главная страница все статьи WW2
страница художника

Михаил Быков (Москва), Чойган Сат (Кызыл)

Судьба «Тувинской Десятки»

      В суровые годы Великой Отечественной войны достаточно широкое распространение в советских вооруженных силах получила практика покупки населением - от целых областей, коллективов крупных предприятий до отдельных семей и граждан страны - на собственные средства боевой техники, преимущественно самолетов и танков, и передачи ее в действующую армию с соответствующими дарственными надписями на бортах машин. В нашу задачу в данный момент не входит подробное рассмотрение этого явления и выяснение того, какой характер оно носило в СССР - добровольный, принудительный или "добровольно-принудительный". Заметим только, что это движение вовсе не явилось, как это утверждалось официальной советской историографией, одним из завоеваний (или, выражаясь современным языком, "эксклюзивным изобретением") социалистическго строя - подобная практика была широко распространена еще во время Первой мировой войны в Великобритании, где даже появился соответствующий термин "Presentation Aircraft" - "Подаренный самолет".

 

В марте 1943 г. на аэродроме Чкаловская, в Подмосковье, делегацией Тувинской Народной Республики * 133-му истребительному авиационному полку ВВС КА были переданы 10 истребителей Як-7Б, построенные на средства народа Тувы. При передаче присутствовал нарком авиапромышленности А.И.Шахурин.

* Тувинская Народная Республика в то время была независимым государством, в 1944 г она добровольно вошла в состав СССР на правах автономного округа, впоследствии - АССР. В настоящее время - Республика Тыва в составе Российской Федерации. [Прим. авт.]

Вкратце отановимся на боевом пути 133-го иап, сформированного в мае 1940 г., в отечественной войне. Полк, вооруженный бипланами И-153, вступил в боевые действия в декабре 1941 г. в составе 25-й смешанной авиадивизии на Закавказском фронте. С февраля по май 1942-го часть воевала на Крымском фронте, после чего была выведена из действующей армии для доукомплектования личным составом и переучивания на новую технику. В октябре-декабре 1942 г. 133-й иап на самолетах Як-1 принял участие в боях на Калининском фронте в составе 266-й штурмовой авиадивизии, а затем вновь убыл в тыл для пополнения летчиками и матчастью. Всего за 1941-42 годы истребители полка сбили в воздушных боях 49 самолетов противника. [1]

В связи с вручением новых самолетов (одновременно с "тувинской десяткой" полк получил еще 20 Яков от трудящихся Мытищинского района Московской области и, таким образом, полностью комплектовался "народной" техникой) командир части майор Амельченко издал следующий документ:

"ПРИКАЗ ПО 133-МУ ИСТРЕБИТЕЛЬНОМУ АВИАЦИОННОМУ ПОЛКУ № 38

16 марта 1943 г.
Аэродром Чкаловская.

В дни Великой Отечественной войны все народы Советского Союза в содружестве со всеми братскими народами горят желанием добиться скорейшего разгрома немецкого фашизма. Дружественная нам Тувинская Народная Республика сегодня передала нашей части 10 самолетов-истребителей, построенных на средства тувинского народа для того, чтобы беспощадно уничтожать на земле и воздухе немецких фашистов. Приказываю:

Полученные самолеты Тувинской Республики передать командиру 3-й авиационной истребительной эскадрильи Новикову и закрепить за следующими экипажами:

Именной самолет "От Танды хошуна" * закрепляю за собой.
1. Самолет № 38112 за командиром эскадрильи Новиковым В.С., авиационным механиком Налетовым А.И.
2. Самолет № 3746 за заместителем командира эскадрильи Маминым У.А., авиационным механиком Шкарбановым С.В.
3. Самолет № 3838 за командиром звена Сазоновым И.Т., авиационным механиком Посвянским В.И.
4. Самолет № 3872 за пилотом Силаевым С.И., авиационным механиком Афанасьевым Н.А.
5. Самолет № 3827 за пилотом Сапрыкиным Е.И., авиационным механиком Мартыновым Н.И.
6. Самолет № 3829 за пилотом Фолькиным А.И., авиационным механиком Соколовым М.С.
7. Самолет № 3918 за пилотом Новиковым М.И., авиационным механиком Холоша В.Е.
8. Самолет № 3905 за пилотом Кировым И.Е., авиационным механиком Флек Г.И.
9. Самолет № 3847 за пилотом Лещинским В.А., авиационным механиком Очаковским Г.Г.

Командир 133 иап майор Амельченко.
Начальник штаба 133 иап капитан Васильченко."
[1]

* Хошун - территориальная единица ТНР, соответствующая району. Т.е. самолет построен на деньги, собранные жителями Тандынского района. [Прим. авт.]

На день передачи самолеты, построенные на 153-м заводе в Новосибирске, не имели тактических номеров (их нанесли позже на килях истребителей, но, к сожалению, фотографий с номерами найти пока не удалось). Схема камуфляжа стандартная - черно-зеленая. Следы эксплуатации незначительные, в основном на коках и лопастях винтов. Звезды с черной окантовкой в шести позициях. Головная машина с заводским номером 3952, которую взял себе командир полка, несла на борту крупную белую надпись "От Танды хошуна ТНР". На остальных "семерках" было написано "От Тувинского народа" шрифтом помельче, также белой краской.





