главная страница все статьи WW2

Александр Андреев (Москва)

Джозеф Фосс

Джозеф Джейкоб Фосс (Joseph Jacob Foss) родился 17 апреля 1915 г. на ферме около города Су-Фолс в Южной Дакоте (Sioux Fall, South Dakota). В молодости он заслужил местную известность как боксер, борец и саксафонист.

Джозефу было 11 лет, когда Чарлз Линдберг (Charles Lindberg) совершил свой знаменитый трансатлантический перелет, и с тех пор главной мечтой мальчика стало небо. Вскоре будущий ас впервые поднялся в воздух, отправившись с отцом полет на пассажирском "Форде-Тримоторе".

Осенью 1933 г. умер отец Джозефа. Для семьи настали трудные дни: в том же году засуха разорила ферму Фоссов и 18-летний "глава семьи" вынужден был бросить школу и пойти работать. Но, несмотря на все невзгоды, он сумел сохранить решимость стать авиатором. Понимая, что без диплома об окончании колледжа нечего и думать о военной карьере, тем более в авиации, он начал копить деньги и, закончив школу, поступил в университет родного штата.

Примерно в это же время была открыта частная летная школа для студентов университета Южной Дакоты. Одним из ее первых курсантов стал Джозеф Фосс. В 1940 г. он одновременно закончил университетское и авиационное обучение, налетав сотню часов. Научившись управлять аэропланом, Джозеф преисполнился оптимизма и отправился за 300 миль в Миннеаполис, штат Миннесота (Minneapolis, Minnesota) для поступления в морскую летную школу, что оказалось весьма непростым делом: из 28 кандидатов приняли только двух.

В июне новоиспеченный морской пехотинец отправился на базу ВВС Чемберлейн Филд (Chamberlain Field, недалеко от Миннеаполиса) для прохождения учебного курса. Потом его перевели в Пенсаколу (Pensacola) на авиабазу флота и 29 марта (после семи месяцев обучения) вручили золотые "крылья" морского пилота, а еще через 2 дня - погоны 2-го лейтенанта. Хорошая летная подготовка Фосса была замечена начальством и принесла ему должность инструктора на следующие девять месяцев, что, однако, совсем не радовало молодого офицера.

Первый день войны 26-летний лейтенант провел в работе по устройству защиты авиабазы от возможного нападения японских десантников. Новогодний день 1942 г. приблизил Фосса, хоть и не намного, к фронту: он попал в фоторазведывательную эскадрилью VMO-1, базировавшуюся в Сан-Диего, штат Калифорнии (San Diego, California). Во время службы в этой части Джозеф получил звание 1-го лейтенанта (приказ от 10 апреля).

Полеты на разведчиках не слишком прельщали честолюбивого летчика и он настойчиво добивался перевода на истребители. Спустя несколько месяцев усилия Фосса, наконец, увенчались успехом. За семь недель интенсивных тренировок в июне-июле 1942 г. он налетал 156 часов на истребителе "Уайлдкэт", показав при этом большие способности.

1 августа Джозеф был назначен заместителем командира истребительной эскадрильи VMF-121, а десять дней спустя ему присвоили очередное воинское звание. Сразу после этого часть получила приказ погрузиться на лайнер "Матсония" (без указания пункта назначения). Затем персонал VMF-121 перебрался на борт эскортного авианосца "Копахи", где его уже дожидались 20 "Кошек". К этому времени в летной книжке капитана Фосса значилось уже около тысячи полетных часов.

9 октября истребители прибыли на Гуадалканал, приземлившись на аэродроме Хендерсон Филд. Здесь пилоты VMF-121 присоеденились к пяти своим товарищам, находившимся там уже 2 недели и сразу включились в боевую работу.

Джозеф, как второй в эскадрилье по старшинству, обычно командовал восьмеркой, известной как "летающий цирк Фосса". Его ведомыми были шесть вторых лейтенантов и один сержант. Вместе со своим командиром они одержали 61 ½ побед. Пятеро стали асами.

VMF-121 открыла свой боевой счет на 4-й день после прибытия. Вечером Фосс повел десятку "Кошек" на перехват 14 двухмоторных бомбардировщиков, сопровождаемых 18 "Зеро". Американцы атаковали "бомберы", но и сами попали под удар их эскорта. Во время боя один из пилотов "Зеро" допустил ошибку, на выходе из пикирования оказавшись перед носом фоссовского "Уайлдкэта". Длинная очередь - и "японец" взорвался. Джозеф, как зачарованный, смотрел за его падением, но радость оказалась недолгой: град пуль, ударивших по его самолету, быстро привел летчика в чуство. На хвосте уже "висели" сразу три японца. Их пули пробили маслобак, и двигатель "кошки" очень скоро заклинило. После этого Джозефу осталось только опустить нос истребителя и молиться... Нисмотря ни на что, он все же вышел живым из этой передряги и даже дотянул до своего аэродрома, хотя и разбил самолет при посадке. Потом Фосс насчитал в своем F4F две сотни пробоин.

