главная страница модели

Алексей Слодарж (Екатеринбург)

Fokker E.IV фирмы Eduard

Самолет.

В начале осени 1915 г. монопланы Фоккера находились на пике успеха. Работоспособный синхронизатор создал иллюзию успешности конструкции в целом. Пытаясь развить ее дальше, на фирме в сентябре 1915 г. создают новую модификацию: Fokker E.IV (заводское обозначение M.15). Главным ее отличием от предшественников стала установка двухрядного ротативного двигателя Oberursel U.lll, мощностью 160 л. с. Под него была изменена форма капота, а у планера несколько изменили геометрию (относительно E.III). Аэродинамику немного улучшала обтекаемая форма кабины.

На первый экземпляр (серийный номер E122/15, заводской номер 298) установили три пулемета, но после аварии (при пробном залпе шестнадцать пуль попало в пропеллер) один из них, крайний левый, сняли. На следующих машинах оружие ставили уже симметрично.

Тяжелый двигатель и второй пулемет сводили на нет большую энерговооруженность машины. Маневренность оказалась ниже, чем у самолетов союзников, большинство из которых составляли бипланы. На виражах усилие на ручке были столь значительны, что пилотам для погашения скорости приходилось выключать двигатель. Кроме того, ненадежный двигатель был очень капризен в обслуживании и нередко недодавал мощности.

С конца лета 1916 г., после появления германских истребителей-бипланов, E.IV начали переводить в учебные части и к началу следующего года на фронте осталось всего две машины.

Модель.

Eduard выпустил в июне-июле сразу два набора: № 7024 и № 7025 (Profipack). Пластик в коробках один и тот же. Profipack традиционно дополнен платой фототравления. Интересно, что оба набора комплектуются масками для покраски, что ранее было привилегией Profipack.

Для определения точности использовались чертежи из двух источников. Во-первых, "Fokker Eindecker in Action", и, во-вторых, "Fokker E.IV" из серии Windsock MiniDatafile издательства Albatros. Чертежи в первом издании даны в непонятном масштабе, поэтому приводились с помощью компьютера к 1:72, причем за основу был взят размах крыла. Как это часто бывает, в обоих чертежах при пересчете табличных данных оказывается некоторое количество несовпадений. Например, в Windsock размах крыла получается заметно больше - на 2,5 мм, чем по тексту, а в In action длина самолета меньше расчетной на 3,5 мм.

Крылья не легли ни в один чертеж по габаритам (оказались и длиннее, и шире). С Windsock не совпала и форма изгиба переднего внешнего угла. Количество нервюр (12) соответствует фотографиям реальных машин и чертежам из In action (Windsock дает на одну нервюру больше). Места крепления растяжек крыла по размаху совпадают с обоими чертежами, но по полету расставлены на 1 мм дальше, чем в литературе.

Фюзеляж оказался на 3 мм длиннее, чем у Windsock и почти точно совпал с In action. Руль поворота более развит вниз, чем у In action и назад, чем у Windsock.

Рули высоты на 3-4 мм больше в размахе и на 1 мм шире по хорде, чем "литературные". Как следствие, значительные расхождения по форме особенно в районе размещения руля направления.

Тележка шасси выполнена достаточно точно, но на фюзеляже не показаны характерные ниши качания системы амортизации стоек шасси.

Цилиндры двигателя выполнены одинаковой толщины по всей длине, хотя в реальности примерно 2/3 длины от внешнего края имела большее сечение.

В "простом" варианте (не-Profipack) совершенно проигнорирована деталь капота, поддерживающая вал воздушного винта.

Интерьер традиционно содержит сиденье, ручку управления, педали и "барельеф" силового набора. В варианте Profipack все заменяется на травление с добавлением бензонасоса и привязных ремней.

Пулеметы простенькие, впрочем, видно у них только кожухи стволов, которые в Profipack даны травлением.

Декаль.

Визульно декаль высокого качества. Набор 7024 предлагает 3 варианта окраски, а 7025 - 4, причем варианты между собой не пересекаются. Даны кресты, как правило в 8 позициях, окрас дисков колес и серийные номера. К сожалению, не обошлось без грубой ошибки: самолет, изображенный на коробке "обычного" варианта - экс-трехпулеметный прототип, в то время как модель соответствует серийному образцу. Впрочем, доработать переднюю часть кабины не так сложно.

Инструкция и коробка.

Инструкции по сборке и окраске чрезвычайно подробные и доходчивые. Коробки украшены симпатичными цветными картинками. Все вполне в духе Eduard.

Заключение.

Самолет Fokker E.IV с недавних пор стал весьма популярен у производителей моделей. Достаточно сказать, что в пластике, кроме Eduard, его выпускают ICM и MAC. Есть еще как минимум два варианта в смоле. Eduard и ICM предлагают, безусловно, наиболее качественный продукт. Обе модели имеют свои достоинства и свои недостатки (у ICM, в частности, очень толстая задняя кромка крыла и маленький руль направления), но в целом выполнены на достаточно высоком уровне. Автору же все-таки больше по душе именно "украинский" самолет, у которого правильней сделаны капот и двигатель, более подробный интерьер и органы управления, удачное членение фюзеляжа. К тому же комплект ICM + травление Part стоит столько же, сколько и модель Eduard в исполнении не-Profipack.

Литература.

P.M.Grosz. Fokker E.IV. Windsock MiniDatafile. - Albatros Productions, 1996.

D.E.Brannon. Fokker Eindecker in Action. № 158. - Squadron/Signal publications, 1996.