К сожалению, дальнейшая судьба машин и летчиков "тувинской десятки" сложилась трагически. Когда 133-й иап, пополненный людьми и самолетами, вновь вступил в боевые действия в июле 1943 г. на Брянском фронте (в составе 234-й иад полковника Татанашвили), в строю, судя по всему, оставался всего один Як-7Б, полученный от тувинской делегации в Чкаловской. Остальные к этому времени оказались разбиты или повреждены в различных летных происшествиях и сданы в реморганы. А в первом же соприкосновении с воздушным противником 10 июля 1943 г. был потерян и этот Як... Тот вылет также стал последним сразу для четырех пилотов 3-й эскадрильи.

В фондах подольского архива удалось найти подробное описание событий, произошедших в этот июльский день:

"Шестерка самолетов Як-7Б в составе ведущего группы л-та Новикова, ст.с-та Силаева, ст.с-та Фолькина, ст.с-та Лещинского, л-та Мамина, ст.с-та Новикова в 13.50 произвела взлет на патрулирование в районе Поныри, Ольховатка. На цель пришли в составе шести самолетов Як-7. Л-т Новиков наблюдал, как группа Як-7Б <другого полка> вела воздушный бой с ФВ-190, количество самолетов противника - до 30, по его команде 6 Як-7 вступили в бой, после 3-х минут воздушного боя у л-та Мамина был перебит руль поворота, пробиты бензобаки, вышел из строя киль, рули глубины, поврежден воздухозаборник, перебит трос триммеров. Вышел из воздушного боя на подбитом самолете, благополучно произвел посадку на своем аэродроме.

После первой атаки у л-та Новикова отказало радио, самолеты группы были разбиты и действовали попарно и одиночно. В период воздушного боя в 14.12-14.15 л-ту Новикову в хвост зашел ФВ-190. Ст.с-т Лещинский, видя зашедший в хвост Новикову ФВ-190, с дистанции 40 м под ракурсом 1/4 в 14.15-14.20 сбил ФВ-190, который начал разрушаться в воздухе и упал в районе северо-западнее 2-е Поныри. В это время на виражах л-т Новиков сбил 1 ФВ-190. После 15 минут боя пристроился к четверке Як-7Б, шедших курсом 190 (градусов), при подходе к самолетам своих не обнаружил и вернулся в этот же район, где вел воздушный бой с группой ФВ-190. После 5 минут воздушного боя в 14.50-14.55 сбил еще 1 ФВ-190. В это время увидел, как ст.с-т Фолькин вел бой с группой самолетов противника на вертикалях. Пристроившись к нему, в паре стал вести воздушный бой с 8 ФВ-190, здесь ст.с-т Фолькин на вертикалях сбил 1 ФВ-190, который из облачности горящим упал в районе Поныри. Видя, что горючее на исходе, <л-т Новиков> вышел из боя, после 10 минут полета курсом 90 (градусов) вышел на аэродром Русский Брод, произвел посадку, дозаправился, взлетел и произвел посадку на своем аэродроме.

<...>

В результате воздушных боев с самолетами противника с боевого задания не вернулись пилоты ст.с-ты Новиков Михаил Иванович, Фолькин Аркадий Иванович, Силаев Сергей Иванович, Лещинский Виктор Андреевич." [2]

Среди заводских номеров самолетов, потерянных 10 июля, фигурирует машина № 3918 - очевидно, последний представитель "тувинской десятки".

Приняв активное участие в летних боях 1943 г. на Курской Дуге, 133-й иап затем до победного мая 1945 года активно воевал на 1-м Белорусском фронте, получив почетное наименование Барановичский и орден Красного Знамени. Особенно отличился в Берлинской операции. Всего за период участия в Великой отечественной войне летным составом полка было сбито в воздушных боях 262 самолета противника. [1]

Из летчиков, за которыми приказом командира 133-го иап от 16.3.43 закреплялись "тувинские" Яки, помимо четырех уже упоминавшихся, погибли, защищая Родину, еще трое:

л-т Сазонов Илья Тимофеевич - не вернулся из боевого вылета 15.10.43;
мл.л-т Сапрыкин Егор Иванович - не вернулся из боевого вылета 19.10.43;
мл.л-т Киров Иван Егорович - умер в госпитале от ран, полученных в воздушном бою 30.10.43. [3]

До конца войны дожили только три пилота самолетов, построенных на средства народа Тувы: Тимофей Федорович Амельченко (проживал после войны в Харькове), Василий Савельевич Новиков (жил в Киеве) и Усам Абдрахимович Мамин (жил в поселке Лисий Нос Ленинградской области).

Источники:
[1] "Исторический формуляр 133 иап", ЦАМО РФ, оп.518969, д.1
[2] "Оперативная сводка № 2 штаба 133 иап от 10.7.43", ЦАМО РФ, оп.33565, д.3
[3] "Журнал учета безвозвратных потерь 133 иап", ЦАМО РФ, оп.147458, д.1

Фотографии из фондов Национального музея Республики Тыва. Использованы также кадры документального фильма "Тува - фронту".


написать авторам