Следующим вечером снова появились японцы: 12 "Бетти" в сопровождении 15 "Зеро". В атаку на бомбардировщики пошла группа из флотской эскадрильи VF-5, Фосс со свсоми "морпехами" на сей раз опоздал, но сумел-таки "подловить" один японский истребитель, пилот которого пошел в атаку, не посмотрев предварительно по сторонам.

Следующие дни выдались тяжелыми: днем тропическая жара, недостаток воды, комары и постоянное напряжение воздушных боев, а ночью - непрерывные обстрелы аэродрома. Американцы не имели ни минуты покоя. В этих трудных условиях Фосс проявил себя очень хорошо и его счет вырос на несколько побед, хотя одновременно "на его совести" было и несколько разбитых F4F.

Основной задачей американских истребителей на Гуадалканале был перехват многочисленных групп японских бомбардировщиков. Привлекались они и для выполнения штурмовых ударов по наземным объектам противника. 16 октября Фосс повел свою группу в такой вылет, а попутно еще "прихватил" и очередного японца, в недобрый для себя час заходившего на посадку недалеко от цели удара. Под сильным зенитным огнем группа нанесла большой ущерб японской пехоте, заплатив за это одним летчиком.

18 октября на перехват большой группы бомбардировщиков поднялись сразу несколько эскадрилий. Фосс снова возглавил свой "летающий цирк". В районе перехвата на них внезапно "свалились" японские истребители прикрытия. Замыкающий янки сразу был сбит, а остальные приняли бой. На "горке" Фосс открыл огонь по тройке противника, ближний "Зеро" вспыхнул, затем и за вторым потянулся шлейф дыма. Спустя несколько минут и у последнего вражеского "файтера" загорелся мотор.

Потом капитан атаковал бомбардировщики, вокруг которых уже кружили флотские "Уайлдкэты". В журнале боевых действий японские самолеты значатся как "двухкилевые", хотя на самом деле это были Мицубиси G4M ("Бетти"). В первой атаке Фосс повредил один из "бомберов", затем спикировал и прошел под строем машин противника. Задрав нос истребителя почти вертикально, американец открыл огонь и увидел, как его пули разбили один из двигателей "японца". Бомбардировщик покинул строй и позже разбился. Проведя всего 9 дней на фронте, Фосс стал асом.

Утром 20 октября Фосс во главе восьмерки стартовал на перехват 15 "Зеро", позже к нему на помощь подошла еще одна группа из 8 машин. В ближнем маневренном бою ас увеличил свой счет на две победы, но один из неприятельских истребителей, на счастье Джозефа уже истративший весь боекомплект пушек, сумел зайти ему в хвост. Пулеметная очередь попала по двигателю, и Фосс в очередной раз совершил вынужденную посадку.

23 октября по тревоге на перехват большой группы самолетов противника взлетела вся VMF-121. Во время боя Фосс заметил, как "Зеро" бьет из всех точек по одному из его ведомых и поспешил на помощь. Сблизившись с противником, он нажал на гашетку, и японский истребитель взорвался. Очередной его противник пытался уйти на "вертикаль". Находясь в верхней точке "петли", Фосс открыл огонь, почти не надеясь попасть. Тем не менее, очередь зацепила цель, хотя японец и сумел резким маневром уйти от большей части пуль. Опустив нос своего истребителя, чтобы набрать скорость, ас заметил рядом еще одино "Зеро". "Ковбойский" огонь "навскидку" вынудил японского летчика воспользоваться парашютом.

Следующую атаку Джозеф провел на встречных курсах. Противники одновременно открыли огонь, оба попали, но японцу повезло меньше: потеряв часть крыла, он загорелся и начал падать. Выпустив по другому "Зеро" остаток боекомплекта, Фосс в нужный момент не посмотрел назад и вынужден был выполнять уже привычную процедуру: планирование в сторону своего аэродрома и "плюханье" на "брюхо"...

В этом бою ас одержал 4 победы, доведя личный счет до цифры 11. Одновременно уже четвертый его самолет был списан как не подлежащий восстановлению. Тогда он даже пошутил: "Еще один, и я стану японским асом"...

