главная страница модели

Сергей Алексеев

Nieuport 28 фирмы Roden. Первый взгляд

Совсем недавно наш постоянный автор Никита Донцов, собиравший до сего дня только модели "72-го размера", решил попробовать свои силы в масштабе 1:48. Для первой попытки он выбрал роденовский "Ньюпор"-28. Когда модель будет собрана, мы опубликуем на нее "полную" рецензию, а пока читайте "первый взгляд".

Коробка оформлена в том же стиле, что и более "мелкая" продукция фирмы. Не хватает только портрета летчика, что немного странно, так как на рисунке изображен самолет американского "аса из асов". Кроме того, на боковине появились цветные "профили" на все варианты, представленные в декали.

Инструкция также следует фирменному стилю: историческая справка на первой странице, затем подробные и понятные указания по сборке и окраске. Из "глубоко положительных" моментов можно назвать наличие схемы расположения расчалок и тяг управления - для постройки модели аэроплана начала века это немаловажная информация.

"Резко отрицательные" моменты также присутствуют. Почему, например, отсутствуют виды справа? А ведь самолет-то камуфлированный, причем окраска бортов несимметрична. Что помешало показать хотя бы один вид с правой стороны? А так получается, что "кто знает, тот сделает правильно, а кто не знает - сам дурак".

Было бы неплохо показать также вид спереди на капоты для вариантов I, II и IV. И еще, на "боковине" варианта II на темном фоне камуфляжа теряется (а то и отсутствует вовсе) бортовой номер.

Кроме того, в исторической справке обнаружилась ошибка: испытания самолет проходил не в ноябре 1918 г. (тогда война как раз закончилась), а годом ранее - возможно это опечатка, но она повторяется на трех языках. И как могли передать 297 машин в две эскадрильи (это какого же размера должны быть эти части!)?

Можно отметить также отсутствие традиционных указаний авторства модели - нет ни имени мастер-модельщика, ни консультантов. То ли просто забыли, то ли начали "шифроваться"...

Первое впечатление от пластика очень приятное: облой полностью отсутствует, проработка поверхности выше всяких похвал - расшивка (где она была) прорезана тонко, иммитация провисания полотна на крыльях и выступающих ребер фюзеляжа также вполне достоверны. Двигатель просто великолепен: проработаны не только сами цилиндры, но и толкатели (даны отдельной деталью), пулеметы отлиты с той же тщательностью, на оси колес показаны резиновые жгуты амортизаторов.

При более детальном изучении возникли кое-какие вопросы. На нижней поверхности верхнего крыла присутствуют настоящие "канавы" на месте нервюр. Что это: иммитация провисания полотна (но зачем?..), или простые утяжины? Смотрим на нижнее крыло - там подобный эффект едва заметен и присутствует только на части поверхности. Похоже, все-таки утяжины ...

Щели между элеронами и крылом ближе к кромкам становятся "замыленными", оперение этим также страдает, но в меньшей степени. Из "посадочных мест" для стоек на верхнем крыле нормально получилась ровно половина.

Каждое колесо состоит из двух деталей. Но что мешало сделать их из трех: шины и двух дисков? Тогда качественная покраска стала бы более легким делом. Но, похоже, разработчики думали только о том, чтобы колеса вращались ...

Кресло выполнено неверно, впрочем, это особенность технологии литья, также как и некоторая неточность двигателя (одна свеча на цилиндр вместо двух). Кроме того, на "лицевой" стороне одного из цилиндров обнаружилась небольшая выпуклость (дефект прессформы, судя по всему), удалить которую будет затруднительно. Впрочем, после того, как сверху будут наклеены толкатели, этот дефект станет незаметен, а если скрыть это место под лопастью винта, так и вообще не виден.

Как уже упоминалось выше, пулеметы сделаны отлично, но... не те, что надо. Показаны британские "Виккерсы", а нужны-то американские - именно они стояли на "двадцать восьмых", что видно на всех фотографиях. Конечно, сделать второй комплект прорезей в кожухе пулемета не слишком сложно, однако подумать об этом должны были сами разработчики модели.

Если оружие сделано не совсем верно, то хомуты крепления стволов (точнее, кожухов) "отсутствуют как класс". И на коробочном рисунке их нет. В общем, "родены" в своем репертуаре: сначала что-то не сделают и "забывают" упомянуть об этом в инструкции, прикрываясь впоследствии "нехваткой места" (плохому танцору всегда что-то мешает), ну а потом начинают издеваться над автором "изкоробочных" рецензензий одного из модельных журналов. Дескать не знает, глупый такой, потому что "у В.Кондратьева об этом нет ни слова..." и вообще ему необходимо сначала лет пять заниматься "сборкой юниорской серии Frog/Novo" .

Интерьер кабины проработан неплохо, но почему-то отсутствует топливный бак. А ведь он стоял прямо в кабине... И про окраску "внутренностей" в инструкции сказано не все: например невозможно понять как нужно красить приборную доску (в действительности - неокрашенный металл, полированный "червяками"). И приборы вполне можно было дать декалью (но это я уже забегаю вперед).

