главная страница все статьи WW2

Михаил Быков (Москва)

Индокитай 1940/41: еще одна неизвестная война



Часть 1 Часть 2

Летом 1940 года правительство Таиланда начало оказывать сильное дипломатическое давление на Францию, только что познавшую горечь сокрушительного поражения от фашистской Германии, с целью вернуть большие территории Лаоса и Камбоджи, в то время входившие в состав Французского Индокитая. Эти земли Сиамское Королевство (название Таиланда до 24 июня 1939 г.) в начале XX века было вынуждено отдать Франции, тогда - могучей колониальной державе, имевшей обширные владения практически во всех регионах земного шара. Фиаско антигитлеровской коалиции в Европе способствовало быстрому росту японского влияния на Дальнем Востоке вообще и в Индокитае в частности. Японцы вынудили Францию прекратить поставки оружия и боеприпасов в Китай через северовьетнамский порт Хайфон и стали добиваться согласия "хозяев" на свое военное присутствие во Вьетнаме. Французское колониальное правительство в Ханое в сложившейся обстановке было настроено скорее уступить этому давлению, чем осложнять отношения с могущественной Империей Восходящего Солнца. Таиланд же, в свою очередь, всерьез тревожило такое изменение соотношения сил в Индокитае, поскольку оно грозило Бангкоку не только крушением радужных надежд на скорое возвращение потерянных территорий, но и усилением позиций вьетнамцев - непримиримых противников Таиланда в давнем соперничестве за право считаться главенствующей нацией на полуострове.

Взвесив все "за" и "против" и стараясь, как говорится, не упустить момент, а также, по всей видимости, надеясь на понимание и поддержку своей позиции со стороны Японии, тайский премьер-министр генерал-майор* Пибул Сонгхрам принял решение официально добиваться от кабинета Виши возвращения вожделенных "законно-исконных" владений. Запросу на высшем правительственном уровне предшествовала шумная кампания в прессе и дипломатических кругах, целью которой было формирование общественного мнения и подготовка населения страны к возможным негативным последствиям. Впрочем, учитывая положение, в котором оказалась Франция к началу осени 1940 года, Бангкок не без оснований рассчитывал на то, что его претензии могут быть удовлетворены без хлопот. Однако надеждам этим не суждено было сбыться. Правительство Петэна решительно отклонило притязания господина Сонгхрама и компании, приказав генерал-губернатору Французского Индокитая адмиралу Деку всеми имеющимися силами и средствами пресекать любые попытки нарушения территориальной целостности колонии.

* Воинские звания даются в европейском звучании и в основном соответствуют британским, так как в тайской транскрипции они труднопроизносимы и непонятны. То же самое отностится и к названиям боевых единиц ВВС Таиланда. Например, подразделение, по численному составу примерно соответствующее авиакрылу, по-тайски звучит "Кронг Бин Ной", истребительная эскадрилья - "Фоонг Кнап Лай", и т.п.

Обстановка в регионе продолжала накаляться. 22 сентября 1940 года Япония захватила северную часть Вьетнама, "откусив" сразу половину его территории, что повлекло за собой резкое повышение напряженности во франко-тайских отношениях. На границе с Лаосом и Камбоджей вдоль реки Меконг участились случаи перестрелок из ручного оружия и пулеметов, а военные самолеты будущих противников постоянно патрулировали свое воздушное пространство, не упуская случая "прогуляться" и над территорией сопредельного государства. С каждым днем становилось все яснее, что конфликт не удержится в рамках дипломатической войны и вот-вот перерастет в открытое столкновение.

Французские колониальные войска на полуострове к осени 1940 года насчитывали 50 тыс. человек (из которых лишь 12 тыс. были французами, а остальные набирались из местного населения и в других владениях), около 100 орудий и минометов и 30 танков. Поддержку сухопутным силам на море могли оказать корабли Восточного Флота, в воздухе - приблизительно 100 самолетов национальных ВВС. Наиболее современными машинами были семнадцать истребителей Morane-Saulnier MS-406 и один многоцелевой "двухмоторник" Potez-631. Все они еще до начала Второй Мировой войны были проданы Китаю, но в сентябре 1939 года конфискованы французским правительством и включены в состав колониальных ВВС буквально за считаные дни до отправки из Хайфона. Десять "Моранов" свели в истребительную эскадрилью ЕС 2/595, а оставшиеся семь хранились в резерве. "Потэ" стал персональным самолетом командующего 41-й Авиагруппой. Забегая вперед отметим, что он почти не применялся в предстоящем конфликте, сделав всего несколько вылетов на разведку. Следует также отметить, что на всех MS-406 отсутствовало основное вооружение: 20-миллиметровые пушки "Испано" успели-таки отправить в Китай на другом корабле еще до получения распоряжения о конфискации машин.

Кроме вышеназванной ЕС 2/595, французы имели в Индокитае две бомбардировочные эскадрильи - ЕВ 2/41 и ЕВ 2/42, первая состояла из четырех тяжелых Farman F.221, находившихся на полуострове еще с 1937 г., а вторую - шесть средних Potez 542. Основную же массу военной авиации Франции в районе предстоящих боевых действий составляли шесть десятков устаревших бипланов Potez 25TOE, сведенных в пять разведывательных эскадрилий. Наконец, действия над морем могли осуществлять десять одномоторных летающих лодок Loire 130 из 1-й Эскадрильи Командования Южными Базами и несколько корабельных разведчиков Potez 452.


Potez 25 TOE

Противостояли этой не слишком впечатляющей группировке 60 тыс. человек армии Таиланда с артиллерией и небольшим количеством легких танков. Королевские Тайские Военно-морские силы не могли, пожалуй, всерьез соперничать с французским флотом, особенно в вопросе боевой выучки экипажей кораблей, но если оценивать количественный и качественный состав авиации противников, то преимущество, - если и не подавляющее, то, по крайней мере, весьма ощутимое, - оказывается на стороне Таиланда.

