главная страница страница автора все статьи WW1

биография самолеты победы источники

Алексей Сергиенко (Москва)

"Часовой Вердена"

Жан Мари Доминик Наварр (Jean Marie Dominique Navarre) родился 8 августа 1895 г. в Жюи-сюр-Морен (Jouy-sur-Morin), департамент * Сена и Марна (Seine et Marne). Подобно другим будущим асам, таким как Жорж Гинемер (Georges Guynemer, 53 победы), Эрнст Удет (Ernst Udet, 62 победы) или Вернер Фосс (Werner Voss, 48 побед), он с детcтва интересовался техникой и ее новинками, а главной сенсацией начала двадцатого века стали полеты братьев Райт и их последователей. Летом 1911 г. Жан Наварр сдал экзамен (полет "восьмеркой" и посадка в точке старта) и 22 августа в торжественной обстановке ему был вручен Brevet (диплом) гражданского летчика № 581. Новоиспеченному летчику тогда только что исполнилось 16 лет.
      ________________________
      * Основная административная единица Французской Республики.

В августе 1914 г. началась война, которую позже назовут Первой Мировой. После объявления мобилизации несколько сотен гражданских летчиков надели военную форму. Не остался в стороне и девятнадцатилетний Жан. К тому времени он был уже опытным авиатором, поэтому без особого труда сдал экзамен и в сентябре получил военный "бреве" № 601.

Сразу после этого его произвели в капралы * (стандартное начальное звание для французского военного летчика) и направили в эскадрилью MF8 **, воюющую на самолетах "Морис-Фарман" MF.7 в составе 2-й армии в районе Шато-Сален (Château-Salins). В октябре эскадрилью перебросили на Сомму (Somme), и 6 декабря над этой рекой Жан провел свой первый воздушный бой.
      ________________________
      * Сведения об авиационных званиях можно найти здесь .
     ** В названии французской эскадрильи перед ее порядковым номером указывалась аббревиатура, обозначающая тип самолета - основного вооружения эскадрильи. MF означает Maurice Farman, MS - Morane Saulnier, а N - Nieuport.

Воздушные бои в то время были большой редкостью, в основном авиаторы занимались разведкой и - изредка - бомбардировкой. Причем из-за "слабосильности" аэропланов того времени в последнем случае для того, чтобы взять бомбы, часто приходилось высаживать наблюдателя. Да и в обычных полетах летчик мог лететь в одиночку, ведь неприятельские аэропланы пока еще не представляли опасности. Именно в одном из таких одиночных вылетов Наварр и встретил своего первого "германца", тоже, кстати, летевшего без наблюдателя. Немецкий летчик подлетел поближе и помахал рукой своему коллеге, Жан помахал ему в ответ, а затем взял со дна гондолы своего "Фармана" карабин и открыл огонь. Его противник не имел даже револьвера и вынужден был спасаться бегством. Вместо преследования Наварру пришлось заняться собственным самолетом, который начал заваливаться набок (чтобы стрелять, летчику пришлось бросить ручку управления).

В начале 1915 г. молодой летчик был переведен в 12-ю эскадрилью, которая базировалась в Шалон-сюр-Вель (Châlons-sur-Vesle) и находилась в подчинении штаба 5-й армии. 28 февраля эта часть, завершив перевооружение с устаревших монопланов "Ньюпор" на "Мораны" L, также известные как "Парасоли" *, сменила название с N12 на MS12. Эти самолеты были лучшим из того, чем располагала французская Aéronautique Militaire. К сожелению, точная дата появления Наварра на новом месте не известна. Соответственно не ясно, успел ли он полетать на "Ньюпорах".
      ________________________
      * Parasol означает "зонтик от солнца". Такое название "Моран" тип L получил за свое крыло, поднятое над фюзеляжем, и только впоследствии оно стало обозначять соответствующее расположение крыла.

