовалось добавлять из-за того, что к этому времени уже появился более перспективный вариант с новым мотором Bz.IIIa мощностью 185 л.с. D.VIb, запущеный в серию в апреле (заказ на 50 шт), оказался единственным аппаратом, оснащенным этой силовой установкой. Однако серийное производство двигателя задерживалось, и в июне фирма LFG получила еще один заказ на выпуск сотни D.VIa.

Итоги участия машины во Втором Конкурсе Истребителей оказались разочаровывающими, однако серийное производство продолжилось. В августе и сентябре были подписаны контракты на поставку последних полутора сотен D.VIb.

Благодаря более оптимальной форме фюзеляжа и ряду других улучшений, "шестерка" избавилась от недостатков предшественников, однако оказалась хуже своих конкурентов. По мнению боевых летчиков, она не имела преимуществ даже перед давно и безнадежно устаревшими "Альбатросами". Это обстоятельство и определило столь малую серию - 350 единиц, что в 2 раза меньше выпуска "Пфальца" D.XII и почти на порядок - "Фоккера" D.VII. На фронте "Роланды" были достаточно "редкими птицами". По состоянию на конец июня 1918 г их было 55 (в т.ч. 17 D.VIb), а два месяца спустя - 70 (12).

Модель.

Совпадение с чертежами из Windsock Datafile практически идеальное. Отдельные огрехи есть, но все они "плюсовые" - достаточно убрать лишнее, и все будет OK. Вероятно, из стремления сэкономить на прессформе, рамку с деталями сделали общей для обеих моделей. Однако один из двух вариантов фюзеляжа в каждой модели изымается (возможно, из жадности). Тем не менее, имеется возможность построить, например, ранний D.VIb с оперением от D.VIa. Остается лишь сожалеть, что это получилось случайно (и из-за природной лени производителя, помешавшей срезать все "лишние" детали), иначе были бы сделаны и ранние стойки крыла (на виде сбоку они были прямыми, в противоположность стандартным элиптическим) и второй вариант выхлопного коллектора.

Модель комплектуется пленечными стеклами (два варианта) и "травленкой", которая в большинстве случаев к месту (особенно в интерьере кабины), но не тогда, когда ей пытаются иммитировать трубы круглого сечения.

Качество отливки приемлемое, облоя и утяжин нет. Однако "лицевые" поверхности деталей проработаны недостаточно хорошо и выглядят грубовато, а стойки излишне толстые. Впрочем, этот недостаток не слишком сложно устранить, т.к. пластик легко обрабатывается.

Зато сборка коробки крыльев представляет серьезную проблему: "посадка" нижнего крыла на фюзеляжный пилон сама по себе является непростой задачей, а тут еще и места крепления стоек размечены неверно, а фюзеляж какой-то перекошенный ...

Декаль.

Качество исполнения декали выше всяких похвал: отличная полиграфия, полное отсутствие "сдвига цветов", сама декаль тонкая и хорошо переводится.

В наборе присутствуют индивидуальные обозначения, "техничка" (даже с некоторым избытком - по одному лишниму экземпляру весовой таблицы и заводской эмблемы) и кресты. Для D.VIa даются два варианта опознавательных знаков: "железные" кресты, отмененные еще до того, как "Роланды" пошли на фронт, и "балочные", причем в позднем варианте. Ранние же "балочные" кресты отсутствуют, хотя они встречались на многих самолетах. Для D.VIb кресты только одного типа (прямые поздние).

Если кресты нужной формы можно подобрать из других декалей или же накрасить самостоятельно, то отсутствие "лозенга" - серьезная проблема...

Инструкция и коробка.

"Живопись" на коробках производит хорошее впечатление - качество исполнения рисунков заметно лучше, чем в других MAC'овских моделях.

К сожалению, об инструкции этого сказать нельзя - она выполнена в полном соответствии с традициями фирмы: схема сборки упрощена до предела, однако вполне понятна; указания по переводу декалей присутствуют, но не в полном объеме (забыта часть "технички"); инструкция по окраске отсутствует как класс (если не считать за таковую картинку на коробке), также как и подписи к вариантам; о схеме натяжения тросов и расчалок никто из разработчиков даже не подумал.

Варианты окраски.

"Заглавный" вариант окраски - самолет из Jasta 23b, доставшийся после войны американцам. Белые круги на фюзеляже появились, предположительно, уже у новых хозяев - есть фотография машины в точно такой же окраске, но без них. На то, что это один и тот же самолет, указывает светлый диск правого колеса. В изображении на коробке есть и явные ошибки: внутренние стороны колес черными не были, а кресты на хвосте и нижнем крыле имели другие пропорции (см. фото здесь и вверху страницы).

1219/18 (предположительно из Jasta 30). Это одна из первых серийных машин с "прямыми" стойками крыльев, "балочными" крестами ранней формы и иным расположением эмблемы LFG ( см. фото ). Итальянский пулемет делать не обязательно, т.к. на другом снимке того же самолета он отсутствует.

3612/18 из Jasta 78b. Правильно сделать "фронтовую" окраску этого самолета с имеющейся декалью невозможно. Вариант можно посмотреть здесь - он во всем соответствует фотографии, за исключением окраски крыльев, которую установить не представляется возможным.

3615/18. Единственный вариант, не вызывающий возражений. К сожалению, расположение фирменной эмблемы по имеющейся фотографии определить нельзя.

5012/18. Придется переделать выхлопную трубу и подрезать хвостовой крест ( см. фото ).

7502/18. Это вообще-то был D.VIb с американскими звездами на крыльях и многоцветным камуфляжем, цвета которого не известны ( см. фото ). Самолет использовался в экспериментах по маскировке.

На коробке приведен самолет с гербом на фюзеляже. Возможно, это 2225/18. Снова кресты неправильных пропорций. Фотографию этой машины можно посмотреть вверху страницы. Эмблему фирмы на них не видно, но на оригинальных снимках она достаточно хорошо просматривается.

2217/18. Это экспериментальная машина с новой двухстоечной коробкой крыльев ( см. фото ).

Заключение.

Из-за сложности сборки эти модели можно рекомендовать только опытным моделистам. Вместе с тем, к ней в полной мере относится известный рекламный слоган "при всем богатстве выбора другой альтернативы нет". Нельзя же всерьез рассматривать качестве конкурента MAC'у древний "кит" от Pegasus'а или его еще более редкую отечественную копию "перестроечных" времен...