Королевские Тайские Воздушные Силы (RTAF) имели в своем распоряжении около 125 боеготовых самолетов и еще от двадцати до тридцати в резерве. Основной оперативно-тактической единицей была эскадрилья, три эскадрильи составляли авиакрыло. Авиакрыльев насчитывалось пять: два истребительных, два бомбардировочно-разведывательных и одно учебно-тренировочное. Наиболее многочисленным типом боевого самолета у тайцев был двухместный биплан Chance Vought V-93 Corsair, закупавшийся в США с 1934 года и производившийся по лицензии в Таиланде в двух модификациях - разведывательной (V-93S) и штурмовой (V-93SA). Причем V-93SA несли достаточно мощное вооружение из четырех курсовых пулеметов калибра 7,62 мм. Всего "Корсаров" насчитывалось около шестидесяти, на них летали четыре разведывательных (32-я, 34-я, 42-я, 44-я) и три штурмовых (35-я, 41-я, 43-я) эскадрильи. Основным истребителем тайских ВВС был Curtiss Hawk III - маневренный биплан с убирающимся шасси. Двадцать четыре таких самолета, поступивших из Америки в 1935 году и еще несколько штук, построенных по лицензии, входили в состав четырех истребительных эскадрилий (70-й, 71-й, 72-й, 73-й). Еше одна эскадрилья (80-я) имела на вооружении двенадцать "Кертиссов" более ранней модели Hawk II, закупленных в 1934 году.


Chance Vought V-93 Corsair

Наиболее современную часть ВВС Таиланда составляли одиннадцать цельнометаллических истребителей-монопланов Curtiss Hawk 75N - экспортный вариант стоявшей на вооружении ВВС США машины Р-36 с неубирающимся шасси в обтекателях. Всего их закупили двенадцать, но один истребитель разбился во время испытаний. Самолеты имели мощное вооружение из двух 23-мм подкрыльевых пушек "Мадсен" датского производства с боезапасом по сто снарядов на ствол и двух синхронных пулеметов винтовочного калибра. Эти наиболее опасные для французов машины вошли в 60-ю истребительную эскадрилью. Также довольно грозную силу у RTAF представляла 50-я бомбардировочная эскадрилья, имевшая в своем составе шесть двухмоторных самолетов Martin 139WS. Для обеспечения воздушной связи ВВС располагали тринадцатью монопланами Fairchild 24, на которые, в случае крайней нужды, могли возлагаться и боевые задачи.

Командование тайских ВВС с нетерпением ожидало поставок из США новых самолетов - истребителей North American NA-68 и легких штурмовиков NA-69 (обе модели представляли собой развитие тренировочного NA-16, более известного как Техаn), которыми планировалось заменить устаревшие "Корсары" и "Хоки". Однако 9 октября правительство Соединенных Штатов наложило эмбарго на поставку боевой техники Таиланду. Уже ожидавшие погрузки на корабль в порту Манилы на Филиппинах NA-69 были конфискованы 10 октября, а истребители NA-68 так и не покинули базу хранения фирмы North American в Калифорнии.

Но, как известно, "свято место пусто не бывает". Узнав о демарше американцев, свои самолеты Бангкоку незамедлительно предложила Япония. Уже в конце октября 1940 года на острова отправилась тайская закупочная комиссия из восьми человек во главе с техническим директором ВВС, члены которой после просмотра нескольких предложенных моделей остановили свой выбор на двух бомбардировщиках фирмы Mitsubishi - легком Ki-30, который в Таиланде предполагалось использовать в роли пикирующего, и среднем двухмоторном Ki-21. Всего закупили 24 "тридцатки" и 9 "двадцать первых". Одномоторные Ki-30 появились в Таиланде уже в конце ноября-начале декабря. Самолеты перегоняли двенадцать тайских и столько же японских пилотов. Этот факт, а также удивительная быстрота, с которой новые машины были освоены летным составом и введены в строй, впоследствии позволили французам утверждать, что во время конфликта на Ki-30 летали японские добровольцы (что не соответствовало действительности). Из самолетов, получивших собственное название "Нагойя" в честь японского города, в котором они производились, сформировали две бомбардировочные эскадрильи под общим командованием винг-коммандера Фуэна Роннапакса Риддагани - бывшего летчика-истребителя, впоследствии - маршала RTAF. Новые части назвали в честь премьер-министра страны "Пибул Сонгхрам 1" и "Пибул Сонгхрам 2". Ki-21 появились в Тайланде в конце декабря, но подготовка экипажей для них затянулась и "двадцать первые" не успеди принять участие в боевых действиях.

Структура RTAF на 1 января 1941 г.
группа крыло эскадрилья* аэродром тип самолета
Северная 35 34 Удон Тани Vought V-93 Corsair
70 Нахон Фаном Curtiss Hawk III
73 32 Убон Vought V-93 Corsair
50 Martin 139WS
Южная 66 "Пибул Сонг.1" Дон Муан Mitsubishi Ki-30
"Пибул Сонг.2"
60 Curtiss Hawk 75N
74 71 Чантабури Curtiss Hawk III
72
44 Vought V-93 Corsair
40 41 Убон Vought V-93 Corsair
42 Сурин
75 43 Хорат Vought V-93 Corsair
35 Прачинбури
73 Сисакет Curtiss Hawk III
80 Прачинбури Curtiss Hawk II

* Численность эскадрильи одномоторных самолетов должна
была составлять девять боеготовых и три резервные машины


написать автору