главная страница модели

Никита Донцов
при участии Сергея Алексеева

Brandenburg D.I фирмы Eastern Express

В начале 1916 г Эрнст Хейнкель - главный конструктор германской фирмы "Ганза-Бранденбург" - спроектировал истребитель, получивший заводское обозначение KD. Этот самолет отличала необычная "звездообразная" система межкрыльевых стоек, позволившая отказаться от расчалок. В остальном аэроплан был вполне традиционен: цельнодеревянная конструкция с полотняной обшивкой крыльев и оперения и фюзеляжем, обшитым фанерой.

Проект не нашел "понимания" в родном отечестве, зато заинтересовал австрийцев. В апреле фирма получила заказ на постройку "улучшенного KD", а также уведомление о намерении купить 50 серийных экземпляров истребителя. Прототип построили в мае, а летом началось серийное производство в Германии и Австрии (на фирме "Австрийский Альбатрос", в феврале 1917 г переименованной в "Фёникс").

Первыми в ноябре 1916 г на фронт пошли машины серии 65.5 германской постройки. В январе следующего года к ним прибавились самолеты серии 65.7, а в феврале - аэропланы австрийского производства (серия 28). Первоначальные восторги от новинки очень быстро сменились рекламациями. Перетяжеленные "Бранденбурги" уступали по лётным данным не только истребителям противника, но и собственным разведчикам. Кроме того, они оказались слишком сложными в управлении для пилотов, привыкших к более устойчивым в полете и не столь маневренным двухместным машинам. А плохие штопорные характеристики делали KD просто опасным.

Однако ничем лучшим в то время австрийцы не располагали и "Бранденбург" D.I продолжал выпускаться до лета 1917 г, когда в серию был запущен его модернизированный вариант, названный "Фёникс" D.I. Примерно в то же время более совершенные "Альбатросы" и "Авиатики" начали заменять во фронтовых частях "звездно-стоечные" истребители, последний из которых отправили в тыл в начале 1918 г.

Всего за время серийного производства построили 120 "Бранденбургов" D.I: 20 самолетов серии 65.5, 30 - 65.7 и 70 28-й серии.

Окинув быстрым взглядом упаковку, не замечаем серьезных отличий в "фирменном" стиле ВЭ - все традиционно красочное и простенькое. На лицевой стороне и на боку коробки, как обычно, изображен один и тот же самолет - 28.69 Годвина Брумовски. Выбор варианта, надо признать, неоднозначный: если с крыльями все более-менее понятно, то как выглядел фюзеляж персонального самолета лучшего аса Австро-Венгрии достоверно не известно. Ясно только, что он был окрашен, по крайней мере, частично, но вот как именно ...

И еще нюанс - все стойки на рисунках (что сверху, что сбоку) показаны деревянными, а должны они быть полотняными, точнее - цвета лакированного полотна, поскольку все стойки обернуты им поверх дерева. Насколько это характерно для "Бранденбургов" вообще - сказать сложно (судя по фотографиям - обычная практика для самолетов 28-й серии), но для данной машины этот факт никакому сомнению не подлежит.

Отливка модели выглядит средненько. С одной стороны, не особенно много облоя. А с другой - как-то грубовато все смотрится - примета времени, надо полагать, поскольку модель эта была одной из первых, выпущенных ТОКО (а это именно токовская разработка). Впечатление это только усилилось после внимательного осмотра деталей двигателя: дана только головка блока, а не двигатель целиком, как на роденовских машинах. Ну и, конечно, капот... Слов нет, но об этом ниже.

Декали стандартного для ВЭ качества - не то чтобы "супер", но и не откровенное убожество. Только вот... в общем, как говорится, "если это дерево, то я - Микки-Маус". Для тех, кто меня не понял, перевожу: декаль на борта должна изображать натуральное дерево, однако походит она больше всего на сливки с шоколадом или на ванильный крем.

Декаль такую применять просто нельзя, она безнадежно испортит модель. Рисунок верхних поверхностей крыльев тоже далек от того, что было на самом деле: какие-то "желтые гусеницы по зеленой траве" вместо хорошо видных на фотографии S-образных завитушек.

Инструкция традиционна: в меру понятна и в меру неразборчива. Историческая справка, как обычно, скудна, но в этот раз производители даже не удосужились указать, какую именно модификацию они сделали.