Сравнение пластика с чертежами, насколько его можно провести не отделяя детали от литников (модель-то не моя), показало идеальное соответствие. А проверка правильности самого чертежа по известным табличным значениям (в том числе и тем, что приведены в инструкции) - досадные расхождения. Так, например, длина самолета и размах крыла оказались больше аж на 4 мм. В довершение всех неприятностей информация разных источников не совпадает. В общем, кто желает точности, может поехать в США или Швейцарию, чтобы лично промерить "живой" "Ньюпор"...

По поводу декали можно сказать, что Roden - он и в Африке Roden. Все тот же старый (но не добрый!) сдвиг цветов, само существование которого в "лучших в СНГ" по "качеству печати и совмещения цветов" декалях фирмой постоянно отрицается. В данном случае "уехала" белая подложка, из-за чего кокарды приобрели несвойственную им "полуокантовку", а "котелки" 94-й эскадрильи оказались полностью испорчены. На этом фоне "скособоченость" окантовки большинства бортовых номеров воспринимается уже как несущественная мелочь.

Кроме "переводных картинок", в наборе имеются также "наклейки" - таким образом решили напечатать слишком сложный для традиционных декалей рисунок агитационных плакатов, которые американские летчики наклеивали на крылья своих самолетов. Сделаны они неплохо, но по размеру неправильны (см. ниже).

Остается только разобрать варианты окраски. Всего разработчики предлагают их 5, причем все самолеты из одной и той же 94-й эскадрильи. А почему забыты три остальных? Камуфляжная схема - одна и таже для всех машин - не совсем точна. Судя по фотографиям, конфигурация темно-зеленого пятна на фюзеляже была несколько иной.

I и II. Самолеты Джеймса Мейсснера. Начнем с борта "14", как более раннего. На капоте не белый цвет, а "серебро" с красным (по воспоминаниям летчика), а зигзаги "закручены" в противоположную сторону (подтверждается фотографиями); эмблема эскадрильи была другой (с желтым кольцом), ее также необходимо немного сместить вперед, кольцо вокруг шляпы имело тонкую темноую окантовку, таким образом декаль неправильная (фото). Бортовой номер известен по описанию, на фото он не просматривается. Нижняя поверхность нижнего крыла на фотографии полностью скрывается в тени, на верхнем крыле снизу опознавательные знаки точно были. Относительно обозначений на верхней поверхности верхнего крыла данных никаких нет (на фото - сорванное полотно), а вот плакат на правой нижней плоскости был, однако меньшего размера, чем дается в комплекте: 20*30 дюймов, что в масштабе 1:48 составляет 10.6*15.9 мм (фото).

Через неделю после срыва полотна эта машина была отремонтирована и получила новый номер - белый "8". Внешний вид самолета, в принципе, соответствует тому, что показан в инструкции, но эмблема эскадрильи оставалась на старом месте (фото); восьмерка на фюзеляже должна быть больше по размерам (фото; возможно, цифра на декали больше, чем показана в инструкции, в таком случае претензия снимается); раскраска капота сохранила форму и цвет, но сделана зеркальной, т.е. именно такой, как в инструкции (фото); опознавательные знаки размещались на нижних поверхностях обоих крыльев, но номер не просматривается (фото). Что было на верхних поверхностях - не известно.

III. Машина Джона Хаффера (на ней, кстати, позже летал и Рикенбакер). Эмблему нужно сместить чуть-чуть вперед, в остальном противоречий нет (фото). Относительно номеров на крыльях сказать ничего нельзя.

IV. Самолет Дагласа Кэмпбелла. С эмблемой и бортовым номером все нормально (фото), крыльев ни на одном из известных снимков не видно, поэтому использование плаката требует приведения доказательств разработчиками модели. Расцветка капота не соответствует известным данным, там было два темных цвета (фото). Согласно общепринятой версии, это должны быть красно/черные сегменты. Впрочем, одно время на капоте были только красные треугольники поверх камуфляжа, но и бортового номера тогда тоже не было (фото), а значит и то, и другое просто еще не успели докрасить. Кроме того, этот истребитель имел нестандартную окраску - следствие ремонта после пожара (фото), в том числе и в "безномерные времена", которую в инструкции показать не удосужились.

V. Самолет Рикенбакера. Окраска фюзеляжа правильная, за исключением окантовки цилиндра (дожна быть красная, а не голубая) и расположения эмблемы, аналогичного варианту III (фото). Верхние поверхности крыльев показаны правильно, вот только плакаты были гораздо большего размера: 30*39.5 дюймов, т.е. 15.9*20.9 мм в масштабе (фото). Насчет нижних поверхностей ничего не известно. На правом борту под вырезом кабины был укреплен какой-то круглый медальон размером с ладонь (фото); первоначально самолет использовался в однопулеметном варианте (фото), поэтому при желании можно оставить только верхний "ствол".

P.S. перед тем, как собирать модель в любом из предложенных вариантов окраски, необходимо ознакомиться с рядом особенностей нанесения эмблемы эскадрильи, которым будет посвящена отдельная статья на нашем сайте.