главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

Phönix D.II фирмы MAC

рецензия фоторепортаж о сборке




Самолет.


История самолета, послужившего прототипом данной модели, началась весной 1916 г, когда немецкий конструтор Эрнст Хейнкель спроектировал истребитель "Бранденбург" KD. На родине Хейнкеля проект оказался невостребованным, зато заинтересовал союзников - австрийцев. Летом началось серийное производство, сначала в Германии, а осенью - на фирме "Австро-Венгерский Альбатрос" (с февраля 1917 г - "Фёникс").

"Бранденбург" D.I - такое "военное" обозначение получил KD - отличался от остальных истребителей необычной "звездообразной" системой крыльевых стоек. Подобная конструкция позволяла добиться большей прочности и отказаться от традиционных расчалок, однако была излишне тяжелой.

Машина изначально уступала истребителям противника по всем показателям, кроме прочности. Кроме того, она оказалась просто опасной для недостаточно подготовленных пилотов. Поэтому одновременно с постройкой серии началась и работа по устранению выявленных недостатков. В августе 1917 г стартовало производство улучшеной модели, названной "Фёникс" D.I (всего построили 120 экземпляров). От германского прототипа самолет отличался коробкой крыльев с традиционными стойками, более мощным 200-сильным двигателем "Иеро", удлиненным фюзеляжем и усиленным вооружением. В целом "Фёникс" был вполне "на уровне", однако, по мнению летчиков истребительных эскадрилий, машина все-таки оставалась перетяжеленной и недостаточно маневренной.

В марте 1918 г "единицу" в производстве сменил D.II (48 экземпляров). Облегчив конструкцию, разработчики также изменили элероны и горизонтальное оперение, улучшив тем самым управляемость истребителя. Одновременно с D.II начали строить и D.IIa (48 штук) - вариант с 230-сильным двигателем (из-за нехватки этих моторов каждый пятый самолет был "вторым-a" только по названию). Принятые меры не слишком улучшили репутацию истребителя, особенно с 200-сильным "движком", и большинство летчиков предпочитали "Фёниксам" продукцию фирм "Эффаг" и "Авиатик".

Летом 1918 г один из D.IIa модифицировали, добавив элероны на нижнем крыле (ранее они были только на верхнем) и подняв пулеметы из-под обшивки фюзеляжа наверх. По завершении испытаний заложили серию в 100 экземпляров. 61 построили до конца войны, однако ни один из D-третьих так и не успели сдать заказчику.

Если Мировая война продолжилась бы дольше, "Фёниксы" могли бы стать основой истребительной авиации Австро-Венгрии. По крайней мере, в плане на начало 1919 г стояло производство только двух истребителей: "Фёникса" D.III и "Фоккера" D.VII.

Модель.

Модель оставляет очень хорошее впечатление: качественная отливка, "приятная" пластмасса, хорошее сопряжение деталей и, как следствие, - легкость сборки. Совпадение с чертежами из Windsock Datafile почти идеальное (по ним и делали). Необходимо лишь удлинить прорезь в фюзеляже, куда вставляется горизонтальное оперение, и сделать более выпуклыми лючки в передней части.

Однако без "ложки дегтя" все же не обошлось. Двигатель похож на что угодно, но только не на мотор "Иеро": в пластике расстояние между цилиндрами постоянно, в то время как у оригинала было два блока по три цилиндра. Неправильно сделаны и выхлопные трубки. В модели они имеют сечением квадрат со скругленными углами, а в оригинале были более сложной формы: в корневой части - труба круглого сечения, которая затем заметно расширялись, приобретая овальное сечение ( см.фото - это как раз 422.14, там же видно и стандартную "техничку" на левом борту). К сожалению, исправить эти недостатки сложно, проще все сделать "с нуля".

Благодаря наличию фото-травления "внутренности" кабины смотрятся неплохо, есть даже привязные ремни и прицел. Но пространство между фюзеляжем и верхним крылом осталось пустым, а ведь там была настоящая "мешанина" различных трубок и трубочек. На всех рулевых поверхностях отсутствуют "качалки", к которым крепились тросы управления. Подкосы стабилизатора и достаточно широкие трубки для воды, идущие от мотора к радиатору, даются "травленкой", хотя их лучше было все-таки сделать из пластика.

В комплект поставки входит также ветровое стекло (пленочное). К сожалению, дан только один вариант - небольшой изогнутый козырек на передней кромке кабины, в то время как использовалось по крайней мере два (встречалось также большое плоское стекло трапециевидной формы, вынесеное вперед на уровень задней стойки "кабана").

Инструкция и коробка.

Оформление коробки традиционно для MAC'овских моделей: живопись на обложке особым качеством не блещет, но и "полным отстоем" не является - средний уровень.

Инструкция выполнена в "спартанском" стиле. Создается впечатление, что главной задачей для ее создателей была экономия бумаги. Тем не менее, вопросов по сборке, окраске и переводу декалей не возникает: несмотря на минимализм, все ясно и понятно. Единственный недостаток - отсутствие подписей к вариантам окраски:

A) D.II или D.IIa, Flik 55J, аэродром Pergine, июль 1918 г.

B) D.IIa сер.№ 422.14, Flik 55J, Alexander Kasza, июнь-июль 1918 г.

C) D.II или D.IIa, неизвестная часть, последние дни войны. Некоторые авторы высказывают предположение, что на этом истребителе летал Karl Teichmann, однако тактические обозначения самолетов Flik 14J несколько отличались от тех, что использованы на данной машине.

Декаль и варианты окраски.

Качество исполнения декали претензий не вызывает: смещения цветов нет, "переводимость" хорошая. Зато стремление удешевить производство, ограничившись тремя красками, привело к явной ошибке: заводская эмблема была на самом деле не черно-белой, а черно-желто-серой. Еще один серьезный недостаток - отсутствие "технички" - трафаретной таблицы на левом борту под двигателем.

Всего предлагаются три варианта окраски, к каждому из них есть замечания:

A и B) Неправильные эмблемы. Это особенно заметно в первом варианте.

C) Индивидуальным литерам, скорее всего, надлежит быть не "контурными", а черными (или красными) с белой окантовкой. К тому же их должно быть три, а не две (третья располагалась на центроплане).

Проще всего "довести до ума" второй вариант. Достаточно отказаться от "сердец", и получится окраска, относящаяся к маю 1918 г.