главная страница модели

Никита Донцов
при участии Сергея Алексеева

Nieuport 11 фирмы Eastern Express

Как писал Э.Чукашев в одной из своих рецензий, "модель от Родена - это как встреча со старым другом - вроде и знакомы давно, но каждый раз есть о чем поговорить" . Так вот, не знаю как RODEN, но ТОКО - это скорее не "старый друг", а "сосед по даче": хочется, чтобы был "суперский", но в природе так не бывает. Вот и токовский, то бишь ВЭ-шный "Ньюпор"-11 - как раз такой. Хочется поставить эту модель на полку, очень хочется, только... В общем обо всем по порядку.

Фирменный стиль коробки выдержан "от и до" (только в "живописи" присутствует один интересный момент - из воздухозаборника карбюратора почему-то валит дым как из выхлопной трубы грузовика). Исторической справки опять чуть-чуть, но к этому нам не привыкать. К тому же "historical background" моделисты (кому это интересно) всё равно изучают отдельно, серьезно и вдумчиво. А для детей вполне сойдет и так.

Инструкция - такой же хранитель фирменных традиций, как и коробка. Все просто и понятно. Только одна деталь вызывает вопросы, причем уже не первый раз: почему в исторической справке в инструкции и на коробке говорится одно и то же, но разными словами? У меня соображений нет, может поможет кто, а то ей-богу, не могу своим умом постичь! Порядок сборки дан хорошо, что куда клеить указано четко, придраться не к чему. Последняя страница с вариантом окраски - это "что-то особенного". Не хочу ругаться и долго высказывать всякие разности, но пару слов сказать надо.

Вопреки обыкновению, в инструкции дан совсем не тот вариант, что на коробке. И не один, а сразу два (точнее, полтора): вид сбоку на французскую машину, а виды сверху/снизу - на "француза" и "украинца". А дополняется все это великолепие подписью к окраске ... "Ньюпора"-16!

Снова у ВЭ присутствует путаница с обозначением цветов. Ну и как бедному моделисту понять, что за цвет скрывается под буквой "А", если вся палитра начинается с "Е" и заканчивается "Н"!? Что такое цвета "В" и "D" и почему пропущена буква "С"? Обо всем этом остается только догадываться...

Пластик "Ньюпора" примечателен тем, что он расчитан сразу на две модификации: типы 11 и 16. В комплект поставки входит заголовник для "Ньюпора"-16 или же "одиннадцатого" русской постройки (о последнем обстоятельстве разработчики, вероятно, не знали, или же просто не сочли нужным упомянуть); ракеты Ле-Приера (могут пригодиться для "Ньюпора"-11 русской или итальянской постройки или же типа 16); не совсем правильные пулеметы - "Льюис" (почему-то британский Mk.II) и "Кольт". Однако не хватает по крайней мере двух вариантов крепления пулемета и второго двигателя (впрочем, имеющийся мотор настолько упрощен, что вполне сойдет не только за оба "Рона" - 80 и 110 л.с., но и за "Клерже" или BR).

Что в пластике совсем не понравилось, так это его черезвычайная хрупкость. Пластмасса ломается даже под лобзиком, не говоря уж про резак! Стойки шасси, кабан, пулеметная установка и другие мелочи процесса снятия с литников просто не выдерживают - их лучше сделать заново из тянутого литника.

При сравнении модели с чертежами возникли серьезные проблемы. ВНИМАНИЕ! Стреловидность верхнего крыла меньше, чем должна быть (2 градуса против 4-х). Нижнее крыло при виде спереди практически прямое, а должно иметь небольшое поперечное V. Длина фюзеляжа на миллиметр меньше, чем надо, размах верхнего крыла меньше уже на 1.5, а нижнего - аж на 4 мм.

Декали, как и пластик, предназначаются сразу на две модели, что у ТОКО/ВЭ больше ни разу не встречается. Похоже на то, что сначала разработчики собирались сделать модель "Ньюпора"-11/16 (как в свое время "Сименса" D.III/D.IV), но затем до них дошло, что если упаковать один и тот же пластик в две разные коробки, то можно заметно увеличить доходы от продаж - еще один шаг к фирменному стилю "Родена" (наследника ТОКО). И случилось это "озарение" уже после того, как отпечатали декали.

"Переводные картинки" позволяют выбирать из пяти вариантов окраски:

К разбору окрасок остается добавить один немаловажный момент: все, без исключения, заводские обозначения неправильны. На руле поворота должны быть совершенно другие надписи, а "техничка" на крыльях переразмерена настолько, что легко может быть использованна на модели масштаба 1/32!!! Кроме того, налицо заметное смещение красной краски относительно остальных, хорошо видное на элементе декали, предназначенном для руля поворота.

Если все вышеизложенное не заставило отказаться от постройки модели, самое время приступать к сборке. Она начинается традиционно: с окраски интерьера и обработки мелочевки. Борта с внутренней стороны и "днище" окрашиваются под фанеру (граница цвета - линия расшивки на борту), все остальное, что остается - в цвет полотна. Силовой набор - темное дерево, ручка управления традиционно стальная. Кресло пилота деревянное. Кстати, настолько подробно прокрашивать "внутренности" необязательно - самолетик маленький, кабинка крошечная и видно в ней далеко не все.

Срезанные с литников и обработанные половинки фюзеляжа при склейке требуют шпаклевки, причем снизу раза в три больше, чем сверху. Я не стал отдельно шпаклевать фюзеляж, установив сначала нижнее крыло (оно цельное, и центроплан является одновременно полом кабины, на который и крепится вся "начинка"). Обрабатывая затем фюзеляж, сразу же зашпаклевал и шов нижнего крыла - остается только "вывести" все в единую форму в соответствии с чертежами. Удается это, надо признать, не сразу - приходится подшпаклевывать и обязательно грунтовать серебрянкой - иначе есть шанс не заметить какой-нибудь шовчик.

