главная страница модели

Никита Донцов

Bf109E фирмы Моделист

Нет на наших необъятных просторах, пожалуй, ни одного моделиста, который хотя бы раз в жизни не собирал "Мессершмитт". Когда-то за ними гонялись, их доставали, покупали "вакушки"... Сейчас, слава богу, ситуация изменилась - на прилавках море различных модификаций этого знаменитого истребителя. На одной из них мы остановимся подробнее.

Коробка просто гигантская, а дно так вообще сделано из плотного картона - сразу видно, с бумагой у нас в стране все в порядке. Удивляет, что низ коробки пустой: ну неужели не жалко производителю вот так просто взять и выкинуть целый лист А4? Ведь столько информации можно было предоставить потребителю... Ан нет - обратная сторона пустая... Рисунок на коробке очень крупный, чёткий, но, к сожалению, содержит неточность - вместо свастики на хвосте дан словацкий крест, что, естественно, не так. Хотя это можно понять - борьба со свастиками. Итак, на коробке изображен "Эмиль" из 9-го штаффеля 54-й истребительной эскадры в экспериментальном камуфляже по состоянию на 1940 год. Голова дьявола - эмблема эскадрильи, зеленое сердце - эскадры (она в то время еще не наносилась). Желтая "волна" на хвосте - обозначение 3-й группы.

Боковины коробки малоинформативны - реклама других моделистовских моделей, одинокая фотка собранного "Мессершмитта" да надпись, что модель изготовлена "на оснастке фирмы Академия". Забавно.

Декаль от ProDecals дает только один вариант - тот самый, который нарисован на коробке, с точностью до мельчайших подробностей, включая техничку. Проблем с "деками" не возникало - переводились хорошо, не крошились. Сделаны они без смещений, четко и аккуратно.

Пластик великолепен - "Академия" все-таки. На первый взгляд никаких проблем - все аккуратно, чётко, упаковано в пакетики.

А вот инструкция оставила двоякое впечатление. Историческая справка достаточно большая. Однако начинается она, почему-то, с Bf-109V1 - может, дань предку отдавали? Насчёт исторического соответствия текста можно сказать многое, но жаль время тратить (внимательно прочтите ...), а потому сразу же приступим к сборке. Кстати, порядок сборки в инструкции указан хорошо, подробно, посадочные места обозначены чётко. А вот что не понравилось - так это вариант окраски. Я даже и не знаю, как это назвать. Черно-белые проекции, никакой технички, краски по каталогу "Моделиста". Нда... Не советую использовать эту часть инструкции - вариант окраски и краски подбирайте самостоятельно.

Итак, сборка. Пластик предоставляет возможность собрать несколько вариантов "Эмиля" - Е3, Е4, Е4/В, Е4/Trop. На самом деле, это не все - с небольшими переделками можно сделать Е7, но и тех 4-х, что дает инструкция, вполне достаточно.

Для сборки я выбрал вариант Bf-109Е3 из 3-й группы 26-й эскадры по состоянию на август 1940 года. Соответственно выбору подобрал декали, а лишние убрал в загашник. Модель собирается легко, интерьер очень хороший, детали стыкуются без проблем. Сложности возникают только с двумя моментами. Во-первых, это подкосы стабилизаторов. В наборе даны два левых (одинаковых), в то время как один должен быть зеркальным изображением другого. А во-вторых, это стойки шасси, которые надо доработать и, в случае использования экипажевских колес, сточить диски, к которым клеются "родные" пластиковые колеса. В остальном - все ОК.

Предвидя вопросы о геометрическом соответствии чертежам, скажу, что модель в чертежи не вкладывал, а использование линейных размеров и их пересчет в 72-й масштаб дает следующие результаты:

Длина фюзеляжа - 121.5 мм * 72 = 8748 мм (в инструкции заявлено 8800, т.е. должно быть 122,2 мм).

Размах крыла - 136 мм * 72 = 9792 мм (заявлено 9900, т.е. должно быть 137,5 мм).

Как видно, все допуски абсолютно нормальны и на внешний вид модели не влияют.

Вариант окраски на выбранный мною прототип был взят из книги "Боевые самолеты "Люфтваффе", (издательство АСТ, Астрель, Москва, 2002 год, стр. 199). Часть декалей взяты из набора, остальные куплены на клубе. Причем приобретенные давным-давно рижские декали (сейчас их уже не найти) оказались ничуть не хуже "родных" из комплекта: легли также хорошо, без проблем повторив форму фюзеляжа.

В завершении сборки традиционно задул модель двумя слоями лака, сперва глянцевым, затем полуматовым.

Получившийся "стодевятый" E без всяких поблажек заслуживает место на полке. Во-первых, его невысокая цена даже в супердорогих магазинах; во-вторых, простота сборки; в-третьих, доступность информации по нему обеспечивают этой модели доступность широким массам. Многообразие же вариантов и широчайший спектр применения этого самолета дают очень широкое поле для всевозможных конверсий и модификаций. А применялся он как в "Люфтваффе" (Польша, Франция, Англия, Балканы, СССР, Африка), так и у их союзников (Словакия, Румыния, Болгария), противников (Югославия) и нейтралов (Испания, Швейцария). Ребята из "Моделиста" не ошиблись, переупаковывая эту из ряда доступных модель: это единственный на сегодня Bf-109Е столь высокого качества.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 5
Декали (качество) - 7
Упаковка - 5
Пластик (качество) - 9
Соответствие прототипу - 7
Достоверность окрасок - 7
Деталировка - 6
Собираемость - 9