Исправим этот недочет. В модели представлен "Бранденбург" D.I 28-й серии с поздним вариантом вертикального оперения. Конверсировать его в ранний вариант особого труда не составит: достаточно выпилить новый руль поворота из листа тонкого пластика или из "штатного" оперения. А вот желающим поставить на полку самолет немецкого производства придется серьезно попотеть, переделывая практически все: форму фюзеляжа, крылья, стойки...

Но вернемся к инструкции. В очередной раз "многовариантность" украинской модели сократилась у ВЭ до одной окраски - той, что изображена на коробке. Насчет декалей на этот вариант все уже сказано выше.

"Утраченные" при переупаковке варианты окраски соответствовали самолетам из Flik 41J:

После выбора конкретного прототипа (с его индивидуальными особенностями конструкции) можно браться за пластик.

Сборка начинается с интерьера - благо, в этот раз на литнике есть даже приборная панель. Вклеивая ее, будьте внимательны, поскольку при малейшей ошибке деталь займет неправильное положение и либо провалится вниз, либо встанет клином и не даст соединить половинки фюзеляжа. Собирая интерьер, помните: кабина с внутренней стороны от верха до лонжерона красилась в белый цвет, а далее шла комбинация двух деревянных цветов. Каркас я сделал светлее, а фанеру темнее.

Фюзеляж... Точить его и точить, и занятие это далеко не на 10 минут. Обратите внимание на капот, вернее - на выемку под двигатель. Если сточить облой с краев, то получится вырез со скругленными углами - как раз для летнего варианта капота с открытыми головками цилиндров. Есть в наборе и съемная крышка для зимнего капота, однако для того, чтобы ее поставить, потребуется выпилить посадочное место прямоугольной (при виде сбоку) формы.

Большая проблема - место сопряжения фюзеляжа с рулем поворота. Пластик здесь изогнут и имеет овальную форму. Причем с внутренней стороны (верх и низ как бы слегка выгнуты наружу) стачивать придется очень прилично, при этом надо быть внимательным, чтобы "не сточить до дыры". Ну и узел крепления хвостового костыля - там пластик просто расходится, образуя щель толщиной примерно в миллиметр - это необходимо шпаклевать.

Собрав фюзеляж, приступаем к его окраске, а также к окраске верхних и нижних крыльев. В моем варианте я выбрал сочетание коричневого деревянного цвета и цвета неокрашенного полотна. Металлические панели (нос фюзеляжа и часть центроплана верхнего крыла) - алюминий. Наносимые на этом этапе декали (крылья верх-низ, руль поворота и борт самолета) необходимо вырезать по контуру, иначе серебрящаяся подложка сведет на нет весь ваш титанический труд по созданию этой модели.

Окрасив и переведя декали, установил на свое место двигатель (я делал летний вариант капота). Самое главное здесь - не торопиться с выхлопными патрубками - их надо ставить позже, после центральных стоек бипланной коробки.

Итак, имея собранный фюзеляж с установленным двигателем, пристыковываем к нему нижнее крыло, стабилизаторы и руль поворота. Наступает черед самого проблематичного узла - звездообразной системы крыльевых стоек - "ежей", как я их называю.

Да... будь я конструктором модели, этот узел спроектировал бы совершенно по-другому, а так... Почему на крыльях отверстия есть, а на стойках ответных штифтов нет? Это предложение их сделать самому или забывчивость производителя? Почему бы не сделать одной деталью центральную часть, с жестко закрепленными направляющими для стоек?

В общем, вспомнив весь арсенал великого и могучего русского языка, истратив тучу времени и полтюбика Суперклея, я заставил "ежи" встать на отведенное им место.

После установки верхнего крыла остаются несколько незначительных доделок: подкосы стабилизаторов придется делать самому (в наборе их нет); пропеллер сделать вращающимся по традиционной технологии (втулка-ось-шайба); стойки шасси установить "по месту", сделать "растяжку" и лишь затем установить колеса.

Все, модель закончена, чему я, честно говоря, несказанно рад. Не думаю, что когда-нибудь еще буду связываться с такой непродуманной конструкцией. Сам по себе самолет смотрится неплохо, но разработчики на нем явно набирались опыта, плохо представляя, что и как надо делать. В целом "Бранденбург" - модель для истинного мазохиста, любящего клей. Таким людям она бесспорно понравится. Всем же прочим, и особенно начинающим, я настоятельно рекомендую не связываться с "Восточным Экспрессом", а подождать появления этой модели в исполнении какого нибудь другого производителя.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 6
Декали (качество) - 8
Упаковка - 6
Пластик (качество) - 6
Соответствие прототипу - 10
Достоверность окрасок - 6
Деталировка - 6
Собираемость - 1