Через два дня японцы выслали последовательно несколько волн истребителей для "полного и окончательного" подавления американской авиации на острове. Шестерка Фосса на наборе высоты столкнулась с первой девяткой "Зеро". Во время боя янки набрали еще несколько сот метров высоты, отправив вниз трех японцев и потеряв одного из своих.

Фосс одержал две победы, истратив на них весь боекомпект. Много позже он объяснял своим курсантам важность стрельбы короткими очередями и с близких дистанций, приводя примеры своих боев, когда он из-за неэкономной стрельбы упустил четыре верных победы.

В следующий вылет ас повел в бой одного из своих подчиненных и три флотских "Кошки" с потопленного авианосца "Уосп". Пятерка встретила шесть "Зеро" из авиагруппы "Тайнан", два из которых пилотировали асы. Американский патруль имел преимущество в высоте. В первой атаке Фосс сбил замыкающего в японской группе. Один из "Мицубиси" зашел в хвост Джозефу, но его пилот промахнулся, а американец своего шанса не упустил: оказавшись после резкого разворота позади своего незадачливого противника, он расстрелял "Зеро". Сбитый летчик сумел выпрыгнуть из кабины буквально за мгновение до взрыва своего истребителя.

После этих двух побед у Фосса почти не осталось патронов и он предпочел выйти из боя. Направляясь домой, ас заметил пару японских истребителей, идущих в атаку на одиночный "Уайлдкэт", пилот которого явно не замечал опасности. Своевременное предупреждение спасло жизнь американскому летчику, но вражеская пара теперь переключилась на новую цель...

Фосс быстро ушел в облака, развернулся и выскочил точно за одним из японцев. Подойдя вплотную, он в упор выпустил остаток боекомплекта, добившись пятой победы за один день. Такого достижения еще не имел ни один летчик Морской Пехоты. Вообще 25 октября американцы считают переломным днем боев за Гуадалканал.

После относительного затишья очередную победу Фосс одержал 7 ноября. Вечером он повел свою группу на штурмовку японских кораблей: крейсера и девяти миноносцев. Корабли имели воздушное прикрытие в виде шести поплавковых "Зеро" (A6M2-N "Руф"), которые атаковали американцев. Фосс быстро сбил одного, затем довернул и отправил второго вслед за первым (но засчитана ему была только одна победа).

Готовясь пикировать на корабли, ас случайно обернулся и заметил в облаках еще однин самолет. Дав полный газ, он начал набирать высоту. Как оказалось, Фосс обнаружил пару поплавковых разведчиков-бипланов F1M2 ("Пит"). На большой скорости ас сблизился с противником, но попал под огонь стрелка, и одна из пуль пробила стекло кабины. Следующий заход был произведен уже снизу, и "Пит" отправился "на корм рыбам". Второй гидроплан Фосс сбил с одного захода, на сей раз сразу зайдя снизу.

Позже выяснилось, что во время первой неудачной атаки на самолете Фосса был поврежден двигатель. На обратном пути мотор начал давать перебои, затем задымил и в итоге отказал. Прямо по курсу виднелась земля, но дотянуть до нее не удалось. Истребитель приводнился на расстоянии более 3 км от побережья острова Малаита (ближайший к Гуадалканалу) и сразу начал тонуть, опустив нос. В самый неподходящий момент заклинило замки привязных ремней, но, не поддавшись панике, летчик все-таки сумел выбраться из кабины. Машина погрузилась уже на 10 метров и он наглотался воды, был испуган, но жив.

Отдышавшись, Фосс поплыл на спине, набираясь сил для заплыва в сторону берега. В этот момент он заметил плавники одной или двух акул. На подобный случай в комплект спасательного снаряжения входила специальная капсула с хлоркой. К счастью, анти-акулье средство сработало как следует. Уже в сумерках пилот добрался до берега, а на следующий день за ним прилетела спасательная "Каталина". Вернувшись на аэродром, ас узнал, что всего 7 ноября американцы сбили 15 японцев. Три победы Фосса довели его счет до 19 и позволили сравняться с лучшим на то время асом Корпуса Морской Пехоты майором Джоном Смитом (John L.Smith) из эскадрильи VMF-223. 10 ноября Джозефу вручили первую награду - DFC (Distinguished Flying Cross - Крест за Летные Заслуги).

Утром 12 ноября радар засек приближение 16 "Бетти" и 30 "Зеро", направлявшихся на бомбежку транспортов, высаживавших американские войска. На перехват были подняты как флотские, так и армейские истребители. Бомбардировщики шли на малой высоте, прикрываясь низкой облачностью. Они оказались значительно ниже группы Фосса, которая составляла верхний "эшелон" перехватчиков. Джозеф сразу перевел свой самолет в пикирование и, пытаясь поскорее сблизиться с противником, дал полный газ. Скорость оказалась настолько большой, что у него сорвало крышку фонаря, а на самолетах ведомых посрывало все лючки.

