главная страница модели

Никита Донцов

Morane Saulnier I фирмы Eastern Express

Итак, очередная модель "Восточного Экспресса" - "Моран Солнье" тип I. После неплохого в целом французского бомбардировщика "Сопвич-полуторостоечный" ожидается как минимум что-то такого же уровня. Однако действительность не идет ни в какое сравнение с ожиданиями... И, что печально - не в лучшую сторону.

Упаковка традиционная для ВЭ - хороший рисунок сверху, анонс и краткая историческая справка по бокам, пустой низ (сколько рекламной площади... ну или хотя бы места для нормальных выкрасок). Немного удивляет лишь расположение расчалок на рисунке - явная ошибка: растяжки снизу крыла с передней кромки назад не натягивались, а крепились к стойкам шасси.

Инструкция также традиционна. По крайней мере, ее первая страница - все "по-экспрессовски". Что интересно - историческая справка на коробке и историческая справка в инструкции не тождественны, и обе мизерны. Надо больше, гораздо больше.

Открываем инструкцию. Да, это не "Токо". Не тот стиль. Скорее это похоже... Да на что угодно это похоже, на любой кооператив конца 80-х. Однако все четко, ясно, указаны номера деталей и их "посадочные места". Есть даже угол установки лопастей. Вопросов нет - все ОК. Последняя страница подкачала. На ней - два варианта окраски самолета - машины А.Козакова и И.Смирнова. Согласно плохо читаемым черно-белым выкраскам, самолет Козакова кремовый с серебристым носом и серебристыми дисками. Самолет Смирнова серебристый с оливковым носом и дисками колес. Простите, а чей самолет тогда на коробке? А на исторической справке сбоку коробки? Вопрос не праздный...

Вообще-то все самолеты на выходе с завода были желтыми, металлические части немного отличались только по тону, что давало фактически два варианта желтого цвета. Черный хвост с черепом и костями - эмблема 19-го КАО. Следовательно, если вы хотите собрать машины из 19-го отряда (они, кстати, ничем друг от друга не отличались внешне), ориентируйтесь на рисунок на коробке. Если хотите собрать другой аппарат ВВС России - ориентируйтесь на рисуночек сбоку коробки (тот, который с триколором). Но предупреждаю сразу: декали на этот вариант нет, искать придется самостоятельно. Варианты из инструкции надо просто аккуратно забыть и не вспоминать никогда - таких не существовало.

Декаль обычная, без изысков, но и без недостатков. Смещения цветов нет, переводится хорошо, прилипает "насмерть"... В общем, ничего особо примечательного. Сделать с ее помощью можно только один вариант. Какой и почему - см. выше.

Пластик... Однозначно подкачал, и подкачал неслабо. Во-первых, чуствуется да-а-авнее использование пресс-форм. Все детали оплыли, стойки утолщились... Получилось "мыло", из которого "части тела" модели надо вырубать. Берем чертежи. У меня под рукой был WINDSOCK DATAFILE 58 - MORANE-SAULNIER N,I,V - информации вполне достаточно. Чертежи - там правильные, по крайней мере, в линейных размерах. Просматриваем модель. Фюзеляж в носовой части верен (если удалить весь облой), хвостовая часть потолстела миллиметра на полтора и удлиннилась на миллиметр. Крылья очень оригинальные. У них, как и у хвостового оперения, неправильные законцовки. Их надо либо стачивать (тогда будет "Моран" I), либо чуть нарастить и выпрямить по кромке (тогда будет N). Киль я просто выбросил - проще сделать новый, используя пластик от сыра "Виола". В то же мусорное ведро отправились все без исключения стоечки, кроме основной стойки шасси - ее я все-таки решил очистить от облоя. Получилось неплохо.

Фюзеляж после обточки и доводки до масштабной толщины (согласно сечениям, в хвостовой части он "круглее", чем надо) был укорочен, но не на 1 мм, а сразу на 2.5. Получившуюся разницу заняла "рулилка", к которой затем было прикреплено хвостовое оперение (если делать по инструкции, получится зазор между "пеньками" стабилизаторов, а сами стабилизаторы будут буквально "висеть на соплях"). Поскольку никакого интерьера в модели не предусмотрено, я посадил в кабину пилота, для "живописности" подрисовав ему усы. Ручку управления собрал из двух кусочков тянутого литника. Пилотское кресло на ножку не ставил, а приклеил прямо к задней стенке кабины - все равно за пилотом ничего не видно.

Двигатель безобразен - другого слова не подобрать. После вытачивания его из облоя получается "нечто с пеньками". Человек с хорошим воображением представит в этих пеньках цилиндры. Человек, воображением не отличающийся, в ужасе отвернется. Мой совет - выбрасывайте "это" и ставьте нормальный двигатель - хотя бы от роденовского "Фоккера"-триплана (двигатель Le Rhône).