После перевооружения 12-я эскадрилья стала первой, чьи самолеты получили постоянное стрелковое вооружение - стандартный трехзарядный каваллерийский карабин. Выбор оружия может показаться странным, но на самом деле никакой альтернативы не было: в то время единственным, кроме карабина или винтовки, французским оружием, пригодным для установки на самолет, являлся пулемет "Гочкис", отличавшийся крайне низкой надежностью и часто отказывавший после первого же выстрела. Поэтому инициатор вооружения самолетов эскадрильи командующий авиацией 5-й армии коммандан Жан-Батист де Трикорно де Роз (Jean-Baptiste de Tricornot de Rose) рассудил, что надежность важнее боекомплекта, к тому же офицерский состав эскадрильи и часть солдат были набраны из бывших каваллеристов. Вполне адекватное оружие на французских самолетах появилось только с лета 1915 г., когда на вооружение поступил американский пулемет "Льюис".

Полеты вооруженных аэропланов начались 5 марта, но до конца месяца ни одного успеха летчикам эскадрильи добиться не удалось. В этих вылетах принимал участие и Наварр. В ночь на 22 марта он пытался перехватить немецкий дирижабль, хотя при таком слабом вооружении надеяться ему было не на что: до появления в 1916 г. зажигательных пуль уничтожить "Цеппелин" можно было разве что бомбами. Позже ходили слухи, что Жан в ярости пытался пропороть обшивку дирижабля ножом.

Обычно наблюдателем с Наварром летал су-лейтенант Рене Шамб (René Chambe), но ранним утром 1 апреля его на аэродроме не оказалось, и место на заднем сиденье занял лейтенант Робер (Robert), обычно летавший с аспираном Жоржем Пеллетье д'Уази (Georges Pelletier d'Oisy, будущий ас с 5 победами), также отсутсвовавшим в то время. В 6.25 в районе Мерваля (Merval) они встретили одиночный "Авиатик" *, проводивший разведку. Наварр сблизился с аэропланом противника, а Робер произвел три выстрела из карабина, которых оказалось достаточно. Немецкий летчик был ранен и, опасаясь потерять в воздухе сознание, совершил посадку на неприятельской территории.
      ________________________
      * Здесь и далее тип неприятельского самолета приводится по французским данным.


Газетные снимки 1915 г. "Победитель и побежденный" : 1 апреля Наварр посадил свой "Парасоль" рядом со своим поверженным противником.

Это была первая победа эскадрильи, и вторая - французской авиации вообще *. Такое знаменательное событие было с большим шумом отмечено летчиками 12-й эскадрильи, но два человека не испытывали слишком большой радости: Шамб и Пеллетье д'Уази чуствовали себя обделенными. Решив наверстать упущеное, они на рассвете следующего дня поднялись в воздух и, зная педантичность германцев, отправились дожидаться появления неприятельского разведчика туда же, где добились успеха Наварр с Робером, и, как оказалось, не прогадали. К семи утра они вернулись обратно и за завтраком эскадрилья отмечала уже вторую победу.
      ________________________
      * Имеется в виду победа, официально объявленная таковой. Французские летчики сбивали и раньше, но их жертвы падали или совершали вынужденные посадки на своей территории, а в то время в приказах по армии в качестве сбитых проходили только самолеты, упавшие (или севшие) в расположении союзных войск.

Командование по достоинству оценило успехи авиаторов. 6 апреля все четыре победителя были представлены к боевым наградам. Аспиран и два лейтенанта стали "Рыцарями Почетного Легиона" * (Chevalier de la Legion d'Honneur), а Наварр, как "нижний чин", украсил свой мундир "Военной Медалью" (Médaille Militaire). В представлении на медаль также был упомянут и один неудачный бой молодого летчика: " Сержант эскадрильи MS12, пилот заметного умения и отваги. За одну неделю дрался с двумя неприятельскими самолетами, встречал их и атаковал с расстояния нескольких метров, несмотря на огонь неприятельского наблюдателя. Вынудил к посадке за нашими линиями одного, пилот и наблюдатель которого были ранены огнем его стрелка и взяты в плен ".
      ________________________
      * По западно-европейской традиции награждение орденом автоматически означало вступление в соответствующий рыцарский орден.

