главная страница модели

Алексей Слодарж (Екатеринбург)

Roland D.II фирмы Pegasus


фото © Pegasus

Самолет.

D.II стал дальнейшим развитием созданного весной 1916 года аэроплана Roland D.I, который, в свою очередь, произошел от достаточно удачного двухместного биплана-разведчика LFG Roland C.II. Конструкция самолета для своего времени была весьма передовой (деревянный монокок с зализанными обводами) но обладала и рядом недостатков: плохое охлаждение двигателя, слишком "строгое" управление и неудовлетворительный обзор вперед-вниз серьезно сказались на эффективности нового истребителя. На D.II немного укоротили фюзеляж, радиаторы с бортов перенесли в верхнее крыло, приподнятое на своеобразном пилоне. Обзор немного улучшился, но в целом боевые качества самолета заметно не изменились.

Самолет оснастили двигателем Mercedes D.III мощностью 160 лс и двумя пулеметами Spandau 08/15. Существовала также модификация D.IIa с двигателем Argus As.III, отличавшаяся удлиненной носовой частью и большим количеством "жабер" охлаждения на бортах. Кроме "родной" фирмы, самолет строил по лицензии завод Pfalz.

Наиболее широко истребители Roland применялись на "второстепенных" театрах - в Македонии и на Восточном фронте, где два или три попало в руки Русской армии.

Модель.

Модель прикладывалась к чертежам из книги издательства Albatros Productions. Заключение можно дать такое: фюзеляж, плоскости и стабилизаторы попадают в них достаточно точно. Руль поворота немного неправильной формы, что не "лечится", так как верхние углы имеют больший радиус закругления, чем у оригинала. Самая заметная ошибка - толщина фюзеляжа меньше "чертежной" местами почти на 2 мм.

В целом отливки вполне в традициях ЛНД. Облоя не много, но он весьма массивный. Имитация провисания полотна отсутствует, вместо него дана разметка в виде внешней расшивки.

Стойки, кроме шасси, входят в набор в виде полистирольных прутов двух сечений. В инструкции приведены "чертежи", по которым и предлагается нарезать из них стойки. Стоит отметить, что "фирменные" пруты весьма гибкие, отчего практически непригодны для изготовления элементов, несущих нагрузку.

Интерьер оформляется полом с очень условной имитацией педалей, сиденьем пилота, панелью приборов и ручкой управления. Все эти элементы стоит заменить на самодельные.

Двигатель и выхлопной коллектор даны в белом металле. "Мерседес" отлит очень грубо и его также проще выбросить и заменить самоделкой, элементами из наследия ТОКО в исполнении "Восточного экспресса" или излишками из Fokker D.VII от Roden. Массивный кок дан в одну деталь с пропеллером, лопасти которого, видимо, проще срезать и заменить новым.

Декаль.

Окраска дана на один вариант: FAA220 (для разработчиков это осталось секретом), Восточный фронт, 1917 г. Кресты в восьми позициях, индивидуальные обозначения ("зигзаг") в двух, и клеймо Axial в двух (эмблемы LFG и Pfalz отсутствуют). Однако надо иметь в виду, что вышеназванный источник относит этот вариант окраски к модификации D.IIa. Фотография, по которой авторы реконструировали боковик, крайне нечеткая и не позволяет точно установить, запечатлен ли на ней D.II или D.IIa, но по форме крестов можно с достаточной долей уверенности предположить, что это была машина производства фирмы Pfalz, а значит камуфляжная схема должна быть другой.

Один из элементов декали имитирует альтиметр - весьма заметный элемент на пилоне верхнего крыла.

Инструкция и коробка.

Инструкция сделана в стиле, присущем скорее смоляным моделям: авторы оставили массу места для приложения инженерных способностей моделиста. Коробка традиционного для Pegasus оформления с небольшой исторической справкой и плохо читаемой схемой окраски.

Вместо заключения.

Сочетание очень высокой цены и крайне низкого уровня проработки деталей делают набор малопривлекательным для рядового моделиста. В то же время модель этого самолета выпускалась только британской фирмой Merlin в начале 80-х и была еще хуже. Поэтому для любителей "эксклюзива" достаточно высокой квалификации Roland D.II от Pegasus можно смело рекомендовать как прекрасное дополнение к коллекции моделей Первой Мировой.

Литература.

P.M.Grosz. LFG Roland D.II. Windsock Datafile # 47. - Albatros Productions, 1994.

Александров А.О., Петров Г.Ф. Крылатые пленники России. - СПб., 1997.