главная страница модели

Никита Донцов

Aviatik (Berg) D.I фирмы Eastern Express

Последний представитель модельного ряда "ТОКО", оказавшийся у меня в руках - "Авиатик" (он же "Берг") D.I. Впечатление он на меня производил какое-то странное, потому и оказался последним - я долго не мог заставить себя взяться за эту модель. Но поскольку все прочие ТОКО/ВЭ уже закончены, будем разбираться с этим "последним из могикан".

Коробка ничего нового не сообщила - окраска традиционно переврана, но к этому нам уже не привыкать. Характерно, что на боковине изображен тот же самолет, что и на верху коробки (а это самый знаменитый из "Авиатиков"), но в других цветах - видимо, полиграфия подкачала.

Историческая справочка такая же, как обычно. Коротко, общий смысл тот же, что и в инструкции, но стилистические и лингвистические обороты разные. Как и в случае с "Бранденбургом" D.I, производители "забыли" сообщить моделистам, какую именно модификацию истребителя они, собственно, предлгают. Для тех, кому эта информация будет интересна, могу сообщить, что в пластике представлена машина 115-й серии.

Собственно все - да, забыл сказать, что рисунок на коробке можно использовать как инструкцию для натяжения расчалок (инструкция в этом не помощник).

Про инструкцию сказать нечего - все как всегда. Та же первая страничка, тот же стиль подачи картинок сборочных этапов, в общем ничего нового. Наверное, это хорошо - "стабильность" сейчас в цене...

Декаль производит странное впечатление. Вы где-нибудь видели логотип "Экспресса" сине-коричневого цвета? Я тоже - до этого момента... Впрочем, экономия на количестве используемых красок не есть недостаток. А вот перевранные цвета лозенга - уже явный и грубый ляп, причем неустранимый.

Здесь необходимо сделать небольшое "лирическое отступление". Точные цвета лозенга "Бергов" 115-й серии вообще и самолета Линке-Кроуфорда в частности не известны. Поэтому говорить можно лишь о том, соответствует ли окраска фотографиям или нет. Вариант ТОКО/ВЭ фотографиям противоречит - носовая часть фюзеляжа в действительности была в целом темнее хвостовой (но светлее центральной).

Но вернемся к декалям. Полоса на фюзеляже (обозначение Flik 60J) вполне могла быть не черной, а красной. До тех пор, пока историки не сумеют, наконец, разобраться в этом вопросе, оба варианта останутся в равной степени вероятными. По этой причине было бы лучше дать в декали только белый контур буквы, оставив выбор цвета фюзеляжной полосы на усмотрение моделиста.

К австрийским опознавательным знакам придраться сложно. Ну, разве что, крыльевые кресты, возможно, должны быть чуть-чуть меньше. Зато в инструкции их расположение показано явно неправильно: "верхние" кресты необходимо сместить к центру на половину межнервюрного расстояния (так, чтобы нервюра прошла по оси симметрии знака). Точное размещение крестов на нижних крыльях самолета Линке-Кроуфорда по имеющимся фотографиям установить невозможно, но если взять за основу истребитель с серийным номером 115.23, то декаль придется переместить на полтора межнервюрных расстояния к законцовке крыла.

О достоверности "жовто-блакитного" истребителя сказать ничего не могу по причине отсутствия фотографий. С одной стороны, украинским разработчикам тут и карты в руки, но если вспомнить, что они вытворяли с хорошо известными самолетами ...

Пластик сам по себе обыкновенен - точно такой же, как в других наборах ВЭ. Деталировка модели неплоха, хотя выбор мог быть побогаче - например, на несколько различных модификаций. Но, как говорится - "что есть, то есть". Сходу можно сказать, что проблемы вызовет стыковка нижних крыльев с фюзеляжем: не войдут квадратные штифты в круглые ответные отверстия. Никак не войдут, если только не забивать их с помощью молотка. Есть желающие воспользоваться таким методом?

Кокпит дан почему-то без пола - все предлагается монтировать прямо на половинку фюзеляжа. Двигатель традиционен, с ним никаких вопросов не возникло. Что неприятно удивило - гигантский облой на крыльях (как верхнем, так и нижнем) и на фюзеляже, вернее, на верхней его части. Ну и колеса, конечно же, никуда не годятся. Лично у меня они вызвали следующий ассоциативный ряд: "с ГАЗ-А сняли спицованные колеса, залили их шпаклевкой и установили на самолет". Во всяком случае, на спицы, проглядывающие сквозь полотно, это ну никак не похоже. Мой вердикт: колеса на выброс, их ставить нельзя. Вместо них можно изготовить самому спицованные колеса (что очень сложно), воспользоваться "афтемаркетом" (что дорого) или подобрать подходящие из старых запасов (наиболее простой и дешевый вариант).