13 апреля Наварр отправился на патрулирование со стрелком солдатом Жераром (Gérard). Заметив еще один "Моран", который вел бой с двумя немецкими машинами, экипаж поспешил на помощь. Жерар встал в своей кабине и приготовился стрелять из "Гочкиса" вперед поверх крыла (на этом "Парасоле" была пулеметная установка), а сам Наварр достал пистолет.

Дружным огнем летчика и стрелка ближайший противник был поврежден и с остановившемся мотором начал со снижением уходить к линии фронта. Подбитый "Авиатик" имел достаточный запас высоты и мог благополучно спланировать на свою сторону, но его летчик "переборщил" в стремлении оторваться от преследования и оказался слижком низко. В результате "Авиатик" опустился на французской территории. Второй немецкий экипаж решил не испытывать судьбу и бежал. Правда, это решение оказалось перестраховкой, потому что самолет Наварра оказался небоеспособен: сильная тряска стала причиной вынужденной посадки. На земле выяснилось, что неопытный стрелок в своем энтузиазме попал по винту собственного самолета.


Летчики MS12 перед самолетом Наварра. Справа-налево : Наварр, аспиран Пелетье д'Уази и командир эскадрильи капитан Раймон де Пьер де Берни (Raymond de Pierre de Bernis). Лето 1915 г.

2 августа Наварр был представлен к ордену "Почетного Легиона" : " Аджюдан эскадрильи MS12, пилот умелый и преданый, провел несколько воздушных боев, один из которых закончился пленением двух неприятельских офицеров и неприятельского самолета. Вызывался добровольцем на все трудные задания, выполнял специальные и особенно опасные миссии с полным успехом ".

"Специальные миссии" (по крайней мере, часть из них) - это доставка агентов за линию фронта. Летчику требовалось, совершив посадку в заданной точке на неприятельской территории, высадить агента, затем (при необходимости) вернуться и доставить его обратно. Посадка на неподготовленной и незнакомой площадке в тылу противника представляла большую опасность, малейшая ошибка могла привести к попаданию в плен. Понятно, что такие задания поручали лучшим летчикам, и Наварр был в их числе.

Летом 1915 г. на фронт начали поступать истребители "Моран" N, или, как их еще называли, "Моран-Монокок" *. К большому разочарованию Жана, новые машины получали только летчики предвоенной известности. В своем дневнике он записал : " Некоторое время назад к действиям на фронте подготовили монококи Моран-Солнье. Как это обычно и случается, они были отданы тем летчикам, которые не имеют достаточной квалификации для их использования, и которые никогда не добьются даже минимальных успехов. Только мы, малыш Жан (как называют меня друзья) и Пиволо (Пеллетье д'Уази) оказались забыты, мы, кто доказал нашу способность и желание сражаться на таком самолете ".
      ________________________
      * Monocoque тогда означало просто "круглый фюзеляж", а не конструкцию фюзеляжа с несущей обшивкой.

Так и не дождавшись желаемых самолетов, летчики пошли на последний шаг: написали рапорт о переводе в пехоту. Подействовала ли эта угроза, либо сама энергия, с которой они добивались своего, но полковник Эдуар Барес (Édouard Barès), командующий фронтовой авиацией (Chef de Service Aéronautique du GQG) личным распоряжением выделил два самолета для "лучших пилотов французской авиации".


Осень 1915 г., аджюдан Наварр только что посадил свой "Моран" N.

Тем временем "Парасоли" 12-й эскадрильи начали постепенно заменяться новыми разведчиками-бипланами "Ньюпор"-10, и с 20 сентября часть вновь стала называться N12. Осенью Наварр летал на "Монококе" и "Ньюпорах", как на двухместном, так и на переделанном в одноместный истребитель. На каком из истребителей он одержал свою третью победу, точно не известно, но считается, что это был "Моран".

