главная страница модели

Алексей Андреев и Сергей Алексеев

Albatros D.V фирмы Roden. Первый взгляд



Самолет.

D.V - последний серийный истребитель, разработанный конструкторами фирмы "Альбатрос". От своего предшественника D.III "пятый" внешне отличался только фюзеляжем овального сечения. Внутренние изменения выразились в новой системе управления элеронами (тросы были перенесены из нижнего в верхнее крыло) и общем облегчении конструкции. Не имея возможности увеличить мощность двигателя, конструкторы могли добиться улучшения характеристик только путем облегчения машины. При этом они явно "переборщили" и впоследствии конструкцию самолета пришлось усиливать. Так появилась модификация D.Va, отличавшаяся также возвратом к старой системе управления элеронами.

"Альбатросы" D.V, а затем D.Va состояли на вооружении германских истребительных эскадрилий с мая 1917 г до последнего дня войны, несмотря на то, что они с самого начала уступали истребителям противника по всем основным показателям.

Модель.

Также как и оригинал, модель стала последней "семействе" и неудивительно, что разработчики постарались облегчить себе жизнь и использовали рамки с крыльями и двигателем от "Альбатроса" D.III . Все остальное сделано заново, при этом оказалась "потеряна" одна деталь: диск, закрывающий "двигательный отсек" спереди. Кроме того, налицо явный отход от присущей предшественникам данного "кита" многовариантности: несмотря на присутсвие в названии изделия двух модификаций (D.V и D.Va), в пластике представлена лишь одна. Если собирать самолет "из коробки", можно сделать только D.Va, и наличие заголовника (ставившегося только на первую серию "пятерок") ничего в данном случае не меняет.

Общее качество отливки не вызывает больших нареканий: имеется небольшое количество тонкого легкоудаляемого облоя, а кое-где наличствуют практически незаметные глазу утяжины. Расшивка выглядит "замыленной", как на очень старых прессформах. По "собираемости и подгоняемости" вопросов нет вообще: после снятия с рамок и удаления облоя детали почти идеально стыкуются. Пластик достаточно мягкий и легко обрабатывается, что, однако, имеет и свою негативную сторону: прочность стоек явно недостаточна, я бы порекомендовал заменить их на самодельные, причем лучше для этой цели брать жёсткий пластик - например, от "Академии" или "Хасегавы".

По отдельным элементам есть следующие замечания:

Крыло

Желающим поставить на полку D.V необходимо помнить, что на передней кромке элерона не было характерного выдающегося вперед "зуба", к которому на D.III и D.Va крепились тяги. На его месте находился механизм привода, закрытый обтекателем (фото можно посмотреть здесь , на нижней поверхности крыла этот узел был таким же). Кроме того, усиленные дополнительным подкосом крыльевые стойки появились только на машинах позднего выпуска.

Также придётся огорчить тех, кто захочет смастерить машину, летавшую на палестинском фронте: варианта центроплана с парой радиаторов не предусмотрено.

Помимо всего этого, форма законцовки нижнего крыла передана не вполне верно (модель сравнивалась с чертежами из Windsock Datafile Special, как наиболее авторитетными в данной теме), а само крыло при сборке выходит за габариты верхнего почти на миллиметр с каждой стороны, что для масштаба 1:72 явно многовато. К счастью, этот недостаток быстро ликвидируется несколькими лёгкими движениями надфиля.

Фюзеляж

Принёс при рассмотрении наибольшее количество огорчений:
   Киль, отлитый вместе с левой половинкой фюзеляжа, сдвинут на 1мм вперёд, хотя и имеет правильную форму. Можно порекомендовать аккуратно его отрезать и так же аккуратно приклеить на нужное место;
   На правой стороне капота истребителя имелось три круглых лючка, на левой - два. Есть они и на модели, но их размер и расположение переданы неправильно. Что удивительно, в инструкции и на коробке всё на месте. Это загадка;
   Не выдержана кривизна нижней части капота, на модели она слишком "обжата", в то время как на настоящем самолёте выпирала граздо больше;
   Обтекатель оси шасси сделан неправильно: если реальная ось проходила примерно посередине обтекателя, то на модели она находится у самой предней кромки.

