главная страница модели

Никита Донцов

Me163B фирмы Heller

Историческая справка

Самолет Ме-163 "Комета" - детище талантливого немецкого конструктора А.Липпиша (1894-1976), который, начиная с двадцатых годов, работал в "Немецком авиационном институте" (DFS) над "бесхвостками", т.е. самолетами, не имеющими хвостового оперения. В конце тридцатых годов он начал работу над созданием ракетного самолета, но столкнулся с целым рядом проблем организационного характера, не связанных непосредственно с проектированием. В результате 2 января 1939 г Липпиш и 12 его сотрудников перешли на работу к В.Мессершмитту.

По замыслу конструктора Ме-163 был "точечным перехватчиком", который должен был взлетать лишь когда вражеские самолеты находились в зоне прямой видимости. Виной тому был ракетный двигатель "Вальтер" - штука черезвычайно прожорливая и при этом капризная, ненадежная и взрывоопасная. Известны случаи, когда пилоты покидали Ме-163 прямо на ходу, не дожидаясь его полной остановки - настолько опасно было его топливо.

Однако, несмотря на все трудности, "Комета" была запущена в серийное производство и под индексом Ме-163В стала поступать в войска. Перед этим были долговременные испытания, проводившиеся в EKdo 16, в испытательной эскадрилье, находившейся в Бад-Цвишенане. Именно там и произошел первый боевой вылет самолета с ракетным двигателем - неудачная попытка перехвата вражеского самолета была предпринята Вольфгангом Шпаате на красном PK+QL.

Формирование первой боевой части, оснащенной "Кометами", началось 31 января 1944 года созданием 20./JG 1, действовавшей в системе ПВО Рейха. В последствии это соединение будет переименовано в 1./JG 400, к которому вскоре присоединится еще одно - 2./JG 400. Многочисленные полеты на перехват заканчивались ничем, поскольку из-за значительной разницы в скорости между атакующим и атакуемым у немецких пилотов на прицеливание и огонь было не больше 4-х секунд. Но несмотря на это в августе 1944 года было принято решение о формировании 3./JG 400 - третьего соединения, вооруженного самолетами этого типа.

Первую победу "Кометы" одержали 16 августа 1944 года, когда пилот Г.Рюлль сбил B-17G (42-31636, OR-N). 24 августа были одержаны вторая и третья победы - пилот Зигфрид Шуберт сбил B-17 лейтенанта Келлера из 92-й бомбардировочной группы, а его ведомый - B-17 2-го лейтенанта Стера Неджи (PY-R). В тот же день Шуберт смог сбить еще один B-17 из 457-й бомбардировочной группы.

Следующая победа была одержана только 7 октября 1944 года, когда пилот Ботт заявил один сбитый В-17, а чуть позже еще два В-17 записали на свой счет Ренкауфт, Циммерманн, Мюльштро и Андерс. Правда ни обозначений В-17, ни номеров и кодов этих сбитых машин отмечено не было.

3 марта 1945 года пилоты JG 400 заявили о двух сбитых В-17, однако как и в прошлый раз никаких более точных данных о сбитых самолетах предоставлено не было.

16 марта обер-лейтенант Рольф Глогнер перехватил над Лейпцигом "Москито" из 544-й эскадрильи RAF (NS795) и повредил его. Британский самолет затем взорвался при посадке на аэродроме Лилль во Франции, а значит его в полной мере можно зачислить в разряд сбитых.

10 апреля 1945 года лейтенант Фриц Кельб с помощью ракет SG 500 Jaegerfaust сбил неопознанный самолет противника. В этот же день очередную победу одержал Глогнер, сбивший "Москито".

Последней победой "Комет" стал сбитый 22 апреля 1945 года "Ланкастер", что подтверждают многие, в том числе и пленные англичане, ставшие невольными свидетелями боя. Странно, что в документах JG 400 нет никаких упоминаний об этой победе.