Атакующие "Уайлдкэты" вышли из пике на бреющем полете и сквозь разрывы снарядов своей же зенитной артиллерии начали сближение с бомбардировщиками. Фосс подошел на 100 м к ближайшему японцу и точной очередью поджег его правый двигатель. Горящий G4M вскоре врезался в воду; ас в это время уже взял в прицел второй бомбардировщик, но был вынужден прекратить атаку, так как появились вражеские истребители. Развернувшись навстречу новому противнику, он открыл огонь, и один из A6M был сразу сбит.

После второй победы Фосс снова атаковал "Бетти", но на этот раз промахнулся. В этот момент снова появились "Зеро". Уклоняясь от их огня, Джозеф умудрился еще раз обстрелять бомбардировщик, который после этого приводнился с горящим левым крылом, причем стрелок тонущей машины продолжал вести огонь...

Позже капитан атаковал еще один двухмоторник, он стрелял, видел попадания, но неприятель отказывался падать. В этот момент к бою присоединилась еще одна пара "Зеро" и Фосс был вынужден спасаться бегством. Израсходовав практически все топливо и весь боекомплект, он спрятался от японских истребителей в облаках.

На рассвете следующего дня ас отправился на разведку для обнаружения японских десантных кораблей. Он не нашел никаких следов десанта, но зато наткнулся на поврежденный японский линкор "Хией". Немедленно была собрана смешанная группа бомбардировщиков флота и морской пехоты, сумевшая в результате потопить первый за войну японский линейный корабль. В состав истребительгого эскорта во время этой операции входил Джозеф Фосс.

14 ноября японские десантные транспорты были, наконец, обнаружены и весь день американская авиация пыталась их потопить. Во время последнего налета был сбит командующий истребительной авиацией Гуадалканала подполковник Гарольд Бауер (Harold W.Bauer), одержавший в этом вылете свою 10-ю и 11-ю победы. Ведомые видели, что он воспользовался парашютом. Уже темнело, и было мало шансов, что утром летчика можно будет найти. Фосс быстро вернулся на аэродром, пересел на пассажирское сидение гидросамолета J2F "Дак" и отправился к месту боя, но поиски оказались безрезультатны. На следующий день они возобновилась, на этот раз "Дак" летал под прикрытием восьмерки Фосса. Спасатели снова никого не нашли, только в воздухе появился один японский поплавковый разведчик "Джейк", ставший очередной жертвой капитана.

Вернувшись из этого полета, Фосс слег с высокой температурой и был отправлен в госпиталь - то, что не удалось японским летчикам, сумел сделать... комар. 19 ноября заболевший ас вместе с несколькими другими летчиками своей эскадрильи оказался на острове Новая Каледония, а 30-го они были уже в Австралии. Излечившись от малярии, Фосс вернулся на фронт.

После долгого ночного перелета он совершил посадку на Гуадалканале рано утром 1 января 1943 г. Прошло всего два месяца, но остров было не узнать: работал телефон, имелось в достатке воды, регулрно показывали кинофильмы. Но все-таки война продолжалась и 15 января восьмерка Фосса вылетела в качестве "верхнего прикрытия" группы "Донтлессов", наносивших удар по японским кораблям.

Перехват американских пикировщиков осуществляла группа новых "Зеро" с "обрубленными" крыльями (модель 32), позже получивших название "Хэмп". "Уайлдкэты" вступили в бой. Первая атака Фосса оказалась неудачной, но потом один из "Зеро", пикируя, прошел перед его самолетом, и эта ошибка стоила японцу жизни. Сразу после этого эпизода перед Фоссом пролетел один из его ведомых, на хвосте которого "висел" "Зеро". Чисто рефлекторно, без всякой надежды на попадание, ас нажал на гашетки и приятно удивился, когда, оглянувшись, увидел "своего" японца в огне.

Потом он пришел на помощь другому ведомому, но сам подвергся атаке японского истребителя. Оба летчика открыли огонь на встречных курсах и промахнулись. Очень скоро Фосс понял, что на этот раз он имеет дело с опытным бойцом, позже он опишет этот бой как самый сложный из всех. Вскоре американец уже мечтал только о том, как бы сбежать и найти себе цель полегче, но тут он с большой радостью увидел, как из самолета противника начинают вырываться языки пламени.

