главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

Pfalz D.III и D.IIIa фирмы MAC

рецензия фоторепортаж о сборке




Самолет.


D.III

D.IIIa

Фирма "Пфальц" знаменита своими истребителями. Летом 1915 г. она выпустила самолет E.I - вооруженную синхронным пулеметом копию довоенного французского скаута "Моран-Солнье" H. Дальнейшим развитием этой машины стали "Пфальцы" E.II, E.IV, E.V и E.VI, но к весне 1916 г все резервы для улучшения конструкции были использованы.

Летом 1916 г. конструкторский коллектив так и не смог создать удачного истребителя бипланной схемы, и на какое-то время "выбыл из игры", а осенью фирма получила заказ на лицензионное производство самолетов "Роланд" (торговая марка фирмы LFG).

Положение изменилось весной следующего года, когда инженеры "Пфальц" спроектировали истребитель, получивший обозначение D.III. При его создании они использовали передовые технические решения, позаимствованные у "Роландов", а также сумели исправить большинство ошибок, допущеных конструкторами LFG. По результатам испытаний контракт на постройку лицензионных "Роландов" D.III был "переписан" на новый аппарат "Пфальц".

Серийное производство началось в апреле 1917 г. Летом, после постройки около 250 машин, в конструкцию истребителя начали вносить изменения: увеличили площадь стабилизатора, изменили форму законцовок нижнего крыла и подняли пулеметы наверх из под обшивки фюзеляжа. Модифицированные самолеты получили обозначение D.IIIa. Эта модификация оставалась в производстве до весны следующего года, когда на сборочных линиях ее сменили "Пфальцы" D.XII.

"Пфальцы" D.III и D.IIIa состояли на вооружении германских истребительных эскадрилий с июля 1917 г. до конца войны. Они были в чем-то лучше, а в чем-то хуже "Альбатросов" - основных германских истребителей того времени, но всегда оставались в тени "конкурентов", постоянно уступая им в численности в несколько раз. Начиная с мая 1918 г. и те, и другие начали постепенно заменять на "Фоккеры" D.VII, но до конца лета основу истребительной авиации Германии продолжали составлять истребители устаревших типов.

Во время Первой Мировой войны "Пфальцы" на экспорт не поставлялись. После ее окончания несколько машин было продано Турции, применявшей их в двадцатых годах в вооруженном конфликте с Грецией.

Модель.

MAC'овские модели обычно сделаны очень добротно, не стали исключением и "Пфальцы". Обе отливки качественные, без облоя и утяжин. Обращает на себя внимание тщательая проработка поверхности с имитацией лючков и прочих мелких элементов. Хорошо сделаны внутренности кабины, часть деталей дана "травленкой", входящей в стандартный комплект поставки. Неплох и двигатель, хотя он сделан все-таки похуже, чем в моделях Roden.

Совпадение с чертежами из Windsock Datafile практически идеальное. Только передняя кромка стабилизатора D.IIIa при виде сверху чересчур угловатая (но этот недостаток легкоустраним), да стойки толстоваты (зато прочны!).

Детали хорошо стыкуются друг с другом, что выгодно отличает модели MAC от продукции украинских конкурентов. При сборке "Пфальцев" шпаклевка практически не требовалось, а подпиливать пришлось только деталь, иммитирующую пол кабины, которая иначе просто не помещается внутри фюзеляжа. Без "ложки дегтя", однако, не обошлось: впечатление от легкой и приятной постройки модели портит обстоятельство, что верхнее крыло можно правильно приклеить только после долгой и скрупулезной подгонки кабанных стоек.

Можно отметить еще два момента. Массивные U-образные крыльевые стойки были приподняты над нижним крылом на двух небольших стойках. На моделях это воспроизведено, но не слишком удачно: "шпенечки" лучше сточить и заменить тонкой проволокой. И второе: для трубки, идущей от двигателя к радиатору, предлагается использовать "травленную" деталь, но ее лучше сделать "с нуля", тогда она, по крайней мере, не будет плоской.

