главная страница модели

Никита Донцов

Pfalz D.XII фирмы Eastern Express

Cнова у меня в руках модель Восточного Экспресса - "Пфальц" D.XII. Осматривая коробку, сходу замечаю, что на этот раз рисунок сверху и проекция на боковине коробки - совсем не одно и то же. Окраски разные, и, что характерно, обе недостоверны.

Та, что сверху, вообще подходит для D.III, но никак не для D.XII. Налицо прямой подлог, совершенный еще украинскими разработчиками из "почившей в бозе" фирмы ТОКО - не найдя "асовского" варианта окраски, они просто сфальсифицировали его, перенеся правильную окраску с самолета другого типа.

Проекция, изображенная сбоку, в целом похожа, но в оригинале камуфляж состоял из более узких линий других цветов (отсутствует коричневый и недостает еще одного оттенка зеленого, хотя остальные три цвета в основном верны) и хвост самолета на самом деле был лозенговый, а не зеленый. Руль поворота показан правильно. Крест на борту кабины верен, а вот надписей под пилотской кабиной (весовой таблицы) быть не должно.

Зачем я так продробно разбираю рисунок на коробке? Все очень просто - именно эта маленькая боковая проекция (при внесении в нее определенных изменений) и является единственным пригодным для воспроизведения на модели вариантом окраски самолета. То, что дано в инструкции (а там по традиции только один вариант, изображенный и на обложке) - откровенная "лажа" и делать самолет таким нельзя.

Для завершения темы окраски самолета надо остановиться на декалях. Они толстоваты, плохо переводятся (особенно лозенг) и требуют тонкой и аккуратной работы с обязательным "привариванием". Кроме того, лозенг, который дает производитель, состоит из четырех цветов, а нужен пятицветный. Но это еще полбеды. Декаль для верхнего крыла оказалась меньше самого крыла! Что делать в такой ситауции: заказывать нормальный лозенг в Англии (с учетом пересылки это обойдется фунтов по 10 за лист, а ведь нужно как минимум два...), докрашивать недостающие многоугольники самому, купить "на запчасти" еще одну модель или подобрать вариант окраски с окрашенным крылом - каждому моделисту придется решать самостоятельно. Я лично избрал последний вариант, что сократило свободу выбора прототипа до одной машины (но об этом позднее).

Опознавательные знаки даны правильно, только их необходимо вырезать по контуру и при этом не забыть белую окантовку (на декалях она есть). Обозначение типа самолета и его серийного номера наносились на двух бортах, в то время как в наличии имеется только один экземпляр такой надписи, а посему чтобы найти второй, придется попотеть (или все-таки купить еще одну модель).

Элемент декали номер 6 (весовая таблица) не используется, 7 и 8 (маркировка крыльевых стоек) относятся к самолетам другого типа, 9 (маркировка пропеллера) не совсем верна и лучше было бы найти такую же роденовскую. Кроме того, нет логотипа фирмы "Пфальц" и части технички: линии, обозначающей строительную горизонталь, серийных номеров на стойках, а также надписей "бензин", "масло", "брать здесь" и т.п.

Проверка соответствия размеров модели прототипу показала весьма странную картину: крылья получились очень даже неплохо (размах верхнего больше на 0.5 мм, нижнего - на 1 мм, а соответствие хорды идеально), зато фюзеляж оказался короче на 3 мм (если мерить от первого шпангоута до последнего), а общая длина самолета - аж на 4 мм.

Судя по всему, авторы мастер-модели попытались "исправить" чертеж из Windsock Datafile, приведя его в соответствии с таблицей размеров, из того же источника. И получилось у них это не так уж и плохо - если брать табличное значение, то длина модели окажатся всего на миллиметр меньше, чем надо ... однако, это значение не верно! В тексте "Виндсока" есть упоминание не только об этом, но и о том, откуда пошла путаница, и какие цифры правильные. Вот только разработчики модели разобраться в этом оказались не в состоянии.

Пластик подготовил и еще несколько сюрпризов. Не знаю, кто придумал такой "интерьер салона", как в этой модели, но он оставляет только одну возможность сборки:

Уф, вроде все. Как удалось избежать смещений и перекосов - не знаю, сошлюсь на везение. Да, забыл написать о том, какие краски использовал. Цветных фотографий "внутренностей" хотя бы одного из музейных "Пфальцев" я не нашел, поэтому проявил фантазию: силовой набор - темное дерево, обшивка - серебристо-серая, пол кабины - светлое дерево, пилотское кресло - черная кожа, рычаги управления - стальные с кожаными накладками. Двигатель, понятное дело, был окрашен в разные оттенки стального.

Швы по линии стыка фюзеляжа с крыльями пришлось шпаклевать. Понадобилась шпаклевка и по шву снизу. Сборка, шпаклевание и обработка шкуркой заняли целый день, после чего я приступил к вооружению и к обработке стоек бипланной коробки.

Разбираясь с местами установки пулеметов, я заметил, что желоб лентоподачи правого пулемета расположен ровно там, куда надо устанавливать сам пулемет. Что делать? Срезать его и установить заново правее, где он и должен быть. При этом надо помнить о кривизне фюзеляжа и подрезать деталь так, чтоб она встала ровно и без зазоров. Насчет отверстия в фюзеляже между двумя пулеметами волноваться не стоит - оно полностью скроется под верхним крылом. Поэтому и возиться с его интерьером не требуется - все равно ничего не будет видно.

