главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

Кетте "Фоккеров" фирмы Roden

рецензия на модели фоторепортаж о сборке
варианты окраски F.I D.VI



Самолет.


F.I

Dr.I

D.VI

С появлением летом 1917 г истребителя-триплана, Энтони Фоккер сумел вернуть себе титул "короля истребителей", восстановив изрядно пошатнувшуюся за целый год неудач репутацию. Главной "изюминкой" проекта были свободнонесущие крылья толстого профиля, а в конструкции фюзеляжа использовались традиционные для фирмы решения.

В конце августа в первой истребительной эскадре появились две предсерийные машины, в октябре на фронт пошли уже серийные образцы, но затем произошло несколько катастроф. В начале ноября полеты на трипланах были запрещены, а производство остановлено. Изучение причин разрушения верхнего крыла и внесение изменений в конструкцию заняли месяц, после чего поставки возобновились.

Всего с августа 1917 г по май 1918 г построили 320 самолетов. Зимой 1917/18 гг на них перевооружили несколько самых результативных эскадрилий. В конце весны - начале лета эти части пересели на "Фоккеры" D.VII, передав трипланы своим менее успешным коллегам, а с конца лета - начала осени 1918 г трипланы начали переводить в учебные подразделения. Однако отдельные машины воевали до последнего дня войны. Одним из больших поклонников трипланов был, например, командир Jasta 7 Йозеф Якобс.

В конце 1917 г, когда серийные трипланы только-только пошли на фронт, на фирме Фоккера им уже начали готовить замену. Развитие конструкции шло по трем направлениям сразу: биплан с ротативным двигателем, биплан с рядным мотором и моноплан. Все три варианта были представлены на Первом Конкурсе Истребителей (январь-февраль 1918 г).

Наиболее удачным оказался биплан с двигателем жидкостного охлаждения, пошедший в серию как "Фоккер" D.VII. Самолет с ротативным двигателем оказался чуть хуже, но его также запустили в производство, присвоив "военное" обозначение D.VI. Решение принималось по самолету со 145-сильным мотором "Оберурсель" Ur.III, а фактически строилась машина со 110-сильным Ur.II (более мощный двигатель находился в процессе доводки) с соответствующим падением характеристик.

По этой причине приоритет отдали "семерке", а D-шестых построили всего 60 штук (с мая по август 1918 г), контракты на постройку еще 210 машин отменили после появления "Фоккера" E.V. На фронте "шестерки" появились в мае-июне 1918 г, их направляли главным образом в эскадрильи ПВО. Но боевая карьера самолета оказалась недолгой, с начала осени его стали использовать для тренировки и переучивания летчиков.

Летом 1918 г австрийцы приняли решение купить 14 "Фоккеров" D.VI без двигателей для установки 150-сильных "Ронов" местного производство (эти двигатели были "близнецами" Ur.III). Затем план скорректировали до 7 машин, которые фирма и отправила заказчику в конце августа. Доукомплектование и вооружение самолетов затянулось и ни один из них до конца войны так и не был принят военными. Повоивать им, однако, все-таки пришлось - в 1919 г в составе венгерских ВВС.

По внешему виду и конструкции D.VI занимал "промежуточное" положение между трипланом и D-седьмым: фюзеляж от триплана (на прототипах он был несколько больше, но для серии решили не менять оснастку) и двухлонжеронные крылья как у D.VII, но меньшие по размерам.

Модель.


F.I / Dr.I

F.I / Dr.I / D.VI

D.VI

Отливки хорошего качества, облой присутствует только на крыльях, деталировка и проработка поверхности "на уровне". Бросается в глаза лишь один недостаток: двигатель отлит одной деталью и вследствии этого лишь отдаленно напоминает свой прототип. Разумеется, по сравнению с "Ронами" ТОКО налицо большой прогресс, тем не менее качество исполнения ротативных моторов гораздо хуже, чем "Мерседесов" или "Даймлеров".

