главная страница модели

Михаил Гитин и Сергей Алексеев

Fokker E.V/D.VIII фирмы Roden

рецензия фоторепортаж о сборке




Самолет.


Парасоль - последний истребитель Э.Фоккера, запущенный в серию во время Первой Мировой войны, был спроектирован весной 1918 г. Первый заказ на постройку 10 экземпляров фирма получила в мае, еще до завершения испытаний прототипа. По конструкции E.V был прямым "потомком" триплана Dr.I и бипланов D.VI и D.VII, отличаясь от них только монопланной схемой и крылом с деревянной обшивкой.

Первоначально истребитель рассматривался исключитльно как замена не слишком удачного D.VI в деле использования двигателей "Оберурсель", оказавшихся к тому времени никому не нужными. Однако, во время 2-го конкурса истребителей (27.5.-21.6.18) машина произвела такое впечатление, что ВВС немедленно выдали заказ на постройку 100 экземпляров, а затем увеличили его в два раза. Позже оформили еще один контракт на 65 машин, одновременно отменив старый заказ на производство "Фоккеров" D.VI, взамен которых фирма должна была построить 60 монопланов со 160-сильными двигателями "Оберурсель" Ur.III (вместо Ur.II мощностью 110 лс).

3 июля армия начала принимать первые самолеты. В первых числах августа они появились на фронте, но уже 24-го числа, после двух авиакатастроф, полеты на них были запрещены, а серийное производство остановлено.

Расследование показало недостаточную прочность крыла и плохое качество постройки. Ровно месяц спустя, после внесения необходимых изменений в конструкцию и технологический процесс, производство возобновили. При этом самолеты вместе с новым крылом получили и новое обозначение "Фоккер" D.VIII.

Сдача "восьмерок" заказчику началась 8 октября. Параллельно с постройкой новых машин дорабатывались и старые, но ни один из парасолей на фронт больше не попал (хотя они и числились в сводках о наличии техники, но все находились в авиапарках).

Всего из 335 заказанных истребителей построили 289: 139 E.V (часть из них впоследствии "конверсировали" в D.VIII) и 150 D.VIII (в т.ч. 26 с Ur.III). Из полутора сотен "восьмерок" 53 приняли уже после окончания боевых действий, причем без двигателей.

Модель.

Модель почти идеально ложится в чертежи из Windsock Datafile - по ним, явно, и делали. К качеству отливки особых претензий нет: облоя довольно много, но его устранение проблемой не является. "Стыкуемость" деталей хорошая, поэтому сборка не сулит особых сложностей. Есть, однако, и "ложка дегтя": стойки недостаточно прочные и все "несущие детали" лучше заменить на самодельные.

Инструкция и коробка.

Внешнее оформление модели традиционно для продукции фирмы Roden: на обложке - живописная картина воздушного боя, дополненная фотографией аса; на обороте - выполненный в цвете вариант окраски. Инструкции по сбоке и окраске просты и понятны.

Впрочем, без недостатков не обошлось: не понятно, должна ли присутствовать таблица весов на тех самолетах, что показаны в инструкции правыми бортами (должна!); оказалась забыта черная линия, показывающая строительную горизонталь самолета (ее видно на одной из фотографий, приведенных на этой странице).

Декаль и варианты окраски.

В декали использовано 12 красок, тем не менее качество полиграфии отличное, "сдвиг цветов" полностью отсутствует. Внешне она производит хорошее впечатление, но проверить ее в деле не пришлось, так как для выбранного варианта окраски "родная" декаль оказалась не нужна. Поэтому ее "переводимость" осталась не выясненной.

Всего предлагаются четыре варианта окраски, но только к одному из них (Остеркампа) нет никаких претензий (если не учитывать отсутствия упомянутой выше черной линии на борту).

В "обложечном" варианте на капоте нехватает двух черных сегментов, а возможность правильной "стыковки" фюзеляжной полосы вызывает серьезные сомнения из-за того, что верхняя часть фюзеляжа идет наклонно. Кроме того, все источники сходятся на том, что этот "Фоккер" не был самолетом Лёвенхардта, ас лишь однажды взял этот самолет "покататься" над аэродромом. Поэтому "красивая картинка" и "портрет героя", изображенные на коробке более чем спорны. Уж лучше бы показали, как польский ас Стефан Стец расстреливает украинский "баллон" (но, очевидно ввиду последнего обстоятельства, этот единственный достоверно известный яркий боевой эпизод с участием истребителя-аса на фоккеровском парасоле оказался "позабыт-позаброшен" производителями модели).

Подпись к "голландскому" D.VIII не совсем корректна. В действительности в составе и армейской, и морской авиации Нидерландов не было ни одного истребителя этого типа. А новые опознавательные знаки появились из-за того, что Фоккер надеялся "пристроить" этот самолет также, как D.VII и C.I. Поэтому и серийного номера на фюзеляже нет. Желающим поставить на полку этот аэроплан нужно помнить, что он был не вооружен (однако желоб для пулеметной ленты сохранился).

Происхождение польского варианта окраски нам не известно, но он явно противоречит известным фотогрфиям (одна из них приведена на этой странице, другая - в фоторепортаже о сборке): фюзеляж в районе "шаховницы" и руль поворота с частью киля раскрашен "под лозенг", однако это совершенно точно не стандартный немецкий камуфляж! Сохранилось ли вообще на фюзеляже лозенговое полотно не ясно, так как по фотографиям, имеющимся в нашем распоряжении, определить это не представляется возможным. В польских источниках серийный номер E214/18 не упоминается, зато есть информация о том, что номер 00.4 получила машина E190/18. Снова возвращаясь к фотографиям, можно отметить, что польский номер на них отлично виден, а немецкий - нет.