Не знаю, как пластик отливали, но то, что стойки ломаются от прикосновения тонкой шкурки, будучи даже не срезанными с литников, повергло меня в состояние легкого шока - ведь облоя там немало и надо как-то с ним бороться... Поразмыслив, срезал весь облой обыкновенным лезвием, благо стойки прямые. Сломавшиеся залил суперклеем и после застывания последнего обработал шкуркой (тут уж без нее никуда). С помощью лезвия и все тех же шкурок освободил от облоя все остальные детали. Все, пришла пора браться за аэрограф.

Как я уже упоминал, несоответствие размеров верхнего крыла и декали для него вынудило подыскивать "специфический" вариант окраски. К счастью таковой нашелся: машина с серийным номером D2600/18 (та самая, что дается в модели!) в том виде, в каком она появилась в австралийском музее.

Итак, покраска. Момент наиболее волнительный и один из наиболее интересных в сборке. Начинаем с фюзеляжа. Сначала задуваем в темно-коричневый цвет хвостовую часть, затем тем же коричневым, только осветленным - носовую часть. Далее от краев к центру делаем грязный оливковый (ближе к носу) и средне-зеленый (ближе к хвосту). Оставшуюся часть красим темно-зеленым, затем маскируем с двух сторон и середину закрашиваем салатовым. После этого в коричневый хаки окрашивается стабилизатор сверху и металические части обшивки. Затем наступает черед цвета лакированного полотна, в которое окрашиваются нижние поверхности стабилизатора и верхнего крыла, а также нижнее крыло с двух сторон. Верхняя сторона верхнего крыла окрашивается в темно-зеленый, после чего остается тщательно промыть аэрограф и задуть белым цветом обе стороны киля и руля поворота.

Стойки бипланной коробки окрашиваются отдельно. К сожалению, в отчете реставраторов, согласно которому я красил модель, об их цвете не было сказано ни слова. Поэтому, чтобы не рыскать в поисках подходящей технички, я предпочел показать их выкрашенными светло-зеленой краской. Стойки шасси, центроплан нижнего крыла и капот снизу сделал серебристыми, пневматики колес "резиновыми", а пропеллер - "деревянным".

После нанесения всего этого цветового разнообразия начинаем работу с декалями. Верхнее крыло в нашем варианте лозенга не имеет, а потому сверху переводим кресты прямо на краску. Киль на самолете абсолютно не такой, как на боковике коробки - он должен быть лозенговый. А потому, используя ненужный в нашем варианте лозенг для верхнего крыла как основу, на которую с чертежа переводится форма киля (справа и слева), переводим получившиеся декали. Руль поворота при этом остается белым, и на него наносится крест из набора. Равняя горизонталь, не надейтесь на кромку киля, иначе вы рискуетет получить немного "заваленный" хвостовой крест.

В отчете рестовраторов ничего не говорится о том, какое полотно (обычное или лозенговое) было на нижней поверхности верхнего крыла. Я предположил, что там был лозенг и перевел соответствующую декаль, попытавшись закрепить ее одеколоном "Шипр" (по причине отсутствия под рукой "Микросола"). ВНИМАНИЕ!!! НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК!!! Пленка сразу же скукожилась и наглухо отказалась распрямляться. По истечении трех часов мое терпение кончилось. Отодрав несостоявшееся лозенговое полотно, я решил его не восстанавливать, благо отсутствие точных данных в уже не раз упоминавшемся источнике позволяет это сделать.

После этого переводим лозенг на нижнее крыло. Наученый горьким опытом, я подошел к этому с большей тщательностью и сумел добиться хорошего результата. Далее, используя остатки декали для верхнего крыла, изготовил 4 лозенговых "кругляшка" для дисков колес и, последним действием, поставил маркировку пропеллера и боковые кресты вместе с номером. Все, с декалями закончено. После сушки надо устанавливать мелочевку и думать о бипланной коробке.

После подготовки места для установки пулеметов, с оными не возникает никаких проблем. Окрашенные в "вороненый металл" и оборудованные направляющими "желобами", они хорошо встают на свои места. Главное, не забудьте перед этим закончить сборку двигателя, установив выхлопной коллектор и головку блока. Коллектор кстати, чуть увеличен в размере, и поэтому нуждается в уменьшении трубок примерно на 2-2.5 мм.

Коробка крыльев, скажем честно, ничего нового и интересного не преподнесла. Все до тоски стандарто и вполне "по-экспрессовски". Кабанные стойки лучше сделать самостоятельно, крыльевые необходимо подрезать по месту (1-1.5 мм, не более), мононить натягивается без особых проблем. После коробки я установил верхнее крыло, затем - хвостовой костыль и основные стойки шасси. Монтируя последние, не забудьте о расчалках, которые крепятся крестом между передними стойками, а также резинках амортизаторов, намотанных на оси непосредственно за колесами. Остается только пропеллер, который устанавливается традиционно, по схеме "втулка-ось-шайба".

С "тянулками" (тросами управления) никаких проблем на возникает, благо их не так много и практически все они расположены в хвостовой части. Все, сборка завершена, модель задувается сначала глянцевым, а затем матовым лаком.

Что в итоге? Честно говоря - двойственные ощущения. С одной стороны - безобразное отношение производителя к моделисту. Такую модель не сделает, пожалуй, ни один нормально мыслящий производитель ни одной нормальной европейской страны. Это просто ниже всякой критики. Но, с другой стороны, конечный результат радует глаз. Модель "смотрится". Гармоничная, многоцветная и "доведенная до ума", она, бесспорно, имеет право на существование. Но только какой ценой это право дается?.. Вот в чем вопрос.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 4
Декали (качество) - 3
Упаковка - 2
Пластик (качество) - 4
Соответствие прототипу - 3
Достоверность окрасок - 1
Деталировка - 7
Собираемость - 4