В феврале 1916 г., как раз перед началом сражения, вскоре названного "Верденской мясорубкой", Жан Наварр получил назначение в эскадрилью N67, базировавшуюся на аэродроме Бар-ле-Дюк (Bar-le-Duc) в районе Верденской Крепости (Region Fortifiee de Verdun или RFV). Его новая часть была истребительной, вооруженной одноместными "Ньюпорами"-10, а также новейшими "Ньюпорами"-11, а в конце весны появились и более мощные "Ньюпоры"-16. На самолетах этих типов и летал обычно Наварр, но по крайней мере один боевой вылет он сделал и на двухместном разведчике с наблюдателем су-лейтенантом Адриеном Лепсом (Adrien Leps). Этим аэропланом мог быть "Ньюпор"-10 или 12, либо (что менее вероятно) "Спад" A2.


Слева. Жан Наварр перед "Ньюпором"-11 N868.
Вверху. Еще один самолет Наварра - "Ньюпор"-16 N830.

Ранним утром 26 февраля Жан на аэродроме изучал новый для себя истребитель "Ньюпор"-11. Послышался гул моторов и над летным полем прошла тройка немецких разведчиков. Недолго думая, Наварр прыгнул в кабину и взлетел на перехват. Он догнал противников уже у линии фронта и атаковал замыкающего в группе. После короткого боя немецкий наблюдатель поднял руки, сдаваясь на милость победителя, и самолет приземлился рядом с фортом Розьер (Fort de Rozières, южнее Вердена).

С чуством выполненного долга Наварр вернулся на свой аэродром, где его ждал разгневанный командир эскадрильи. Последний тут же устроил Жану разнос за вылет без приказа и, несмотря на все оправдания, включая доклад о победе в воздушном бою, пригрозил арестом за любое последующее нарушение дисциплины. Всего через несколько минут после этого вблизи аэродрома прошла девятка немцев. Наварр опять не стал дожидаться приказа или спрашивать разрешения на взлет. Действуя по уже налаженой методике, он атаковал замыкающий самолет, летчик которого принял бой и заложил вираж, чтобы дать возможность стрелку открыть огонь. Француз сначала отвернул в сторону, затем быстро сблизился с целью и выпустил в упор короткую очередь. Его противник перевернулся на спину, затем перешел в пикирование...

Первые же месяцы военной службы показали, что Жан Наварр и армия не слишком совместимы друг с другом. Летчик ни во что не ставил военный этикет и традиции, а его острый язык не делал различия между солдатами и офицерами. К тому же Жана всегда отличала большая самоувереность, впрочем, вполне оправданная - он был блистательным летчиком, одним из лучших в то время. Но если командир 12-й эскадрильи был вполне либерален, и прощал своему подчиненному все его выходки, в 67-й эскадрильи все обстояло иначе.

Понимая, что впереди его ждет трибунал за невыполнение приказа, и это, вероятно, его последний вылет, Наварр направился в сторону фронта, пытаясь найти противника для атаки. Никого больше не встретив, он вернулся на свой аэродром на последних каплях бензина, полный дурных предчуствий. Однако все закончилось как нельзя лучше: его спасло вмешательство полковника Бареса. Командующий был свидетелем первого боя Наварра и приехал на аэродром, чтобы лично поздравить летчика.


Жан Наварр готовится к взлету на своем "Ньюпоре"-11 - одном из немногих истребителей этого типа, оснащенным синхронным пулеметом "Льюис" (синхронизатор "Алкан").

В середине марта был ранен Жорж Гинемер, имевший тогда 8 побед, и Наварр стал "асом номер один". К тому времени он совершал боевые вылеты чаще любого другого летчика, к концу месяца доведя свой счет до семи подтвержденных побед. Например, 3 апреля он выполнил три вылета, и провел четыре успешных воздушных боя. Официально ему засчитали только одну победу, так как остальные три сбитых им самолета упали далеко за линией фронта (возможно, в данном случае имела место путаница, т.к. три "предположительные" победы Наварр одержал 24 апреля). Тогда же ему присвоили звание "су-лейтенант".

Жан стал весьма известной фигурой, о нем писали газеты, и, возможно, именно его впервые назвали "асом". За постоянное патрулирование над линией фронта его прозвали "Часовым Вердена" (La Sentinelle de Verdun), и этим титулом он гордился больше чем всеми наградами.


"Часовой Вердена" на своем посту (в кабине "Ньюпора"-11 N576).

