главная страница модели

Никита Донцов

Fokker D.VII (Alb) late фирмы Roden

Один роденовский "Фоккер" я уже собирал (см. здесь ), но было это относительно давно, да и условия сборки не доставляли особого удовольствия... Не устоял я перед соблазном заполучить себе еще одного представителя немецкой авиапромышленности Первой Мировой войны. Повторяться не хотелось, поэтому воспользовался предложением Roden'а (6 различных "Фоккеров" на выбор) и прикупил себе D.VII (Alb) Late. Почему выбор пал на него? Боюсь, мой ответ не понравиться историкам авиации - сделал я это не из-за заслуг самолета (на момент покупки я о них ничего не знал), а из-за - весьма симпатичного вида на коробке, что лишний раз доказывает, на мой взгляд, отсутствие в модели мелочей. Производитель, желающий достичь успеха, должен думать не только об историческом соответствии.

Итак, у меня в руках очень приятная коробка. Великолепный внешний вид, продуманность и информативность выгодно отличают продукцию фирмы от изделий других производителей. Стоит заметить, что и качество изготовления тоже на уровне - в сравнении с "Восточным Экспрессом", ICM и прочими СНГ'овскими компаниями - это колоссальный шаг вперед. Это хороший мировой уровень. Качество полиграфии великолепно, бумага и краски заметно улучшились даже по сравнению с первыми моделями этой фирмы. Краткая история - сбоку, выкраска - с оборота, художественный рисунок - сверху. Все на редкость органично и приятно для глаз. Но хватит петь дифирамбы - будем открывать коробку.

Да... Пресс-форма явно постарела либо поизносилась ввиду интенсивного использования. Такого количества облоя я не встречал ранее ни где, кроме старого доброго "Фрога" в исполнении ВЭ. "Выгрызать" придется немало. Что приятно, качество пластика таково, что выпилить детали из облоя удается без особых проблем. В отличие от того же "Экспресса" пластик мягкий. Мне нравится такая пластмасса, она легко поддается обработке.

Декаль очень богата. Масса вариантов (об их исторической правильности поговорим позже), очень-очень неплохой лозенг, личные эмблемы пилотов - одним словом, "все в ажуре" (о качестве пока ничего сказать не могу - узнаю, как буду наносить).

Инструкция - тоже колоссальный шаг вперед по сравнению с ВЭ. Минус все тот же - где русский язык? Это нарушение Закона о защите прав потребителя, хотя, впрочем, все равно выбирать не из чего, так что будем учить английский... Порядок сборки указан неплохо, но вот с посадочными местами проблемы те же... Об этом я уже говорил, и повторяться не хочу. Как не хочу лишний раз хвалить за "понтон" Humbrol - все это было в моей первой статье о "Фоккере".

В инструкции интересны два момента:

- Заявленный в ней размах нижнего крыла не соответствует тому, что дан деталью. Т.е. заявляя на самолет один размах, Roden тут же в пластике делает другой. Забавно...

- Технические характеристики на украинском языке чуть обширнее, чем на английском и немецком. Не знаю, с чего киевляне решили, что англичанам и немцам информация о практическом потолке самолета не важна, а украинцы без нее не смогут, но факт остается фактом - эта строка присутствует только на украинском языке. Еще один забавный факт.

Чтобы выбрать один из пяти предлагаемых к сборке вариантов, надо потрудиться и "перелопатить" немало материала, выясняя правильность исторической привязки. У меня под рукой оказались "Fokker D.VII ANTHOLOGY" (части 1, 2 и 3).

Первое, что выяснилось, это то, что лозенг в этом наборе подходит также и для серий OAW. Об этом говорит изображение льва в круге (элемент №11), предназначающиеся для Fokker D.VII (OAW) гауптмана Шлайха из Jasta 32b. Использовать его, кстати говоря, нельзя - слишком сильно смещена белая окантовка (проблема та же, что и у ВЭ - ни дать, ни взять - одна семья). Льва на "Фоккере" вообще использовать не желательно - фотографий машины с такой эмблемой нет, только картина, написанная одним из подчиненных аса уже после войны. Зато этот лев присутствовал на "Альбатросе" D.V того же летчика, но это "уже совсем другая история".

