главная страница модели
деталировка и окраска

Сергей Алексеев

Pomilio PE фирмы Ardpol. Первый взгляд

Несколько дней назад на очередном "сборище" МКСМ я приобрел по просьбе приятеля пару моделей Ardpol. Прежде мне уже приходилось видеть модели этой фирмы, но только сейчас появилась возможность внимательно их изучить. Впечатлениями об одной из них - итальянском разведчике "Помилио" PE - я спешу поделиться с читателями (см. также рецензию на "Хальберштадт" C.V).

Сразу бросается в глаза качество внешнего оформления модели. Обычно "резин-кит" комплектуется невзрачной коробкой, или даже "лепестком", отпечатанными как будто на допотопном ротапринте, или в лучшем случае ксероксе. Инструкция такого же качества исполнения часто помещена на обороте лепестка (или с внутренней стороны коробки). Ну а декаль, если она вообще есть, должна, как правило, отправиться прямиком в мусорную корзину.

В данном же случае все не так. Коробка сделана из глянцевого картона в традиционном для продукции фирмы стиле: сине-желтая расцветка и качественно нарисованный цветной боковик на фоне чертежа. По уровню исполнения она может считаться примером не только для "гаражной индустрии", но и для "титанов" модельного бизнеса.

Инструкция отпечатана на хорошей бумаге и кроме указаний по сборке и окраске содержит также несколько слов на двух языках (английском и польском) о прототипе модели и чертежи в масштабе 1:72. Руководство по сборке исполнено в спартанском стиле, однако вполне понятно. Единственный минус - путаница с номерами травленых деталей хвостового оперения, разобраться с которой, впрочем, не составляет никакого труда. Черно-белая схема окраски показывает все четыре проекции самолета. Сама по себе она не слишком понятна, однако вкупе с изображением на коробке позволяет без проблем покрасить модель. К сожалению, отсутствует схема тяг и расчалок, без которой правильно собрать модель самолета Первой Мировой войны практически невозможно.

Декаль отличного качества отпечатана в четыре краски без "сдвига цветов" - полиграфического брака, часто встречающегося на декалях. Это отлично видно по тонким белым и красным элементам на фюзеляжной эмблеме: малейшее смещение - и рисунок безнадежно испорчен. Всего дается один вариант окраски - тот, что показан на коробке и в инструкции (а с соответствием декали и инструкции у "шорт-рановских" моделей часто бывают проблемы). К сожалению, нигде не сказано, где и когда летала эта машина. Нет этой информации и в итальянской книге 1980 года издания, из которой окраска, вероятно, и была позаимствована (достоверность предложенной схемы будет рассмотрена отдельно).

На этом описание "внешнего оформления", пожалуй, можно закончить и перейти к рассказу о собственно модели. Кроме инструкции и декали, в коробке лежат три пакетика: в одном (самом большом) - две половинки фюзеляжа и 4 плоскости, во втором - все остальные эпоксидные детали, а в третьем - плата фототравления (произведена фирмой Part), а также пленочные ветровые стекла и приборная доска.

Качество отливки деталей особых нареканий не вызывает, проработка поверхности не уступает пластиковым моделям. В глаза бросается только плохо получившиеся многочисленные прорези на капоте (слишком уж они были мелкие), а также ступеньки на борту фюзеляжа, показанные почему-то внешней расшивкой. Интерьер кабины также вполне "на уровне", показан и силовой набор на ботах фюзеляжа. Дополнительный "плюс" модели - крылья, как и в пластиковых моделях, устанавливаются на штифтах, что упрощает сборку. Размечены также "посадочные места" на крыле и фюзеляже для крыльевых и центропланных стоек, однако для шасси этого почему-то не сделано. Отсутствует разметка и для хвостового костыля.

Внешне "Помилио" вполне похож на себя, контрольные замеры (размах, длина, хорда) соответствуют табличным значениям, но провести более "тонкую" проверку не представляется возможным из-за отсутствия приемлемых чертежей. В моем распоряжении имеются только чертежи образца шестидесятых годов, но сверяться с ними по меньшей мере неразумно. Судя по всему, у самих производителей модели с информацией тоже было не густо: список использованных источников состоит из одного наименовния - польской энциклопедии по самолетам Первой Мировой войны издания 2000 г. Издания подобного рода в детали конструкции и различия модификаций обычно не углубляются, и сверка модели с фотографиями показала ряд несоответствий деталей модели с оригиналом. Подробнее об этом можно узнать на отдельной странице .

Подытоживая все вышеизложенное, необходимо признать, что модель добротная, хотя и не лишена недостатков. Ее смело можно рекомендовать любителям самолетов Первой Мировой войны, которых не может отпугнуть значительная цена (в Москве модели Ardpol стоят в 6 с половиной раз больше чем аналогичные по тематике изделия Roden'а и в 12 - "Восточного Экспресса") и определенные трудности работы с эпоксидкой. Необходимо особо отметить уникальность данной модели - в настоящее время "Помилио" никто не делает, поэтому и альтернативы "Ардполу" нет.