Постоянные воздушные бои означали не только увеличение числа побед, но и постоянный риск, и 19 мая Наварр встетился в воздушном бою с равным себе немецким летчиком, которому к тому же в тот день сопутствовала удача. Француз был сбит и с большим трудом сумел посадить изрешеченный "Ньюпор". К счастью, ни одна из пуль не попала в летчика. Немцы в тот день не одержали ни одной победы, а значит установить имя победителя не представляется возможным.


Еще одна фотография "576-го" (слева - ее увеличенный фрагмент).

17 июня 1916 г. су-лейтенант Наварр повел на очередное патрулирование двух ведомых. Они встретили одиночный немецкий разведчик. Пикирование, быстрая атака - и "гунн" сбит. Затем тройка продолжила патрулирование. Над Гран Пре (Grand Pré, в 45 км к северу от Вердена) французы заметили ниже себя еще один разведчик. Наварр покачал крыльями, сигналя своим ведомым о начале атаки, но произошло непредвиденное: когда неприятель был уже в прицеле, прямо перед носом самолета Жана прошел один из ведомых... Наварр, резко отвернув, избежал столкновения, но теперь его самолет стал отличной мишенью, и немецкий стрелок не упустил своего шанса. Пуля перебила левую руку и попала в бок, летчик потерял сознание и пришел в себя у самой земли, ему едва хватило высоты на вывод машины из штопора. Наварр с трудом посадил самолет в расположении французских войск и снова потерял сознание.

Аса доставлили в госпиталь в критическом состоянии и с большой потерей крови, но врачи сумели спасти ему жизнь. Хотя, возможно, для самого Наварра было бы лучше погибнуть в том бою: после ранения Жан стал совсем другим человеком. Если физически он выздоровел уже через несколько месяцев, то психологическая травма оказалась слишком тяжелой. Месяцы постоянного стресса на фронте, ранение и известие о гибели его брата-близнеца Пьера (разбился 15.11.16 на "Моране" N) вызвали глубокую депрессию.

На фронт Наварр больше не вернулся. После двухлетноего пребывания в госпиталях он снова начал летать, и в сентябре 1918 г., после воостановления навыков пилотирования в летной школе, стал испытателем на фирме "Моран-Солнье".

26 июня 1919 г. в Версале был подписан мирный договор. Первая Мировая война стала историей, и, в ознаменовании этого события, на 14 июля (День взятия Бастилии, национальный праздник Франции) в Париже запланировали Парад Победы. Армия-победительница должна была пройти под триумфальной аркой. В соответствии с общепринятыми правилами, войска на параде выстраивались по родам войск. Инженерная служба, к которой относилась и авиация, занимала предпоследнее место, так что недавним "рыцарям неба" пришлось идти непосредственно перед обозниками, замыкающими шествие. Это обстоятельство не могло радовать авиаторов, которые всю войну были в фокусе внимания прессы, но они смирились с неизбежным. Все, кроме вечного нарушителя дисциплины Жана Наварра, решившего, что раз он не сможет пройти через Arc de Triomphe в первых рядах, то сделает это также, как и воевал - на самолете!

О своем намерении Жан сообщил своим друзьям и на все их возражения отвечал, что все продумал : ширина пролета арки 12 м 70 см, а размах крыла его "Морана" AI 8 с половиной метров, а для того, чтобы успешно нацелиться точно на центр арки, он собирался сделать проволочный прицел. Скорее всего, Наварр сумел бы выполнить задуманное, но ему суждено было погибнуть 10 июля, за четыре дня до парада. При заходе на посадку на аэродроме испытательного центра Виллакубле (Villacoublay) он неправильно определил высоту выравнивания, возможно, впервые за все время своей летной карьеры...


Кладбище в Ланде (Landes), последнее пристанище аса.

Всего с сентября 1914 г. по июнь 1916 г. Жан Наварр совершил 237 боевых вылетов, одержал 12 воздушных побед, еще 15 самолетов были записаны на его счет как "правдоподобно сбитые". Кроме "Военной Медали" и ордена "Почетного Легиона" среди его наград - "Военный Крест" с двенадцатью пальмами (Croix de Guerre avec 12 Palmes).


написать автору