главная страница модели

Сергей Алексеев

Halberstadt C.V фирмы Ardpol. Первый взгляд



Самолет.

В середине 1917 г на фирме "Хальберштадт" начались испытания нового самолета, спроектированного по заданию на двухместный истребитель (по германской терминологии того времени "облегченный тип C", т.е. легкий разведчик). Машина оказалась очень удачной и была запущена в крупносерийное производство под обозначением Cl.II. На его основе осенью того же года конструкторы спроектировали "обычный" разведчик C.III.

Несколько затянувшиеся государственные испытания, проведенные зимой 1917/18 гг показали, что самолет нуждается в доработках. Однако к тому времени был готов уже проект другого разведчика, вобравший в себя ряд нововведений, использованные в конструкции новейшего двухместного истребителя Cl.IV.

"Хальберштадт" C.V отличался от "четверки" двухстоечной коробкой крыльев заметно большего размаха, немного измененным фюзеляжем (при той же длине) и 200-сильным двигателем "Бенц" Bz.IVü. События начала "жизни" новой машины развивались стремительно: в начале марта 1918 г прототип впервые поднялся в воздух, 14-го числа фирма представила его на конкурсе разведчиков, а в конце месяца уже был подписан первый контракт. Всего до конца войны успели заказать в общей сложности 1510 экземпляров нового разведчика, из которых до конца января 1919 г построили порядка 500 штук.

Первые самолеты появились на фронте в июне 1918 г. Летчики быстро оценили великолепные летные данные машины. По скороподъемности и маневренности C-пятый превосходил всех конкурентов в "200-сильной категории" и был близок к более легким самолетам класса Cl, а по высотным характеристикам приближался к 260-сильным разведчикам. По этой причине самолет использовался не только как ближний разведчик и корректировщик, но и в роли высотного фоторазведчика. Имелись у машины и недостатки: сложность управления на взлете и посадке, а также склонность к штопору при потере скорости, однако они не смогли испортить репутацию машины.

Модель.

Модель хорошо укладывается в чертежи из Windsock Datafile (по которым ее, собственно, и делали). Отливка получилась хорошего качества, с тонкими линиями внутренней расшивки и хорошей проработкой поверхности.

Мелкие детали сделаны неплохо. Пулеметы вполне похожи на себя, двигатель тоже, хотя он и отлит одной деталью. Интерьер кабины выглядит вполне достойно, даже без применения "травленки": показана не только "начинка", но и силовой набор на бортах.

Штифты на плоскостях и отверстия в фюзеляже помогут без проблем поставить на место нижнее крыло. А посадочные места для стоек, размеченные на крыльях и фюзеляже станут хорошим подспорьем при водружении на "законное место" верхней плоскости. К сожалению, о подобных посадочных местах для стоек шасси разработчики не подумали.

Инструкция и коробка.

Коробка по стилю отличается от традиционного для фирмы дизайна. Вместо цветного профиля на фоне тонированного чертежа на ней изображена "живопись". Качество рисунка нельзя назвать выдающимся, однако и плохим он не является.

Инструкция же полностью соответствует традициям фирмы. Кроме указаний по сборке и окраске, она содержит историческую справку о самолете и чертежи, на которых пропорции машины немного искажены. К сожалению, схема натяжения расчалок и тросов управления в комплект не входит.

Инструкция по сборке до крайности лаконична, однако достаточно понятна, чтобы не путаться. Об инструкции по окраске этого сказать, к сожалению, нельзя. Кроме отсутствия подробных указаний о нанесении "лозенга" (вдоль крыла, поперек или под углом) в ней есть и противоречия с изображением на коробке. Так, в инструкции все стойки почему-то предписано красить "под дерево", а информация о том, что центроплан был обшит фанерой, а значит "лозенга" на нем не должно быть, отсутствует вообще.

Декаль и варианты окраски.


контрасность изображения увеличена для большей отчетливости деталей

"Переводные картинки" традиционно хорошего качества. "Сдвиг цветов", способный все испортить, полностью отсутствует. "Лозенг", к сожалению, не прилагается и его придется искать отдельно.

Всего предлагается два "безымянных" варианта окраски: немецкий и польский. Подписей к ним нет, однако серийные номера машин можно с помошью лупы рассмотреть на декали: 6609/18 у немецкой и 6644/18 у польской (обе построены фирмой BFW).

Германский вариант позаимствован из "Виндсока" вместе с одной явной ошибкой. После римской цифры III должна быть точка, что отлично видно на фотографии этого самолета (вверху страницы слева). Там же можно разглядеть и держатель для осветительных ракет на борту кабины стрелка - его придется делать самостоятельно (крупнее его можно увидеть здесь ).

На соседнем снимке показан левый борт другой машины из этой же серии выпуска, на нем отчетливо видна весовая таблица и две стрелки с нечитаемыми надписями (скорее всего, они гласят "поднимать здесь" и/или "поддерживать тут"). Наличие и таблицы, и стрелок было стандартным, а значит они скорее всего присутствовали и на нашем самолете.

Кроме того, в вышеупомянутом источнике значится, что для данного самолета "серийный номер не известен" , а 6609 - это совершенно другая машина. Ее фотографию можно посмотреть здесь . На этом же снимке можно увидеть стандартный внешний вид верхних поверхностей "Хальберштадтов" C.V - будет полезно при покраске.

Из-за отсутствия фотографий, проверить достоверность польского варианта окраски не представляется возможным. Судя по тому, что его внешний вид полностью соответствует немецкому стандарту (за исключением опознавательных знаков, разумеется), на левом борту также должна быть "техничка", отсутствующая в декали.

Единственное, что можно сказать об этом варианте с уверенностью - самолет с этим серийным номером действительно попал к полякам и с апреля по сентябрь 1919 г использовался 2-й Велькопольской эскадрильей [Eskadra Wielkopolska].