Хвостовое оперение

Непонятно, из каких соображений на модели дан заметный провис полотна как по продольному, так и по поперечному набору. В действительности, основываясь на анализе очень большого количества фотографий, провисания полотна на хвостовом оперении практически не было, а то незначительное, которое имелось, затрагивает в оснавном лишь продольный набор. "Эффект стёганого матраца" легко удаляется тонким надфилем и шкуркой.

Подытоживая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что модель будет интересна как для начинающих (достаточно похожа на оригинал), так и для "мэтров" (без особых трудов ее можно "довести до ума"). Ну и, конечно, являет собой "кладезь" для "любителей попилить".

Инструкция, коробка и декаль.

В целом все в традициях фирмы: красивая картинка на коробке, иллюстрирующая реальный эпизод воздушной войны и дополненная портретом "красного барона"; подробная и понятная инструкция по сборке. Но вот инструкция по окраске "подкачала". Нигде не показана окраска верхней поверхности нижнего крыла, кроме того, для варианта II явным образом не указано, что кресты должны быть закрашены. Еще один большой недостаток - отсутствие схемы (точнее - схем, ведь их было несколько), по которой можно было бы натянуть расчалки и тросы управления.

На декали производители явно решили сэкономить, подобрав варианты окраски без "лозенга" и каких-либо цветных элементов. Но, несмотря на сокращение используемых красок до двух (черная и белая), без уже традиционного типографского брака не обошлось: из-за "сдвига" цветов с мелкими эмблемами придется повозиться, а серийный номер для варианта окраски IV испорчен практически безнадежно.

Варианты окраски.

Всего покупателю предложено 7 вариантов, но только к "безномерному", приведенному на коробке, нет никаких претензий. Да и то лишь потому, что ни одной фотографии D4693/17 не известно! Так что рассматривать достоверность данного варианта окраски нет смысла.

I. Крыльевые стойки без подкоса, на левой укреплен спидометр (его, к сожалению, в пластике нет). Стойки шасси почему-то предписано красить "под полотно", но они, скорее всего, были белыми. Окантовка крестов на фюзеляже и верхнем крыле должна быть шире (но не до такой степени, как в варианте III). См.фото .

II. Стойки без подкосов. На фотографиях видно, что из-под красной краски на крыле просвечивает камуфляж. Цветную прорисовку этого самолета можно найти в статье "Братья фон Рихтгофен" ("Авиация" № 9). Окантовка крыльевых крестов аналогична предыдущеу варианту.

III. В действительности это был D.V, а не D.Va, что видно по фотографии. По ней же можно предположить, что верхние поверхности крыльев были выкрашены в тот же цвет, что и фюзеляж. Кроме того, разделение цветов на горизонтальном оперении показано неправильно, ширина "центральной зоны" должна быть больше. Стойки без подкосов, на левой - спидометр. В левый борт кабины что-то вмонтровано (ракетница или дополнительная ступенька). См.фото .

IV. Камуфляж на верхнем крыле показан неправильно. Стоек на фотографии не видно, но подкосов на них, скорее всего, не было. Заголовник в действительности был нестандартный, увеличеный по длине. См.фото .

V. Это был D.V, а не D.Va. Стойки без подкосов, на левой - спидометр. Забыта "птичка" - эмблема фирмы на руле поворота.

VI. Единственный D.Va! Стойки с подкосами. В действительности самолет нес стандартное обозначение принадлежности к Jasta 5 - зеленое оперение с красной обводкой . Следовательно, кок и колеса, скорее всего, были красными, а не зелеными. Этот истребитель имел нестандартное вооружение - пулеметы "Сименс", а как они выглядели - неясно. Кроме того, на фотографии видно устройство непонятного назначения , возможно, гильзоотвод.

Заключение.

Приходится признать, что в данном случае производители явно схалтурили. Модель получилась хуже своих предшественниц, однако купить ее все-таки стоит, хотя бы для того, чтобы дополнить "эскадрилью Альбатросов фирмы Roden".