Исходя из того факта, что лозенг на декали явно неправильный, моделистам, ищущим максимальной копийности, придется либо вручную рисовать шестиугольники (как вариант - поискать декаль, но обойдется она в немалую сумму), либо заняться конверсией. Впрочем, одно другому не мешает :)

Истребители "Берг" D.I отличались друг от друга размерами и формой выреза в задней кромке центроплана, капотами, радиаторами, вооружением и системой управления. И все это, естественно, отражалось на их внешнем виде, поэтому без дополнительной информации хорошую модель сделать проблематично. Моделистам можно порекомендовать выпуск Windsock Datafile номер 45 или книгу "Aviatik D.I & D.II" издательства JaPo, а лучше и то, и другое (эти издания не заменяют, а скорее дополняют друг друга).

Сначала я склонялся к мысли сделать одну из первых серийных машин (38-я серия, фирма "Австрийский Авиатик") - неокрашенный самолет с пулеметом над крылом, но затем появился заказчик, желающий получить самолет Линке-Кроуфорда, причем обязательно "такой как есть", несмотря на уже упомянутую неправильность окраски. Ну что ж, для себя я смогу построить модель и потом... Кстати, благодаря тому, что заказчик пришел "со своим материалом" выяснилась еще одна особенность работы "Восточного Экспресса" - от модели к модели оттенки цветов декалей меняются!

Сборка протекает без эксцессов - все в традиционном для ТОКО/ВЭ стиле. Сначала окрашиваются внутренности фюзеляжа (обшивка и силовой набор деревянные), затем устанавливаются приборная доска, педали и ручка управления, после чего - кресло с фигуркой пилота (наличие последнего - еще одно требование заказчика). Затем устанавливается двигатель - и вот тут обнаруживается первый нюанс. Для того, чтобы разместить его правильно, надо в правой части фюзеляжа (там, где размечено) засверлить два отверстия под штырьки на двигателе, и установить его туда сначала всухую, чтобы отрегулировать горизонтальное положение и расстояние до бортов. Если получается хорошо, можно крепить на клей, если штырьки излишне короткие - сверлите два сквозных отверстия (через борта самолета и через двигатель) и сажайте его на две стальные булавки - тогда он точно встанет ровно в центре фюзеляжа и строго в горизонтали. Вообще этот момент в модели совершенно не продуман - Roden хоть полочку для мотора дает, а тут вообще ничего нет - только разметка.

Проблемы вызывает и установка радиатора - щели вокруг него очень большие, их необходимо шпаклевать, а делать это трудно: есть опасность повредить сетку радиатора. Можно, конечно, сточить с поверхности весь рельеф и приклеить затем кусочек сигаретной фольги, но я предпочел все-таки аккуратненько обработать швы шпаклевкой.

Пока фюзеляж с двигателем сохнет, можно заняться крыльями. Низ плоскостей, как и оперение, окрашивается в цвет полотна, сверху наклеивается лозенг. Причем декаль легла просто изумительно. Само качество пленки превосходно - "Роден" отдыхает. Эх, еще бы цвета правильные были, но - не будем о грустном...

Верхние и боковые поверхности фюзеляжа тоже целиком покрываются декалью с лозенгом ("живот" оставался неокрашенным, т.е. деревянным). Только не надо ничего от нее отрезать, как советуют значки на листе - целиком переводить удобнее, а остатки можно обрезать потом лезвием. Только имейте в виду, что обязательно понадобится MicroSol - без него декаль не будет облегать все накладки-выпуклости на бортах самолета. Уже после того, как "сол" просохнет, не поленитесь задуть всю поверхность разведенным бутилацетатом (только очень-очень тонким слоем), тогда все уголки приварятся "намертво" и не будут шелушиться, если их случайно задеть.

Когда все составные части сделаны, можно приступать к главному: сначала устанавливаются нижние крылья (на Суперклее с предварительной подгонкой всухую - имейте в виду, у вас только одна попытка, если ошибетесь и будете отклеивать уже установленную деталь, она отойдет вместе с кусками лозенга), затем стойки бипланной коробки и верхнее крыло. Будьте внимательны и с кабанными стойками - они должны стоять вертикально (их еще придется подрезать по месту, также как и крыльевые, иначе крыло будет закручиваться спиралью), а мешать этому будут выхлопные патрубки двигателя, между которыми придется эту стойку проводить. Сделать это надо также с одной попытки, иначе, повторюсь, лозенг отойдет вместе с деталью и в этом месте образуется очень неприглядная "клякса".