Затем Джозеф ушел в облака и, наслаждаясь одиночеством, взял курс домой. Оказалось, что одновременно с ним над аэродромом появились японские бомбардировщики. Заходить на посадку пришлось под бомбами, но все обошлось.

В этом бою счет аса увеличися на три победы, радость от которых омрачила гибель друга: 1-й лейтенант Уильям Маронтейт (William P.Marontate) одержал в этом бою свою 13-ю победу, но потом столкнулся с японским самолетом (по другим данным причиной гибели летчика стала полная выроботка горючего).

Через десять дней Фосс выполнил свой последний боевой вылет на Гуадалканале, а днем позже, 26 января, он вместе с большинством ветеранов VMF-121 закончил свой боевой "тур" и отправился домой в Штаты. На его счету было 26 побед - на то время он стал лучшим асом США и первым, кто сумел достичь результата Эдварда Рикенбэйкера (Edward V.Rickenbacker) - лучшего американского аса Первой Мировой войны.

19 апреля капитан Джозеф Фосс сошел с корабля на американский берег и через месяц, 18 мая, на торжественной церемонии в Белом Доме получил из рук президента Рузвельта высшую награду Соединенных Штатов - Медаль Почета Конгресса (Congressional Medal of Honour), а 7 июня его физиономия украсила обложку журнала "Лайф".

17 июня Фосс, к этому времени уже майор (звание присвоено 1.6.43), стал командиром эскадрильи VMF-115. В марте 1944 г. он повел ее на фронт. 115-я летала на "Корсарах", но практически не участвовала в воздушных боях, занимаясь в основном штурмовыми ударами. Из-за плохого здоровья 20 сентября Джозеф был отправлен в тыл.

Всего в боях на "Уайлдкэтах" Джозеф Фосс одержал 26 побед, стал лучшим асом как Гуадалканала, так и вообще самолета F4F. Его счет позже смог превзойти только один летчик Корпуса Морской Пехоты - Грегори Бойнгтон (Gregory Boyington) - 22 победы в USMC и 4 ½ в составе AVG).

Самолеты Фосса :

В VMF-121 не использовалась практика закрепления самолетов за определенными летчиками и никто не имел персональных самолтов. Обозначения воздушных побед также не применялись.

9.10.42 Фосс приземлился на острове на F4F борт. № 13. Как оказалось, этот номер уже использовался на другом самолете и поэтому цифру переправили на 53.

Другими самолеты аса имели бортовые №№ 50 и 84.

В VMF-115 Джозеф Фосс летал на самолетах F4U-1A. К сожалению, автор не располагает данными о его боевых машинах (до отправки эскадрильи на фронт, ее командир летал на "Корсаре" с борт. № 103 с дополнительным номером "K99" на борту кабины).


Борт. № 84, октябрь 1942 г.

Борт. № 53. На этом самолете Фосс участвовал в воздушных боях 20 и 23 октября 1942 г.

Борт. № 50, на котором Фосс летал 12 ноября 1942 г.

"Корсар", на котором Фосс летал в феврале 1944 г.

Художник Михаил Быков (Москва)



Победы Джозефа Фосса (все на F4F в VMF-121).
дата время самолет противника место боя с-т Фосса (BuNo)
1 13.10.42 13.50-15.00 Zero Guadalcanal 03465
2 14.10.42 13.03 Zero Guadalcanal 02124
3 18.10.42 13.00 Zero Guadalcanal 03482
4 Zero
5 двухкилевой бомбардировщик
6 20.10.42 11.45 Zero Guadalcanal 03470
7 Zero
8 23.10.42 11.30 Zero Guadalcanal
9 Zero
10 Zero
11 Zero
12 25.10.42 9.40 Zero Guadalcanal 03533
13 Zero
14 14.30 Zero Guadalcanal 03444
15 Zero
16 Zero
17 7.11.42 16.45-18.30 поплавковый Zero 120 миль к северу от
Henderson Field
02147
18 поплавковый биплан
19 поплавковый биплан
20 12.11.42 14.05-14.35 двухмоторный торпедоносец Guadalcanal 03450
21 двухмоторный торпедоносец
22 Zero
23 15.11.42 5.20-7.00 поплавковый биплан Guadalcanal 4062
24 15.01.42 18.20 Zero недалеко от острова
Vella Lavella
11724
25 Zero
26 Zero


Список использованной литературы.

Barrett Tillman "Wildcat Aces of World War 2" , Aircraft of the Aces 3 / Osprey, 1995

Frank Olynyk "Stars & Bars" , Grub Street, 1995

Thomas Doll "Marine Fighting Squadron One-Twenty-One (VMF-121)" , Squadron/Signal publications, 1996

Aero Revue No.59


написать автору