Вариант фон Грайма из Jasta 34b верен, как и черно-белые машины Фродайна и Розенштайна (оба из Jasta 40) с возможной белой полосой на верхнем крыле последнего. По остальным двум машинам из Jasta 34b ситуация следующая: в "Антологии" фотографий этих машин нет, есть репродукции картин, а также устное упоминание о полосах, наносимых на фюзеляж. Все это совпадает с теми вариантами окраски, которые представляет Roden в инструкции. Верить им или нет - решайте сами.

Наиболее интересным для меня представился черно-белый аппарат из Jasta 40. Какой из двух, будет видно позже. Пока же ясно, что надо спиливать часть капота, выставляя на всеобщее обозрение двигатель. Судя по выше упомянутым книгам, такой вариант имеет право на существование. Итак, вооружаемся резаком, пилкой, шкуркой и приступаем к первому этапу - освобождению деталей от облоя и подгонки "всухую" деталей интерьера кабины.

Пластик, повторюсь, просто великолепный - будучи мягким, обрабатывается он очень легко. Однако, у этой легкости есть и обратная сторона. Поскольку пластик вязкий (неизбежная плата за мягкость), использовать лобзик затруднительно - вся "мелочевка" тут же ломается. Резак тоже не подмога, остается только один выход. Кусачками разъять рамку на множество мелких фрагментов, затем приклеить к ним кусочки малярного скотча, и на этой клейкой основе чрезвычайно осторожно отсоединять резаком. Главное - не прикладывать усилия непосредственно к деталям - все напряжение должно идти на кусочек литника, помочь в этом сможет только опыт. Отсоединив детали, имейте в виду, что обработать их шкуркой также сложно, как и срезать с литников. Все из-за той же проблемы. Но поверьте, когда интерьер будет готов, вы не пожалеете о приложенных усилиях.

Детали именно те, что нужны, и расположены именно там, где надо. Доработке подвергся только компас - я высверлил в нем углубление, окрасил в белый цвет и капнул сверху жидким стеклом. Получилось неплохо. Кстати, весь интерьер прекрасно виден через вырез в фюзеляже, а посему потрудитесь окрасить его правильно. Все трубы внутри черные, а не серебряные (это видно по фотографиям "родных" самолетов), ручки управления - деревянные (сами ручки, а не трубки к ним), кресло пилота - коричневая кожа, педали - черные, полосы под ними - неокрашенный металл. Пол кабины деревянный, приборная панель также деревянная, только другого оттенка. С панелью, кстати, придется поработать, ибо она тоже отлично видна.

Сначала в ее центр приклеиваем небольшой цилиндр, диаметром крупнее всех приборов; затем окрашиваем его в белый цвет (другие круги также делаем белыми), переключатели справа и слева - в черный, а после этого ставим маленькую красную точку в центре большого прибора, эмблему производителя.

Далее двигатель. Тут все традиционно: необходимо сначала тщательно "на сухую" подогнать все детали (следите за половинками двигателя, одна так и норовит уехать вниз), также придется поломать голову с деталями 4Z и 6Z По готовности весь двигатель надо из аэрографа задуть в стальной серый цвет. В общем с этим узлом ничего нового.

Фюзеляж преподносит сюрпризы, не всегда плохие. Начнем с того, что лючки и воздухоотводы надо срезать в четком соответствии с инструкцией, и делать это совсем не сложно благодаря мягкости пластика. В крайнем случае, можно сточить вообще все "под ноль", все же необходимые лючки и жалюзи вырезать из фольги или плотной глянцевой бумаги. ВНИМАНИЕ! При всей точности деталей, разработчики допустили-таки ошибку: большой треугольный люк на носу был в действительности трапециевидным (нужно срезать "верхушку").

