главная страница модели

Никита Донцов

Brandenburg W.29 фирмы Eastern Express

Коробка шокирует габаритами. Будучи привычен к самолетам Первой Мировой войны, я хорошо представляю себе их размеры, и, соответственно, требуемые размеры коробок для их масштабных копий. Так вот - коробка "Ганзы" больше процентов на пятьдесят. Да, самолет немаленький, но никак не больше "Мессершмитта"-109, а коробки несравнимы. Про внешнее оформление промолчу: все уже набило оскомину, а вот на том самолете, что изображен на рисунке, остановимся поподробнее.

У данной машины выхлопные патрубки расположены с левой стороны мотора, а в пластике - с правой! Да и сам мотор явно другой. Что по этому поводу говорится в литературе? Более половины W.29 (121 экземпляр) получили двигатель "Бенц" Bz.III (именно он и изображен на коробке), в то время как "Мерседес" D.III, имеющийся в наборе (кстати, он идентичен "мерсам" роденовских моделей) стоял только на одном из прототипов!!! Для тех, кто пожелает построить именно этот вариант, сообщаю серийный номер самолета - 2206.

С небольшими доработками пластиковый "движок" можно превратить в копию мотора BMW IIIa (стоял на 11 машинах: 2205 и 2643..2652), а с более существенными переделками - в "Бенц" Bz.IIIa (66 экземпляров). Что особенно интересно, Bz.III в модели явно планировался: об этом говорит инструкция, предлагающая выбрать один из двух вариантов двигателя.

В пластике даны два варианта стабилизатора и руля поворота: с прямой и волнистой задней кромкой. Все фотографии, которые я изучал, говорили в пользу волнистых кромок, а посему не могу сказать, зачем нужны детали с прямой кромкой. Судя по чертежам, так было на прототипах, но после проблем с двигателем я не стал уделять слишком много внимания оперению. Почему? Потому что к этому моменту окончательно решил, что буду собирать "Бранденбург" австро-венгерской постройки (с двигателем "Австро-Даймлер").

Возвращаясь к традиционному порядку описания модели скажу, что пластик на литниках аккуратный, облой отсутствует, детали не "замыленные". Видно, что это одна из самых "свежих" моделей в линейке ТОКО/ВЭ. Вот только разводы на пластике фюзеляжа какие-то странные - такое впечатление, что это разводы на форме, вызванные шлифовкой. Хотя на качество это никак не влияет - просто необычно, и все.

Инструкция стандартна для ВЭ. Честно говоря, открывая коробку, я думал, что и инструкция там увеличилась в размере (интересно, откуда такие мысли?), но оказалось все традиционно. И рисунок, и справочка, и порядок сборки, и вариант окраски... Вариант... Это я вообще не знаю что - откуда взялся этот норвежский аэроплан и зачем он дан в инструкции, если даже ни намека на декали к такому варианту нет. ЗАЧЕМ???? ГОСПОДА ИЗ ВЭ - ОБЪЯСНИТЕ! Чего ради делать ТАКОЕ?

Декали на вид неплохие - во всяком случае, форма, цвет и размеры морского лозенга соответствуют реальности. При сравнении изображения на коробке с декалью сразу бросается в глаза несоответствие размеров шестиугольников, составляющих камуфляж. Так вот, на декали они правильные, что не может не радовать. Еше одна нестыковка с "живописью" - серийные номера: "коробочный" отсутствует, вместо него есть два других - оба принадлежали самолетам с "Бенцем" Bz.III.

Тому, кто решит, переделав мотор, сделать одну из этих машин, нужно помнить, что 2292 имел только один синхронный пулемет (на правом борту), а 2611 теоретически был трехпулеметным (считая и турельный "ствол"), но на фотографии правый "Шпандау" отсутствует. Я же весь лист целиком отправил "в закрома Родины", т.е. в коробочку с декалями "на всякий случай".

Сборка модели не сложная. Начинается она стандартно - интерьер и отдельно двигатель. Устанавливая на крыло педали и штурвал (а крыло дано одной целой деталью, что еще больше облегчает постройку), не забудьте определить их взаимное расположение с учетом приборной панели, которая устанавливается на одну из половин фюзеляжа. Если этого не сделать и просто вертикально приклеить штурвал, он полностью скроется за приборной досой. Также повышенное внимание надо уделить "табуретке" стрелка - я лично изменил форму ее ножки, чтобы не "ловить" правильную установку после склейки фюзеляжа, а приклеить ее на одну половину, гарантированно зная, что она займет место ровно в центре. Звучит сложно, а на самом деле прямую ножку заменил на изогнутую, которую приклеил в угол пола и борта на половинке фюзеляжа, и которая, будучи изогнутой в форме "кривого стартера", обеспечивает идеальную установку этого самого "стульчика".

Двигатель собрался без проблем, благо не первый раз имею с ним дело. Также несложно было установить его в фюзеляж. Нюанс лишь один: если вращающийся винт делать по инструкции, то необходимо совместить ось двигателя с отверствием в фюзеляже, что повлечет излишне низкое расположение мотора, при котром он полностью скроется за бортиком капота и установить выхлопные патрубки не получится. Существовали, правда, гидропланы без выхлопных труб на двигателе, но с мотором "Майбах", у них размах крыла и длина фюзеляжа были больше, так что этот вариант нам не подойдет. Я выровнял двигатель по верхней кромке, поскольку мне не нужен вал двигателя - воздушный винт все равно креплю по другому и не важно, какой пластик высверливать.