После сборки фюзеляжа в детали, представляющей ветровой козырек, вырезаем окошко для стекла - какой оно должно быть формы, надо подсматривать на фото, чертежи в этом плохой помощник. Сделав вырез, устанавливаем верхнюю рамку стекла (растягиваем литник и укрепляем его суперклеем на верхушке козырька). Получившийся проем будет затем залит жидким стеклом, но только после покраски. Еще не забудьте срезать с обеих сторон фюзеляжа трубы воздухозаборников, просверлить на их месте отверствия и подобрать соответствующего размера иголки от шприцев.

Проведя эти нехитрые операции, приступаем к окраске. Мой вариант - машина итальянской постройки с трехцветной полосой на фюзеляже. Окраска начинается с нанесения белого цвета на руль поворота и на фюзеляж позади кабины пилота. После высыхания краски маской закрываются вертикальные полосы тощиной 5 мм на руле поворота (в середине) и 7 мм на фюзеляже. Это будет основа опознавательных знаков Италии.

После того, как маски наложены, можно наносить основной цвет, в данном случае - "неокрашенное полотно". Обратите внимание - с нижней стороны в цвет полотна красится только средняя часть обоих крыльев, поскольку законцовки должны нести цвета национального флага (точное расположение линии разделения цветов необходимо смотреть на фотографиях). "Полотном" окрашиваются также стабилизаторы, оба крыла сверху, весь фюзеляж и диски колес.

Пока краска сохнет, есть время заняться мелочевкой. С крыльевых стоек надо сточить все "наросты", которые там есть (они далеко не масштабной толщины), а затем покрасить стойки в "темное дерево", после чего наклеить накладки из тонких полосок алюминиевой фольги. Кабанные стойки, подкосы стабилизатора и стойки шасси окрашиваются в стальной серый. Пулемет - вороненая сталь, его крепление - стальной серый. Про окраску винтомоторной группы не говорю - ничего нового тут нет, все цвета традиционны.

Последним штрихом окраски выступает окантовка - тонкие линии зеленого (в моем случае) цвета, проходящие по кромкам крыльев, стабилизатора, руля поворота и лонжеронам фюзеляжа. Это - самый сложный момент в окраске, поскольку требует внимания и аккуратности. Делается окантовка следующим образом:

После высыхания приступаем к окончательной сборке. Первая трудность, с которой предстоит столкнуться - капот. Он черезмерно толстый, надо стачивать изнутри, и стачивать прилично. Далее "щеки" - они тоже встают на места не без проблем, требуется подгонка. Вообще, идеальный вариант таков. Сначала по системе "ВОШ" (втулка-ось-шайба, для тех кто не знает) устанавливается двигатель без пропеллера. Затем изнутри красится капот. После высыхания он устанавливается на место в комплекте с "щеками", затем шпаклюется и зашкуривается. Обработанный капот окрашивается в алюминиевый цвет, после чего устанавливается воздушный винт.

Приступаем к крыльям. О том, как делаются растяжки, умолчу - см. отдельную статью (она вскоре будет опубликована). Остановимся на другом - кабанные стойки короче, чем надо, и заметно. И если с задней, V-образной, все достаточно просто и ее можно изготовить заново, то передние имеют более сложную форму и самостоятельно их сделать сложно. С другой стороны, если все оставлять как есть, нарушается угол установки стоек на виде спереди. Как с этим бороться - решайте самостоятельно.

Остается шасси - на первый взгляд, тут все как обычно. А вот на самом деле... Первое - стойки шасси слишком тонкие, это видно по чертежам. Второе - места крепления для подкосов надо высверлить практически на грубину крыла (то, что размечено - это лишь "намёки"). Если так не сделать, то стойки шасси не образуют прямую вертикальную линию с кабанными стойками, а будут выпирать вперед. Третье - сами колеса переразмерены на 1 мм. Вместо 9 мм их диаметр 10. Что получается? Этот узел абсолютно немасштабен и портит все впечатление. Выкиньте его и сделайте все заново, используя чертежи и фотографии.

Пулемет "на крышу" встает не параллельно крылу, а под углом, как бы направленный вверх. Для установки его в правильную позицию необходимо основные стойки станка подрезать по месту, укрепив предварительно пулемет на его основной кронштейн. Неплохо было бы также пустить тросик от курка пулемета в кабину к ручке управления.

Подведем итоги. Это игрушка, которая с трудом поддается перепиливанию в более-менее похожую модель. Судите сами: фюзеляж неправильной длины, крылья неверны по размеру и форме, стойки шасси тоньше, чем надо, колеса переразмерены. Идем далее: историческая справка - для ученика начальной школы, в декалях - ни одного полностью правильного варианта. Продолжать? Я думаю, не стоит. Ньюпор 11 от ТОКО/Восточного Экспресса абсолютно не подходит на роль коллекционной модели. Искренне советую всем воздержаться от его приобретения, поскольку модель имеет очень мало общего с оригиналом. Интересна она может быть, пожалуй, только начинающим (опыта набраться и понять, что не каждому пластику надо верить) да маньякам - любителям переводных картинок. Для всех прочих он непригоден. Вердикт краток: НЕ ПРИМЕНЯТЬ!

Хорошо, что одновременно с "одиннадцатым" не купил и "Ньюпор"-16, как собирался. Теперь я его точно брать не буду по вышеуказаннам причинам.

Оценки автора (по 10-бальной шкале):
Инструкция - 4
Декали (качество) - ? (не использовались)
Упаковка - 5
Пластик (качество) - 4
Соответствие прототипу - 1
Достоверность окрасок - 1
Деталировка - 4
Собираемость - 5