Затем срезаем верхнюю часть капота - также в соответствии с инструкцией. Срезается лишнее крайне просто, срез обрабатывается шкуркой. Вот, пожалуй, и все.

Далее следует склейка половин фюзеляжа, проходящая без каких бы то ни было нюансов, но с небольшой особенностью. Дело в том, что борта самолета имели тканевую обшивку. Но так как использовалось лозенговое полотно, сначала надо с внутренней стороны на обе половины фюзеляжа нанести декаль с лозенгом ("верхним", не "нижним"!), затем задуть его тонким слоем жидко разведенного светло-серого цвета, чтобы придать вид изнанки, после - окрасить силовой набор под металл.

На этом положительные моменты заканчиваются, и начинается "тихий ужас". Не знаю, кто говорил о том, что на этом Фоккере был исправлен старый ляп крепления нижнего крыла к фюзеляжу, но факт есть факт - все "глюки" остались на старом месте. Ширина фюзеляжа больше, чем посадочное место для него на нижнем крыле.

Тут необходимо "раздвигать" крылья на 1.8 мм. Что интересно, именно этой величины не хватает нижнему крылу, чтобы точно соответствовать данным, указанным производителем. Лично я решил эту проблему так:

1. Разрезал нижнее крыло на две части

2. Просверлил в "корне" по два отверствия на каждом крыле

3. В фюзеляже просверлил ответные отверствия, в которые вставил две обыкновенные иглы. Получилось некое подобие двух лонжеронов

4. Крылья пристыковал к фюзеляжу, закрепив их на иглы (помимо стандартного пластикового крепления)

5. Получившуюся 1.8 мм щель закрыл вставкой из растянутого литника

6. Обильно зашпаклевал весь центроплан

После этого, имея в своем распоряжении готовый планер, опытным путем "на сухую" подобрал взаимное расположение интерьера кабины и верха фюзеляжа, после чего закрепил все обыкновенным бутилацетатом. Если вас пугает небольшая вогнутость стенок фюзеляжа внутрь пилотской кабины, не бойтесь, приборная панель, обладая достаточной толщиной, срабатывает как распорка и выравнивает борта. В итоге форма фюзеляжа не нарушится.

Итак, имея планер в сборе можно заняться хвостовой его частью. Стабилизаторы и киль собрались быстро, никаких переделок этот узел не потребовал. Главное, обратить внимание на взаимное расположение деталей - выдержать все углы, поскольку посадочные места даны нечетко. После установки меня ждал сюрприз - руль поворота оказался на 1 мм короче, чем надо и образовал "ступеньку" с фюзеляжем. Пришлось поработать шкуркой, чтобы хоть как-то устранить заметность этого дефекта.

Пока полностью готовый фюзеляж сох, я решил наклеить лозенг на верхнее крыло. Господа, будьте внимательны! Декаль крошится, и отказывается переводиться. Нет, собственно переводится он нормально, однако, малейшее желание подвинуть его, приводит к разделению на мелкие кусочки. То же происходит и при попытке завернуть лозенг вокруг кромки крыла. Не спасло даже применение Micro Sol. В будущем, имея дело с роденовским лозенгом, надо сразу запасаться еще и "Микро-Сетом". Возможно, компилляция двух этих составляющих и позволит установить декаль так как надо. Пока же придется кистью восстанавливать потери...

После тщательной просущки фюзеляжа я еще раз осмотрел его, немного подшпаклевал (для выявления огрехов обработки поверхности модель была задута серебрянкой - такой грунт идеально все проявляет), зашкурил, и окрасил сначала в белый цвет хвостовую часть, и в черный - все остальное. Отдельно окрасил радиатор, стойки бипланной коробки и шасси, а также "крылышко", скрывающее ось шасси. По имеющимся у меня фотографиям, подсмотрел устройство рамы крепления двигателя и установил ее, изготовив из тянутого литника. Настал черед приступать к финальной сборке и нанесению декалей.