Склеив фюзеляж, не забудьте проточить отверствие для пулемета - то, как этот узел сделан разработчиками, подходит для детской игрушки, но не для модели. Прорезав отверствие, спокойно выбростье "пулемет" из набора и установите нормальный, роденовский. Не пожалеете. И еще момент - некоторым может показаться, что пулеметов два. Ошибка - та деталь, что потолще, это (внимание!!!!) ось вращения пропеллера! Хотя, честно признаться, похоже больше на ствол пулемета...

Итак, изготовив фюзеляж, обточив и поправив форму крыльев и стабилизатора, вырубив из облоя капот и кок винта и вырезав из "виолопласта" :) киль, необходимо начинать покраску машины, иначе потом будут проблемы. Все, кроме киля, я покрасил в "лакированное авиционное полотно" - желто-серый выцветший, АКАН №362. Киль, не мудрствуя лукаво, задул черной матовой краской (RLM22 из палитры того же АКАНа, №148). Двигатель - стальной серый (эту краску я в свое время самостоятельно смешал из REVELL'а).

Да, забыл, перед покраской надо уменьшить тощину крыльев, точнее, задней части крыла. Дело в том, что в фюзеляже для крыльев есть пазы, и пазы эти гораздо уже, чем крыло. Если не стачивать, рискуете получить "обратную стреловидность", поскольку передняя кромка крыла встанет правильно, а задняя в паз просто не войдет.

Итак, окрасив отдельно все вышеперечисленные детали, можно начинать сборку. Поскольку весь пластик был подогнан заранее, проблем не возникло. Двигатель крепился обычным способом - отверствие, втулка, шайба, монтаж всего узла. Повторяться не буду. Самое интересно начинается далее.

Лопасти пропеллера не соответствуют прототипу модели. Это винт не "Морана" I, а типа N, причем не совсем правильный! Что делать - выпилить новые, оставить как есть или просто выбросить всю модель - решайте сами. Дальше - больше. Установив лопасти (а они вклеиваются в кок винта в пазы - никаких дополнительных креплений для них нет), необходимо из тянутого литника сделать ось, которая соединит кок и лопасти пропеллера с двигателем. Но дело в том, что кок изнутри неправильной формы, и "поймать" нужную позицию для оси очень сложно. Мне это до конца так и не удалось - небольшой люфт заметен, если вращать пропеллер. Да, и еще - капот одевается на двигатель до установки кока винта, иначе он просто "не натянется" на свое место. Ну и, я думаю, не стоит говорить, что с обратной стороны капота надо снимать около 0.75 мм пластика. Капот кстати, изнутри я покрасил в стальной серый.

После монтажа винтомоторной группы устанавливается пулемет и можно приступать к установке шасси.

С основными стойками проблем нет, а вот хвостовой костыль надо делать заново, причем лучше даже не по чертежам (в них сложно разобраться), а по фотографиям прототипа - так и быстрее и проще. Из "родных" деталей для хвостового костыля я оставил только "вилку" - все остальное изготовил самостоятельно из тянутого литника.

Далее началась "череда ошибок", рассказывать о которых хотя и немного стыдно, но необходимо. Во-первых для окраски деревянных деталей (шасси, костыль, мачты и лопасти пропеллера) я использовал "Очень старую серебристо-серую древисину" АКАН № 925. Результат "не супер" - слишком похоже на сталь. Затем засверлил в крыльях отверствия под растяжки - они оказались излишне большими. Вместо сверла 0.4 мм надо использовать сверло 0.2, протягивать нить при помощи того же сверла и затем заливать отверствие суперклеем. Но это я понял позже, а тогда плюнул и решил оставить все так.

Просверлив отверствия, за 30-40 минут я разобрался с декалями, благо, их совсем немного. Кокарды на плоскости сверху и снизу, черепушка с костями по обе стороны киля да логотип "Моран-Солнье" на обе стороны капота - вот, собствено, и все.

Растяжки делал из витебской мононити, окаршенной после натяжения в металлический цвет. Получилось очень неплохо, однако в спешке я ошибся с местами крепления - часть растяжек надо было крепить к верхней части основной стойки шасси, я же укрепил все к нижней. Но смотрится все равно хорошо.

В завершение задул модель двумя слоями глянцевого лака.

Подводя итог, можно сказать, что машина, безусловно, интересная, делать ее стоит, но только при соблюдении как минимум трех условий. Во-первых, вы не должны быть начинающим моделистом, во-вторых вы должны обладать адским терпением и в-третьих у вас должен быть мешок запасных частей и "виолопласта", без которых модель не получится. Обладая всем необходимым можно не просто собрать очень и очень неплохой "Моран" I, но и переделать его в N или V, установив на полку рядом несколько весьма интересных аппаратов Первой Мировой войны.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 3
Декали (качество) - 8
Упаковка - 6
Пластик (качество) - 2
Соответствие прототипу - 4
Достоверность окрасок - 2
Деталировка - 5
Собираемость - 3