главная страница модели

Алексей Слодарж (Екатеринбург)

Halberstadt D.II фирмы Pegasus


фото © Pegasus

Фирма.

В 2002 году британская модельная фирма Pegasus празднует свой двадцатилетний юбилей. В ее ассортименте значится довольно много моделей самолетов Первой Мировой войны. Собственно этими двумя причинами и объясняется интерес автора к фирме и ее продукции.

О фирме известно немного. Работает в масштабе 1:72 в технологии ЛНД, которую разбавляет белым металлом. Как правило, выпускается 1500-2000 отливок в пронумерованных коробках. Pegasus входит в объединение с двумя другими модельными фирмами: BlueMax, которая специализируется на моделях самолетов, в основном, WWI в 48-м масштабе и Silver Cloud, занимающейся декалями как в 72-м, так и в 48-м масштабах. Сам Pegasus также выпускает декали по WWI, среди которых есть такие интересные наборы, как серийные номера RFC-RNAS-RAF.

Хозяин предприятия, кроме авиамоделизма, увлекается восстановлением старинных автомобилей, на которых участвует в различных шоу, в том числе - по персональному приглашению королевской семьи.

Можно сказать, что при выходе первых моделей в начале 80-х качество продукции было вполне "на уровне". Однако время идет и к своему юбилею Pegasus уже не может конкурировать ни с коллегами по ЛНД, ни, тем более, с такими лидерами, как Eduard и RODEN. Кроме того, просто космическая для нашего рынка цена надежно запирает путь к потребителю. Тем не менее, именно Pegasus выпускает ряд моделей, которые ныне не делает никто даже в смоле.

Halberstadt D.II.

Самолет.

К лету 1916 года песня истребителей-монопланов Фоккера была спета. Союзники во все больших количествах применяли новые истребители DH-2 и Nieuport. Техническое отставание германских ВВС стало почти катастрофическим. Попыткой достичь равновесие стало форсированное внедрение истребителей второго поколения - бипланов тип D. Именно к таким и относится рассматриваемый предмет.

Свою историю самолет начал с двухместных бипланов Halberstadt B.I, B.II и C.I. На их основе разработали первую модель в семействе - Halberstadt D.I. Опытный образец взлетел уже в конце 1915 года. Всю зиму шли испытания и доработки, и в марте 1916 г фирмой был получен первый заказ. Двигатель Mersedes D.I (100 лс) почти сразу заменили на D.II (120 лс), в результате чего и получился Halberstadt D.II. Первые 8 машин прибыли на фронт в июне 1916 г. Кроме D.II, серийно производились D.III (двигатель Argus As.II 120 лс) и D.V, имевший незначительные отличия. Всего построили чуть более двух сотен машин.

Пилоты были очень довольны этим самолетом. Освальд Бёльке, совершая "тест драйв" на новом истребителе, сумел в маневренном бою "завалить" английский разведчик и потребовал заменить его "вялый Fokker E.IV" новой машиной.

Служба истребителей Halberstadt в частях первой линии Западного фронта продолжалась до начала весны 1917 года. Оставшиеся самолеты перевели в тренировочные части или на "второстепенные" ТВД. Начиналась эпоха "Альбатросов".

Кроме основного вооружения - один пулемет Spandau 08/15 - на Halberstadt D.II испытывали установку неуправляемых ракет и радиостанций, но далее эксперимента дело не пошло.

Модель.

Точность модели устанавливалась по книге "Halberstadt Fighters" из серии "Classics of WWI Aviation". Особо и сказать-то нечего, так как модель легла в чертежи почти идеально, очевидно, по ним и делали. Придраться можно лишь к рулю направления - слишком развит вниз, но это легко устранимо. Из положительных моментов особо хотел бы отметить соблюдение довольно сложного профиля задней кромки нижнего крыла.

В целом отливки вполне в традициях ЛНД. Облоя не много, но он весьма массивный. Имитация провисания полотна отсутствует. Вместо этого дана разметка в виде внешней расшивки. Стоит добавить также, что на моем экземпляре в районе хвоста на фюзеляже имеются две утяжины, которые хорошо видно на фотографии деталей.

Стойки шасси даны в белом металле. Стойки бипланной коробки и руля направления надо нарезать из прута по шаблону в инструкции. Однако фирменный прут для этого не подойдет, так как он слишком гибкий.

Интерьер представлен полом с имитацией педалей, сиденьем пилота, панелью приборов и ручкой управления. Все выполнено весьма грубо. Для себя решил ничего не оставлять - все изготовлю заново. Кроме того, напрочь отсутствует силовой набор и ручная помпа - элементы очень заметные в интерьере.

Двигатель и выхлопной коллектор, как всегда у Pegasus, в белом металле. Обе детали стоит заменить на самодельные.

Рули высоты даны в одну деталь и наводят на мысль о небольшой модернизации с целью сохранения их подвижности на готовой модели.

Пулемет заметен на модели очень хорошо, поэтому "родной" (все тот же белый металл) стоит заменить. Я, как правило, использую комбинацию казенника от Roden и кожуха ствола от Part. Есть еще травленка Eduard, но там плата слишком толстая и при изгибе кожух получается не круглого сечения, и многоугольного.

Декаль.

Декаль дана на один вариант по известной серии фотографий машины с серийным номером D818/16, что немного облегчает сборку и покраску. На листе, кроме крестов в восьми позициях и номера в двух, есть два клейма Axial и несколько "приборов".

Инструкция и коробка.

Инструкция не подробная и требует приложить усилия по ее расшифровке. Коробка фирменного Pegasus'овского дизайна - невзрачная, зато много слов об эксклюзивности. Схема окраски дана на коробке, но из-за качества полиграфии почти не читается. К тому же она не совсем правильна. Более точный вариант можно найти в "Мире Авиации" 1/2000, к нему необходимо сделать единственное дополнение - прочертить "строительную горизонталь" (белая полоса на фюзеляже) и на левом борту.

Вместо заключения.

Автору не известно, выпускал ли кто-нибудь эту модель хоть в пластике, хоть в смоле, хоть в вакуумной технологии. Есть слухи, но не более, о фирме Merlin - известном британском производителе ЛНД-"дров", еще о Airframe и Skybirds'86. Доступных нам моделей нет точно. Абсолютный раритет. Если не страшит вполне посильное пиление и космическая цена - можно рекомендовать, удовольствие гарантировано.

Литература.

P.M.Grosz. Halberstadt Fighters. Classics of WWI Aviation # 1. - Albatros Productions, 1996.