Также без вопросов свое место заняло крыло, пристыковавшееся к фюзеляжу хоть и не без усилий, зато абсолютно ровно, точно и без щелей, что немаловажно! Собрав планер, обработал все швы шкурочкой (600), немного подшпаклевал и еще раз зашкурил (800+1500), после чего установил стабилизаторы с роговой компенсацией руля высоты и руль поворота с волнистой кромкой.

Параллельно с фюзеляжем обработал поплавки - тут шпаклевки потребовалось больше. Утяжина на бортах обоих поплавков плюс четко заметный шов вынудили щедро шпаклевать и обрабатывать полным комплектом шкурок (240+600+1500). Полученный результат превзошел ожидания: загрунтованные серебрянкой, они смотрелись как единые детали и при этом идеально соответствовали чертежам.

Осталась самая сложная в сборке процедура: формовка двух обтекателей пулеметов по бокам фюзеляжа. Для этого сначала на места пулеметов я наклеил кусочки литника, который накрыл затем вырезанными по размеру кусочками "виолопласта". Шарообразная передняя часть формовалась из нагретого пластика в заранее изготовленной гипсовой матрице. Чуть не забыл: все клеевые соединения (кроме интерьера) я делал бутилацетатом - он дает возможность "поездить" деталями, найдя для них оптимальное взаимное месторасположение. Получившуюся конструкцию оставил для тщательной просушки, для того чтобы потом обработать эти узлы шпаклевкой, придав им каплевидную форму.

Форму придать оказалось на редкость сложно. Дело в том, что я допустил ошибку: сначала сделал планер, а затем приступил к обтекателям. Надо наоборот - обтекатели делаются на половинках фюзеляжа, а затем заниматься планером. Но переделывать что-либо оказалось уже поздно... Что ж, "его пример - другим наука"...

Закончив обтекатели, не забудьте просверлить в них отверстия, в которые затем надо установить иглы от шприцев, имитирующие пулеметные стволы. Окраска самолета особых сложностей не представляет, поскольку четких описаний используемых цветов нет. Известно, что на "Уфаге" использовали камуфляж из зеленой и желто-коричневой красок, а нижние поверхности обычно оставались неокрашенными, но иногда были светлыми зеленовато-серыми (или серо-зелеными) - в общем, что-то вроде английской краски "Скай". Для себя я выбрал такой вариант: низ серо-голубой (RLM76), верх хаки (RLM80) и желтый (RLM79, АКАН №100). Эта последняя краска - с сюрпризом. Дело в том, что она меняет оттенок в зависимости от интенсивности освещения - от "поросячьего" розово-желтого до насыщенного песчаного... Получается очень забавно и необычно. Границы цветов камуфляжа я сделал размытыми, нанося их аэрографом без использования традиционных масок.

Завершающие штрихи - установка поплавков (вообще без проблем) и головки блока двигателя с выхлопными патрубками (тоже никаких проблем при условии монтажа на цианокриле, тобишь на "Супермоменте"). Пулемет во вторую кабину не устанавливается (так на фото), а значит остаются декали. Их в моем случае требуется совсем немного: звезды сверху/снизу на крыльях и на фюзеляже (опознавательные знаки венгерских ВВС) и австрийский серийный номер (С5) на борту и в передней части поплавков. Номер легко набирается из запаса декалей, а для более прочной фиксации обрабатывается MicroSol. Затем наносится "окантовка" кабины пилота (красная кожа) и, после полного высыхания краски, наш "Бранденбург" W.28 постройки фирмы UFAG задувается матовым лаком. Вот и все приключения.



Для любителей "точной механики" могу сказать, что соответствие размеров модели практически идеальное, расхождения в пределах 0.5 мм.

Что же мы имеем в итоге? Набор явно "сырой", не доделанный. Это видно, если проанализировать изображения и комплекты пластика. Подразумевалось два двигателя, однако изготовлен только один. Также планировалось гораздо больше вариантов окраски - но они не даны. Я думаю, что ТОКО продал пресс-формы на эту модель в "полуготовом" виде, отпечатав небольшой тираж и не успев внести изменения. А ВЭ было уже все равно - лишь бы "отбить" вложенное. То, что это последняя модель в линейке ТОКО, видно хотя бы по качеству пластика и продуманности конструкции - здесь нет таких явных ляпов, как в других моделях. Да и облоя нет - значит, не износилась еще форма. Впрочем, это всего лишь мои предположения и не более того. А "сухой остаток" - хорошая модель, дающая возможность собрать сразу несколько вариантов. Но доступно это только человеку, обладащему информацией по этому самолету, а также владеющему основами конверсии. Если делать "из коробки" получится хоть и красиво, но совсем неправильно...

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 3
Декали (качество) - ? (не использовал)
Упаковка - 3
Пластик (качество) - 8
Соответствие прототипу - 3
Достоверность окрасок - 3
Деталировка - 8
Собираемость - 8


P.S. Когда модель была уже готова, вдруг выяснилось (почему-то подобные вещи традиционно происходят когда уже "поздно пить боржоми"), что капот и радиатор австрийских "Бранденбургов" отличались от немецких. И синхронный пулемет был только на левом борту...