"Растяжки" можно смело монтировать по рисунку на коробке - там все указано правильно. Довершит работу с носовой частью фюзеляжа установка двух стволов пулеметов в заранее подготовленные отверстия. Вообще-то заняться пулеметами следовало еще на этапе изготовления интерьера кабины - на самолетах 115-й серии, в том числе и Линке-Кроуфорда, вооружение размещались "открыто внутри фюзеляжа": в месте установки пулемета в обшивке фюзеляжа было сделано отверстие, открывавшее всю казенную часть "Шварцлозе". Поэтому нужно было сначала выпилить отверстие, затем самостоятельно изготовить пулемет (можно не весь, а только казенную часть), покрасить и вклеить его изнутри половинки фюзеляжа. Но "из коробки - значит из коробки", да и сразу бросающаяся в глаза неправильность окраски самолета что-то не вдохновляла на особые доработки...

После того, как бипланная коробка высохнет, необходимо установить стабилизаторы и киль. Здесь все обходится без проблем, если не считать ступеньку внизу руля поворота, которая получается чуть большей, чем необходимо. Для завершения работ с хвостовой частью фюзеляжа устанавливаем костыль. Его надо немного подточить, чтобы он повторял форму фюзеляжа и не образовывал щелей.

Остаются последние штрихи: установить шасси, воздушный винт, покрыть модель лаком и нанести декали. Самое главное на этом этапе - подобрать колеса (родные-то отправились в помойку). Я нашел парадоксальное временное решение - поставил спицованные колеса от "Бранденбурга" W.29 (были там такие, для тележки под поплавки). Потом снял их, поставил другие - литые, уже и не вспомню от кого, но затем поставил снова спицованные, поскольку они очень даже неплохо смотрелись (и заказчику понравились). Но в любом случае, как только на рынке появятся спицованные колеса для Первой мировой, надо будет установить их... Сами стойки, как и воздушный винт, встали на свои места с первого раза.

Чуть подгадила декаль - на белой обводке верхних крестов виден четкий непрокрас, видимо, краски мало использовали. Обидно, ведь само качество декалей очень даже ничего. Что касается полосы, то мой совет - не мучайтесь с декалью, накрасьте заранее эту полоску черным цветом, а потом переведите туда вырезанную литеру L. Так и красивее, и проще. Да, забыл сказать - поскольку модель целиком "завернута" в лозенг, после сборки я задул ее глянцевым лаком в два прохода (пауза между проходами - три часа) и только затем нанес остальные обозначения. Переводя кресты на верхнее крыло, я допустил ошибку, сместив их относительно указаний инструкции не к фюзеляжу, а в сторону заканцовок. Как это получилось, даже не представляю...

После перевода всех декалей дал модели полностью просохнуть, обработал "солом" и задул матовым лаком. Все, "Авиатик" готов.

"Ловцам микронов" привожу таблицу размеров:

  Реал 1:72 Модель
Размах верхнего крыла 8000 111,11 112,10
Размах нижнего крыла 7890 109,58 111,00
Хорда обоих крыльев 1450 20,14 20,50
Длина самолета 6860 95,28 97,00

Указаны данные по машинам серий 38, 238 и 338. Длина самолетов 138-й серии равнялась 6950 мм (96,53 мм в 1:72), а 315-й - 6800 (94,44) мм. На фирме MAG (серия 92) размах нижнего крыла увеличили до 8000 мм. К сожалению, сведения относительно длины истребителей "той самой" 115-й серии отсутствуют, но все остальные размеры были идентичны приведенным в таблице. Данные о размерах машин, построенных фирмами "Ллойд" (серии 48, 148 и 348), "Тоне унд Фиала" (101 и 201) и W.K.F. (84, 184, 284 и 384) отсутствуют полностью.


"Австриец" этот произвел странное впечатление. Вроде все как всегда, тот же двигатель, те же приборы в кабине - но как-то все недоработано. Такое ощущение, что в свое время все началось именно с этой модели (хотя я могу ошибаться, да и некоторые другие модели ТОКО/ВЭ вызывали те же мысли). Однозначно скажу - для себя я бы не стал делать модель в таком камуфляже, какой дан производителем. Надо будет более детально изучать фото и чертежи и в конце концов остановиться на другой серии этого истребителя. Да, придется пилить, поскольку в наборе дана только машина 115-й серия. Но когда это нас пугало?

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 6
Декали (качество) - 7
Упаковка - 7
Пластик (качество) - 4
Соответствие прототипу - 7
Достоверность окрасок - 2
Деталировка - 5
Собираемость - 4