Самостоятельно придется изготовить и ветровой козырек, но это уже не недостаток конкретной модели, а общее правило для моделей 72-го масштаба.

И еще один момент: в моделях дается только один вариант винта, в то время как в действительности их было два.

Декаль.

Оставляет двойственное впечатление. Дана вся "техничка" (в том числе и трехстрочная весовая таблица, не использующаяся ни в одном из предложенных вариантов окраски) и по два варианта крестов, но практически отсутствуют индивидуальные обозначения (за исключением нескольких элементов). Не дается и лозенг, несмотря на то, что он упоминается в инструкции. Судя по всему, фирма решила сэкономить на полиграфии, сделав двухцветные (черно/белые) декали и допустив при этом ошибку: заводская эмблема в действительности была цветной, о чем, кстати, упомянуто даже в инструкции к модели.

Кроме того, особой прочностью декали не отличаются, прилагавшаяся к "Пфальцу" D.III просто развалилась на кусочки. К счастью, испорченые кресты удалось взять от D.IIIa.

Инструкция и коробка.

Не в лучшую сторону отличаются от украинских моделей. Картинки на коробках у конкурентов выглядят покрасивее, а инструкции более продуманы и подробны. MAC'овские же схемы сборки совершенно невразумительны и сделаны таким образом, что полную информацию можно получить, только имея обе модели (как будто они продаются только в комплекте).

Общая в инструкциях только схема сборки пластиковых деталей, причем такая, что заставляет вспомнить старые модели советской разработки. Если бы модель оказалась чуть посложнее - путаница была бы неизбежной.

А вот все остальное "поделено" пополам: для D.III указано куда нужно переводить декали, а для D.IIIa удосужились только отметить, где должна быть "техничка", да и то не вся. Зато только в инструкции к "ашке" можно найти информацию об окраске (в том числе и текстовую) и указания по монтажу "травленых" деталей.

Варианты окраски.

На "Пфальц" D.III даны 5 вариантов окраски, причем сделано это довольно странным образом: на декали присутствуют 4, но один из них отсутствует в инструкции, а дополнительный пятый есть только на коробке. Объяснение его отсутствия на декали найти несложно: тактические обозначения на этом самолете были желтыми, а не черно-белыми, а серийный номер неизвестен. Из-за отсутствия прямых указаний на цвета окраски и обозначений, моделистам приходится ориентироваться только на то, что изображено на коробке (кроме картинки на "обложке", там есть еще два цветных боковика).

В целом предложенные варианты окраски соответствуют действительности, но есть два замечания: Альфред Ленц (Alfred Lenz) действительно летал на D1386/17 до апреля 1918 г, однако вариант окраски относится к более раннему времени (фотография датируется августом 1917 г.); Вернер Фосс (Werner Voss) и Ханс Вайс (Hans Weiss) летали на истребителе с серийным номером предположительно D1370/17 и именно его окраска воспроизведена и на коробке, и в инструкции, в то время как Хехт (Hecht) попал в плен на машине с номером действительно D1370/17, окрашенной иначе.

Для другой модификации предлагается три варианта, один из которых опять фигурирует только на декали. Два остальных показаны и в инструкции, и на коробке, однако правильно сделать самолет фон дер Марвица (von der Marwitz) можно только обладая дополнительной информацией, так как производители модели не удосужились показать вид сверху, где также присутствовали тактические обозначения. Вызывает вопросы и последний оставшийся вариант окраски. В литературе приводится несколько фотографий этой машины, но из-за плохого их качества многое можно только предполагать, однако все авторы сходятся на том, что "лозенга" на этом самолете все-таки не было, а на верхнем крыле была звезда, а не комета.

Заключение.

Если бы не сложности с установкой верхнего крыла, модели можно было бы смело рекомандовать даже начинающим моделистам. А так обязательно наличие хотя бы небольшого опыта постройки бипланов.