главная страница модели

Никита Донцов

Ar240C-02 фирмы Revell



Историческая справка.

В конце 30-х годов технический директор "Арадо флюгцойгверке" Вальтер Блюм, работая в сотрудничестве с "Рейнметалл-Борзиг", спроектировал передовую по тем временам систему вооружения - дистанционно управляемую пулеметную установку. Хотя подобное устройство рассматривалось многими как фантастическое, Технический Департамент поддержал Блюма, выдав заказ на скоростной двухмоторный самолет под новую оборонительную установку, способный выполнять функции тяжелого истребителя, пикирующего бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Параллельно с проектом "Арадо" такую же работу выполняло и КБ Вилли Мессершмитта, при этом Министерство изначально рассматривало "Арадо" как "запасной аэродром" на случай неудачи с Me-210.

Так или иначе, но в 1939 году "Арадо" представила проект Е-240, разработанный с учетом самых передовых по тем временам представлений об аэродинамике. Интересным элементом конструкции являлся хвостовой конус, "работавший" воздушным тормозом, раскрываясь в виде парашюта.

10 мая 1940 года после долгой работы с аэродинамическими моделями первый полет выполнил Ar 240V1. Через два месяца за ним последовал Ar 240V2. С первых же полетов стало ясно, что самолет неустойчив по всем трем осям и требует серьезных изменений конструкции. Следствием этих изменений стал Ar 240V3 (KK+CD), кабину пилотов на котором перенесли в нос, предкрылки убрали, фюзеляж удлинили, а хвостовой воздушный тормоз был заменен обтекателем с небольшими килями. Неизменной осталась силовая установка - два двигателя DB-601A мощностью 1074 л.с. на взлете. Этот прототип наконец-то получил систему вооружения FA-13, состоящую из двух MG-81 в верхней и стольких же в нижней дистанционно управляемых башенках. Испытания V-3 выявили все еще недостаточную управляемость, для доведения которой до приемлемого уровня потребовалось установить новые элероны. С этими переделками Ar 240V3 поступил на войсковые испытания в группу дальней разведки. Система FA-13, нормально действовавшая на испытаниях, в полевых условиях работала плохо, что вынудило заменить ее парой фотокамер Rb 50/30. Полковник Кнеймер выполнил на таком самолете несколько разведывательных полетов над Британией. Высокая скорость и большая высота полета позволили ему избежать противодействия истребителей.

После выпуска четырех прототипов завод "АГО флюгцойгверке" в Ошерслебене приступил к постройке установочной партии Ar 240A-0 (заказано 40 экземпляров). Первыми предсерийнами машинами были Ar 240A-01 и A-02, имевшие также обозначения V5 и V6 (GL+QA; GL+QB), впервые взлетевшие в варианте разведчиков в октябре 1942 года.

Еще три Ar 240A-0 закончили и облетали также к октябрю 1942 года, после чего "сверху" пришло распоряжение о приостановление производства несмотря на то, что до 80% всех узлов и деталей на установочную партию были уже готовы.

К этому времени успели также закончить V7 и V8, являвшиеся прототипами разведчика В-1 и известные также как В-01 и В-02. Самолеты имели такую же конструкцию, ка и А-0, но комплектовались двигателями DB-605AM с впрыском водно-спиртовой смеси. Также один из самолетов имел дополнительно 20-мм пушку MG-151, стрелявшую вперед.

Создание разведывательного самолета имело безусловный приоритет перед другими вариантами, поэтому первый "охотник" Ar 240V9 (прототип модификации Ar 240C) не поступал на летные испытания до марта 1943 года, когда после закрытия программы минуло три месяца. V9 имел удлиненные гондолы двигателей, что привело к росту общей длины машины, также был увеличен и размах крыла. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек MG-151 и двух спарок 13-мм пулеметов MG-131 на дистанционно управляемых турелях.

