главная страница все статьи WW1

Виктор Куликов (Москва)

Самолеты завода Лебедева

от автора В.А.Лебедев "Акционерное общество воздухоплавания"
ранние "Лебеди" "Лебедь" XII последние проекты гидросамолеты
трофейные и лицензионные самолеты заключение источники


В.А.Лебедев

Владимир Александрович Лебедев родился в Санкт-Петербурге в 1879 году. Окончил юридический факультет Петербургского Императорского университета, в студенческие годы был чемпионом России по велоспорту.

Впервые увидев полет аэроплана братьев Райт во Франции в 1908 г., на следующий год Владимир Лебедев совместно с братом, профессором Императорского политехнического института, построил планер, на котором совершил ряд удачных полетов под Петербургом. Став активным участником Всероссийского Аэро-Клуба и сотрудником журнала "Вестник воздухоплавания", в марте 1910 г. он получил направление в авиационную школу Анри Фармана и уехал во Францию.

Научившись летать, в апреле 1910 г., Лебедев совершил перелет из Живири в Бюти, пройдя весь маршрут на высоте 100 м. Сдав в мае экзамены на звание пилота-авиатора, он вскоре возвращается в Россию. Диплом пилота за № 98 датирован 10 июня 1910 г. Владимир Александрович стал третьим русским авиатором, получившим диплом французского аэроклуба.

В июле 1910 г. Лебедев выполнил ряд удачных демонстрационных полетов на Гатчинском аэродроме. При этом он часто брал с собой офицеров, многие из которых под впечатлением от произведенного полета стали позже военными летчиками. 16 августа Лебедев установил новый русский рекорд: продержался в воздухе 15 минут на биплане отечественной постройки "Россия-А".

Из Франции Лебедев привез аэроплан "Фарман"-4, на котором в августе 1910 г. начал обучение курсантов в авиашколе Всероссийского Аэро-Клуба на Гатчинском аэродроме. Вскоре он был назначен заведующим и шеф-пилотом этой школы. Продолжая выполнять обязанности инструктора, Лебедев становится летчиком-испытателем аэропланов "Россия-А" и "Россия-Б" - первых серийных самолетов русской постройки, а осенью 1910 г. испытывает биплан "Соммер", построенный по лицензии на Русско-Балтийском вагонном заводе по заказу Военного ведомства.


"Фарман"-4 над Гатчинским аэродромом.

Еще в начале 1910 г. братья Владимир и Александр Лебедевы, капитан Сергей Ульянин и коммерсант Ломач создали Петербургское Товарищество авиации (ПТА). "Новорожденной" фирме в феврале того же года удалось получить заказ от Главного Инженерного управления на "складной" самолет. В условиях контракта указывалось, что машина в разобранном виде должна первозиться за войсками и приводиться в боевую готовность за 2 часа.

Построенный 26 января 1911 г. военный биплан "ПТА №1" представлял собой модификацию самолета "Фарман"-4, отличавшуюся от базовой модели уменьшенной площадью крыльев и гондолой для пилота и наблюдателя. Самолет был удостоин премии на Первой международной выставке воздухоплавания 1911 года в Петербурге. Летные испытания "ПТА №1" на Коломяжском аэродроме в Петербурге проводил сам Владимир Лебедев.

Полеты показали, что новый аппарат не уступает по скорости более легкому серийному "Фарману". "ПТА №1" построили в двух экземплярах. Их купил Всероссийский аэроклуб для обучения авиаторов. Под нижним крылом одного из бипланов были установлены резиновые балоны "Товарищества "Треугольник", предназначенные для вынужденной посадки на воду. "ПТА №1" стал одним из первых удачно летавших самолетов русской постройки.


Биплан П.Т.А., снабженный резиновыми баллонами на случай вынужденной посадки на воду.

Идея "складного" аэроплана себя не оправдала, так как разборка и сборка машины с бипланной коробкой крыльев в полевых условиях была весьма трудоемкой и требовала тщательной регулировки. Нежизнеспособность этой идеи вскоре подтвердила начавшаяся война: при передислокации авиачастей самолеты перевозились на железнодорожных платформах, грузовых автомобилях или повозках, а при отступлении как правило спешно уничтожались. Чаще всего старались спасти только мотор, который можно было довезти на простой крестьянской телеге.

В 1911 г. Лебедев продолжал руководить авиашколой Всероссийского Аэро-Клуба в Гатчине и одновременно исполнять обязанности инструктора. 15 мая он совершил рекордный полет на двухместном учебном "Фармане"-4, поднявшись в воздух с четырьмя пассажирами. В следующем году, продолжая летную деятельность, Лебедев решил заняться коммерцией. Для начала он открыл в Петербурге мастерскую по ремонту и изготовлению воздушных винтов типа "Интеграл", выпуску запчастей к самолету "Депердюссен" и тележек для перевозки моноплана "Ньюпор"-4 в разобранном виде. В мастерской занимались также ремонтом катеров.

Спонсором Лебедева стал московский купец М.К.Ушаков, на чьи деньги у известной французской фирмы "Шовьер" была куплена лицензия на выпуск винтов "Интеграл". В ночь под Новый 1913 год мастерская сгорела и Лебедев получил страховку. Вскоре после восстановления предприятия пожар случился вновь и владелец опять получил компенсацию от страховой компании... Так, согласно легенде того времени, шло первоначальное накопление капитала.


написать автору