Перед установкой верхнего крыла решил установить полоски на каждую нервюру верхнего и нижнего крыла. Это была моя ошибка: декаль очень нежная, приклеиваться не желает (что в принципе не удивительно - декаль на декаль всегда располагается не очень охотно) и крошится от малейшего прикосновения. Оставлю за рамками данной статьи три часа мата, связанного с переводом этих лент, которые производитель мог бы сделать заодно с лозенгом. Даже после обработки "солом" (уж казалось бы - куда прочнее) половина из полосок осталась на моих пальцах при первой же попытке взять верхнее крыло.

Но это все были еще цветочки, дальше началось самое серьезное - монтаж верхнего крыла. Первое, что необходимо помнить - все стойки подрезаются по месту. Второе - то, что у вас всего одна попытка, поскольку лозенг уже переведен, а вся конструкция устанавливается на суперклее. Если стойка не встанет с первого раза, она отвалится вместе с куском лозенга. И третье - сборку надо начинать С ЦЕНТРАЛЬНЫХ стоек, а потом устанавливать крыльевые. Причем "родные" крыльевые стойки лучше сразу выкинуть - их придется изготавливать заново. Общий порядок сборки таков:

1. Перед установкой верхнего крыла ставим пулеметы

2. Направляющие для стрельбы выбрасываем - они короче чем надо, и если капот снят, они просто не встанут на место

3. Устанавливаем V-образные стойки справа и слева от фюзеляжа

4. Переворачиваем самолет, устанавливая его на специальные "козлы" (о них надо позаботиться заранее)

5. Вклеиваем верхнюю часть V-образных стоек в соответствующие отверствия на верхнем крыле

6. Подгоняем по месту и устанавливаем четыре вертикальные стойки (две от крыла к месту установки шасси, две к корневой нервюре крыла) и ориентируем взаимное расположение крыльев

7. Терпеливо ждем пока все высохнет

8. Устанавливаем центральные части крыльевых стоек (из передней точки крепления нижнего крыла в заднюю точку крепления на верхнем крыле)

9. Устанавливаем остальные части крыльевых стоек и снова ждем полного высыхания

10. Из остатков декалей восстанавливаем оторвавшиеся полоски на крыльях :-)

Установка шасси после этого кажется просто детской забавой. Остаются "рулилки", которые необходимо установить в заранее подготовленные отверствия, хвостовой костыль и ступенька около кабины пилота.

Последний штрих - сначала задуваем модель глянцевым лаком, после его высыхания, наносим декали - белое сердце на фюзеляж, кресты на руль поворота и крылья сверху/снизу, белую полосу на середину верхнего крыла и эмблемы на лопасти пропеллера. После высыхания декалей обрабатываем их "Микросолом" и задуваем матовым лаком. Все, модель готова.


Итак, что сказать в завершении этого немаленького репортажа о сборке? Главное - модель не предназначена для начинающего коллекционера! (Если вы к таковым не относитесь, дальше можете не читать). Несмотря на внешнюю солидность, проработку всех деталей и кажущееся великолепие декалей, она требует трепетного к себе отношения, не прощая "ляпсусов" и "косяков". Если вам действительно интересна Первая Мировая война и модели от "Родена" по этой тематике, купите сразу три одинаковых модели и запаситесь терпением. Первую вы "угробите", но разберетесь с пластиком. Вторая получится, но будет несколько "обляпана" (продвинутые начинающие сразу получат такой вариант), однако, на ней вы поймете весь порядок сборки. Ну, а третья получится великолепно и достойно украсит вашу коллекцию. Вот только не пропадет ли к этому моменту желание...

PS: Любителям "точной механики" посвящается:
  Реал 1:72 Модель
Размах верхнего крыла 8700 120,83 121,00
Размах нижнего крыла до монтажа --- --- 95,00
. . . . на модели 7010 97,36 96,80
Длина самолета 7000 97,22 97,00

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 7
Декали (качество) - 2
Упаковка - 9
Пластик (качество) - 4
Соответствие прототипу - 7
Достоверность окрасок - 9
Деталировка - 7
Собираемость - 4