Параллельно строились еще три опытных самолета серии "С": ночной истребитель С-02 с парой 20-мм MG-151 в подвесном обтекателе WT-151A и локатором FuG-202 "Лихтенштейн"; С-03 и С-04, способные нести до 1800 кг бомб и снабженные системой впрыска закиси азота GM-1, дававшей значительный прирост в скорости.

Проектировались и други варианты Ar-240, в том числе бомбардировочные и истребительные, но "Люфтваффе" окончательно отказалось от продолжения программы Ar-240, мотивируя это непрекращающимися проблемами с устойчивостью и управляемостью самолета. Реальной же причиной был, конечно, "Мессершмитт-210", выбранный для серийного производства фактически сразу после выдачи проектного задания.

Модель.
Таблица размеров Ar-240C
  Реал 1:72 Модель
длина 13 300 мм 184.72 мм 183.50 мм
размах крыла 16 600 мм 230.55 мм 228.00 мм

Отливка модели вызывает сугубо полжительные эмоции, остается лишь в очередной раз сказать: "ну почему мы так не можем?". Ни намека на облой, все детали аккуратные, толщина пластика невилика, расшивка внутрення, тонкая и постоянной толщины, не "гуляет". Стекло прозрачное, обработке поддается легко. И вообще сборка модели накаких проблем не вызвала - все "как там и росло", никаких перекосов, никаких доделок. Может, это покажется странным, но шпаклевка при изготовлении модели не применялась ни разу! Да и шкуркой пришлось пройти буквально пару раз, для обработки линии стыка половинок фюзеляжа. Крылья, мотогондолы, винтомоторная группа - все просто великолепно. Может, это не совсем красиво - петь дифирамбы, но согласитесь, что если при сборе фюзеляжа из 4 частей, а крыльев из 8 (по 4 каждое без учета мотогондол) не возникает ни одного повода ругнуться, это говорит о многом. А ведь модель немаленькая и деталирована достаточно богато - в инструкции по сборке 26 позиций, а среди деталей есть и патрубки выхлопной системы (отлиты отдельно 4-мя деталями), воздухозаборники, "рога" антен радиолокатора. Нет никаких замечаний и по поводу шасси - на внутренней стороне ниш есть даже проработка силового набора! Хороши и колеса, но после непродолжительного раздумья я все-таки заменил их на экипажевские - резиновые смотрятся гораздо лучше.

Декали великолепного качества, но, к сожалению, только на один вариант - опытный самолет с заводским кодом BO+RC. Впрочем, это исторически верно, поскольку машина на фронтах не применялась и даже не известно, летала ли она вообще. Подложка декали тончайшая и абсолютно несеребрящаяся - будучи переведенными на модель и покрытыми полуматовым лаком, декали смотрятся просто восхитительно, а подложка никоим образом о себе не напоминает.

Забавен рисунок на коробке - особенно для тех, кто знает, что Ar 240С на фронте не применялся точно. Что ж, это можно понять - рынок требует. Так что, на мой взгляд, такой рисунок ребятам из Revell'a можно и простить, к тому же в остальном коробка безупречна. Тут и фотографии собранной модели, и рекламка-анонс других изделий фирмы, и краткая история присутствует - в общем все на месте, и это, безусловно, радует.

Итог - великолепная модель, только определитесь с вариантом. Ночной истребитель все-таки машина экспериментальная, лучше взять обычный "Арадо", благо в "палитре" Revell он тоже есть. Для себя я точно куплю еще один, чтобы собрать машину, летавшую в районе Мурманска в составе JG5. Думаю, она будет поинтереснее, но только в силу исторического соответствия. Интересно будет, кстати, и размеры посмотреть - размах крыла B меньше, чем у С. Но - не будем загадывать... По всем остальным параметрам к Ar 240C придраться нельзя - модель великолепна.

Оценки автора (по 10-ти бальной шкале):
Инструкция - 8
Декали (качество) - 9
Упаковка - 8
Пластик (качество) - 10
Соответствие прототипу - 8
Достоверность окрасок - 8
Деталировка - 9
Собираемость - 10