главная страница модели

Ольгерд Гусев

Vickers F.B.5 "Gun Bus" фирмы Pegasus



Самолет.

В феврале 1913 г британский оружейно-корабле-машино-авиастроительный концерн "Виккерс" на лондонском авиашоу представил вооруженный пулеметом аэроплан "Дестройер" ("разрушитель" или "эсминец"), спроектированный осенью предыдущего года по заказу Адмиралтейства.

Этот аппарат оказался неудачным и разбился во время первого же полета, но работа продолжилась. На аэрошоу 1914 г фирма выставила уже третий вариант самолета. Примерно в то же время с легкой руки прессы за подобными конструкциями закрепилось прозвище "Ган бас" ("вооруженная повозка").

В начале лета 1914 г шла постройка уже шести предсерийных экземпляров, получивших заводские обозначения с F.B. (Fighting Biplane - "боевой биплан") 2 по F.B.7, а в середине августа началось серийное производство F.B.5. На самых первых экземплярах самолета устанавливали пулемет "Виккерс", но затем его заменили на более легкий "Льюис".

На западном фронте F.B.5 появились в феврале 1915 года, а в августе вступила в боевые действия 11-я эскадрилья RFC - первая, вооруженная только самолетами этого типа. Одновременно она являлась и первой авиачастью, предназначенной специально для ведения воздушных боев.

Машина поначалу достаточно неплохо показала себя, но вскоре начала устаревать и весной 1916 г все F.B.5 были выведены в тыл.

В 1915 г на F.B.5 воевали кавалеры "Креста Виктории" Gilbert Insall и Lionel Rees.

Модель.

Модель, как и заявлено, практически идеально ложится в чертежи Windsock Datafile, они же размещены на коробке. Придраться особо не к чему.

Отливки выполнены по технологии ЛНД. Облоя не много. Наиболее массивный на деталях гондолы и руле направления, незначительный на верхних плоскостях. Все это это легко исправляется.

Интерьер представлен полом с имитацией педалей, сиденьями наблюдателя и пилота, панелью приборов (если это так можно назвать). Силовой набор схематичен.

Ферму предлагается сделать из четырех стальных стержней.

Стойки бипланной коробки и фермы надо нарезать из прута по шаблону в инструкции. На указанной длине стойки сохраняют достаточную твердость и прочность.

Стойки шасси, "крылышко", колеса, двигатель, пропеллер и пулемет даны у Pegasus в белом металле. Все это "хозяйство" было оставлено при сборке.

Коробка и инструкция.

Учите язык. Только так можно охарактеризовать эти произведения. Как представляется, лишь прочтение всего написанного на скромной по дизайну коробке сможет убедить Вас в том, что Вы не зря отвалили кучу фунтов и теперь являетесь обладателем истинного шедевра. Также вашему самолюбию польстит и надпись "Только для опытных моделистов и коллекционеров". В остальном - минимум информации. Положительной оценки заслуживает масштабная сетка на коробке, которая окажет помощь при сборке модели. Краткое описание конструкции самолета и окраски прототипа послужат дополнением к схеме окраски модели.

Инструкция также требует знания иностранного языка (хотя бы на среднем уровне), но при желании со словарем можно разобраться и не зная оного. В текстовой части описывается пошаговая сборка набора. Рекомендую следовать ей. Допустимы незначительные отклонения в плане предварительной окраски внутренностей гондолы, ибо в противном случае в собранном виде ее окраска изнутри представляется задачей трудновыполнимой, если не невозможной.

По картинкам на обороте (тоже не без рекламы) можно собрать аппарат, но задача усложнится. Там же нанесены шаблоны, по которым предстоит резать стойки. Не бойтесь, режьте смело. В запасе останется около половины полоски прута, если что, будет чем исправить ошибку.

Декаль.

На ней стоит остановиться подробнее. Pegasus предлагает один вариант, относящийся к 1915 году. Самолет воевал на Западном фронте (номер подразделения не известен), и имел нестандартные опознавательные знаки (ОЗ). На нижних плоскостях машины одновременно были нанесены и "Юнион Джеки" (британские флаги), и кокарды.

При этом, как подчеркивается в описании, белый цвет на ОЗ отсутствовал, а краска наносилась сразу на полотно. К сожалению, фотографий данной машины найти не удалось, поэтому всю ответственность за историческое соответствие возлагаем на уважаемую фирму.

Фотографию, с которой явно и делался этот вариант окраски, можно найти в Windsock Datafile. "В главном" все правильно: действительно флаги соседствуют с кокардами, и белое кольцо в последних отсутствует. Однако пропорции кокард неправильные, а на руле поворота БЫЛ серийный номер. [ прим. ред. ]

Говорить о смещении цветов не приходится. Каждая кокарда собирается из двух частей: голубого кольца и красного круга. Флаги, правда, "целиковые".

Не знаю, может быть это моя оплошность (в инструкции по работе с декалями рекомендуется замачивать их в дистиллированной воде и не применять различные "солы"), но я пренебрег предупреждением (пользовался обычной кипяченой водой). В результате один из флагов при замачивании просто треснул пополам. Поскольку заменить его было нечем, то пришлось приложить определенные усилия для переноса его на модель и сведении половин непосредственно на плоскости. Очевидно, иногда не стоит пренебрегать "буржуйскими" предупреждениями.

Декаль очень тонкая и великолепно прилегает к поверхностям.

Сборка.

Можно сказать, что модель, в целом, собирается достаточно беспроблемно. Определенные сложности могут возникнуть при монтаже фермы. Здесь необходимо соблюсти параллельность стоек. Осторожность следует проявить также при приклеивании хвостовой части. Она достаточно массивна и норовит отвалится до момента окончательной сборки конструкции. Однако в завершенном варианте модель приобретает необходимую жесткость.

Самым замечательным этапом является расчаливание. Эта модель воистину создана для истинных ценителей "веревочного богатства"! Схема размещения расчалок не совсем понятна (в плане одинарные/двойные), поэтому, чтобы не запутаться, придется поискать фотографии самолета. Для расчаливания я использовал эластичную нить "Хобби плюс".

Вместо заключения.

Если вы готовы выложить за эту модель "кругленькую" сумму, то она сможет стать достойным дополнением к вашей коллекции.

Литература.

J.M.Bruce "Vickers F.B.5", Windsock Datafile No.56 / Albatros Productions, 1996