Соответствие чертежам отличное. Максимальная погрешность наблюдается в размахе верхнего крыла триплана (на миллиметр меньше) и общей длине самолета (на столько же больше), во всех остальных случаях она не превышает 0.5 мм. Но в пластике наличиствует только серийный вариант триплана, в то время как у "Фоккера" F.I был немного другой капот и стабилизатор с изогнутой передней кромкой.

Зато сборка сразу же начинает преподносить сюрпризы. В обеих моделях деталь, представляющая верхнюю часть фюзеляжа между капотом и пилотской кабиной, слишком длинная. Ее необходимо обрезать спереди. На триплане кабанные стойки слишком короткие - их надо удлинять, а на D.VI крыльевые стойки чересчур длинные - их придется делать заново.

Инструкция и коробка.

Коробки всех трех моделей выполнены в традиционном для фирмы стиле: красивая и высококачественная картинка плюс портрет аса для обоих трипланов. Единственная претензия к собственно "Фоккерам", изображенным художником - капот "Эф-первого", выкрашенный почему-то в коричневый цвет (или это такая интерпретация оливково-зеленого ?). Зато ВСЕ противники нарисованы, мягко говоря, странно.

Так, Вернер Фосс ведет бой с тремя S.E.5 с красными коками из 56-й эскадрильи RFC, один из которых почему-то лишился кодовой буквы. Но существовал только ОДИН истребитель этого типа, на который установили кок, снятый с трофейного немецкого разведчика, причем произошло это уже ПОСЛЕ того, как немецкий ас погиб.

Рихтгофен же сбивает "Сопвич Кэмел". Все победы, одержанные "Красным бароном", хорошо изучены. Известно, что на ЭТОМ самолете он сбил всего два истребителя фирмы "Сопвич" (из 73-й и 54-й эскадрилий), а изображена машина из 70-й, причем с обозначениями более позднего времени!

Ну а "Фоккер" D.VI изображен вместе с американским "Сальсоном"-2. Jasta 80 действительно воевала на том же участве фронта, что и американцы, однако к тому времени все французские самолеты несли многоцветный камуфляж.

Инструкции также соответствуют фирменному стилю - все просто и понятно. Но вот в исторической справке без ляпов не обошлось: первые трипланы попали на фронт вовсе не в июне 1917 г, а в конце августа; последний бой Вернера Фосса уже несколько десятилетий как подробнейшим образом описан, тем не менее с этим умудрились "облажаться". В справке к Dr.I снова нелады со временем: катастрофы и запрещение полетов относятся не к сентябрю, а к октябрю-ноябрю 1917 г. В таблице ТТХ "Фоккера" D.VI также не обошлось без ошибок: двигатель "Оберурсель" 110 л.с. не упомянут вообще, зато указаны Ur.III и Goe.II (причем последний - с мощностью в два раза превосходящей действительную!).

Декаль.


F.I

Dr.I

D.VI

Декали на трипланы выполнены в два цвета, поэтому к качеству полиграфии претензий нет - хотя на Dr.I и наблюдается сдвиг цветов, но он слишком незначительный, чтобы иметь какое-то значение. Зато с исторической достоверностью не все в порядке. Во-первых размеры полей крыльевых крестов (как белых, так и черных) слишком большие, из-за этого опознавательные знаки заходят на кромку крыла. А во-вторых эмблема фирмы Axial абсолютно неправильна.

На D-шестой потребовалась декаль в 10 цветов. Совсем небольшой сдвиг присутствует, но лозенга он не портит, остается только аккуратно подрезать белую окантовку крестов и все будет отлично. К сожалению, из многочисленной технички в наличии имеется только весовая таблица, а ведь были еще надписи на законцовках крыльев (можно взять с декалей на D.VII) и серийный номер на борту. Но главное выяснилось на этапе сборки: качество самой декали просто отвратительное, она рассыпается от первого прикосновения (несколько слоев лака не помогли), отказывается приклеиваться и отлепляется при первом неловком движении.

В общем, модели не без недостатков, но после некоторых доработок и замены декалей вполне способны стать "звездами" вашей коллекции.