8 мая 1945 года боевое применение Ме-163 было прекращено, а трофейные самолеты совершили еще несколько исследовательских и испытательных полетов. На этом история единственного в мире серийного ракетного самолета, имевшего список побед, заканчивается...

Модель

Третья на моем счету "Комета" наконец-то оказалась удачной. После ужаса, пережитого при сборке двух первых (от кошмарного "Макета"), я долго не мог пересилить себя и взяться за 163-й еще раз. Но, увидев на клубе полузабытый уже в наше время набор от HELLER, устоять не смог. Не долго думая, я приобрел эту модель, а к ней сразу же колеса от фирмы "Экипаж". Специального набора колес на 163-й не существует, и это абсолютно правильно, поскольку на тележку ставились те, которые в данный момент были в наличие на заводе. В основном - от 109-х, их я и прикупил. "На закуску" приобрел книжку "Мессершмитт Ме-163" из серии "Война в воздухе" (№38) - нелицензионную переводную кальку с какого-то западного или польского издания (какого именно не знаю - не специалист). Обложившись материалом, приступил к работе над моделью.

Коробка производит приятное впечатление, правда, поскольку модель не новая, упаковка изрядно поизносилась, ну да и бог с ней. Гораздо интереснее пластик - это великолепно выполненная внешняя расшивка, но главное - модель комплектуется тележкой-трактором для перевозки самолета после посадки. Вот это вещь! Делал бы так "МАКЕТ" - хоть какая то польза была бы...

Декаль великолепна! Она дает возможность собрать несколько вариантов - два строевых, которые меня интересовали мало, и самолет Шпаате! Вот это был настоящий подарок - до этого момента я декалей на томатно-красный 163-й вообще не видел нигде, даже на клубе.

Инструкция - классический пример доброго старого "Эллера" - ничего лишнего, все просто и понятно.

Модель неплохо соответствует чертежам, что позволяет собрать весьма точную копию, однако скудность деталировки (что поделать - разработка старая) несколько разочаровывает. Что впрочем, дает пищу для творчества.

Интерьер кабины сильно упрощен: "ванна", кресло, приборная панель и ручка управления - вот все, что предоставляет пластик. Для хорошо просматриваемой кабины этого очень мало, и если бы не моя природная лень, я мог бы восстановить интерьер, благо было откуда брать материал. А так ограничился "коробочным" вариантом...

Стык половин фюзеляжа прошел просто "на ура" - ни одной щели, ни одного скола или утяжины! Одно слово - Европа!

Собственно, со склейкой фюзеляжа сборка практическии заканчивается, поскольку остается только посадочная тележка, вертушка генератора и остекление. Работы минут на 10, не больше. Не забудьте перед окончательной сборкой окрасить самолет - в моем варианте это томатно-красный RLM23 - причем полностью, и верхние и нижние поверхности. Сделать это не сложно и особо много времени не занимает.

На готовый и задутый глянцевым лаком самолет наносятся декали. Для самолета Шпаате это PK+QL, стандартные кресты, свастика на киль и маркировки компонентов топлива на оба борта сверху и снизу. Немного. После того, как декали высохли, я задул модель слоем полуматового лака, придавшего маленькому самолету очень характерный полуматовый отблеск.

Модель очень хорошая, легко собирается и великолепно смотрится. Но она имеет два недостатка, которые, по правде сказать, вполне объяснимы и понятны. Во-первых, это внешняя расшивка (хотя некоторые это недостатком не считают), а во-вторых - скудность деталировки. Что поделать, для модели 80-х годов это приличный уровень, который в настоящее время уже считается устаревшим. Впрочем, было бы желание - недостатки несложно превратить в достоинства...

Насчет размеров:
  Реал 1:72 Модель
Размах крыла 9300 129,17 129,00
Длина самолета 5750 79,86 83,00 *
* С учетом "ветрянки" генератора на носу.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 5
Декали (качество) - 10
Упаковка - 7
Пластик (качество) - 9
Соответствие прототипу - 9
Достоверность окрасок - 9
Деталировка - 3
Собираемость - 8