главная страница модели

Михаил Гитин

"Моран-Ж"

фоторепортаж о конверсии



Самолет "Моран-Ж" мне всегда нравился и я несколько раз пытался сделать его модель и "с нуля", и переделать из какой-нибудь другой машины. Но "Моран" почему-то у меня толком не получался (в отличии от "родственного" ему "Фоккера" E.III). После появления "Фоккера" и "Пфальца" от ICM я решил превратить их в "длиннокрылую" и "короткокрылую" модификации французского моноплана (в оригинале они назывались "тип G" и "тип H", но в России их не различали). Эта попытка оказалась более удачной.

Первым делом я укоротил носовую часть фюзеляжа и приклеил на "брюхо" кусочки пластмассы. Затем придал нижней части фюзеляжа нужный профиль и сделал закапотные "щеки". "Родные" капоты, предназначенные для двухрядного двигателя, пришлось уменьшить по длине почти в два раза. Кроме того, срезал переднюю стенку капота и сделал новую из кусочка тонкого пластика.

Потом сымитировал выступающий на полотне силовой набор, просверлил отверстия под стойки шасси, ручку управления, подножки, расчалки, тяги и т.п. Затем приклеил крылья (для "14-метрового Морана" я укоротил плоскости на одну нервюру). Так как немецкие самолеты имели большее количество крыльевых нервюр при том же размахе, а переделывать плоскости я побоялся из-за их тонкости, то на моделях крылья выполнены с ошибкой (лишняя нервюра).

Оперение модели толстовато и не совсем правильно, поэтому я его сделал заново не только для экс-"Фоккера", но и для бывшего "Пфальца". Потом приклеил стойки, костыль и прочие мелкие детали (почти все самодельные).

Покрасил обе модели в "натуральные" цвета материалов. Черные оконтуривающие полосы делать не стал, так как они были не на всех машинах, а облегчить себе работу хочется всегда...

После покраски установил колеса (из набора), натянул растяжки, загрязнил, затонировал. Поставил мотор и пропеллер (все из набора, для двигателя взял только один ряд целиндров). Покрыл матовым лаком.

При изготовлении моделей я пользовался в основном чертежами из "Моделиста-Конструктора". Кроме того, использовал фотографии, схемы и рисунки из различных книг, журналов и Интернета.

P.S. Изучив достаточно много фотографий "Моранов", я заметил следующее: в мелочах (и не только) разные машины могли заметно отличаться друг от друга. Например: форма выреза кабины, конструкция задней нижней стойки, к которой сходились расчалки, форма и размер руля поворота, места прикрепления растяжек к крылу, капот, двигатель, топливная система, кресло пилота, пропеллер, козырёк кабины, диаметр колес, хвостовой костыль... Так что достоверно сделать конкретный самолет сложновато, зато есть простор для творчества.