главная страница страница автора все статьи WW1

Сергей Спичак (С.-Петербург)

К вопросу о форме стабилизатора "Фоккеров" F.I

Небольшой изгиб передней кромки стабилизатора триплана, на котором летал Манфред фон Рихтгофен (F102/17), хорошо виден на этой известной фотографии. Вероятно, именно поэтому в настоящее время факт его наличия никем не оспаривается. Другое дело - стабилизатор персональной машины Вернера Фосса (F103/17). Недавно на модельном форуме прошла небольшая дискуссия, была ли передняя кромка прямой или нет. По мнению большинства участников - была. Такого же мнения придерживается и Сергей Пинчук - автор небольшой двадцатистраничной брошюры "Fokker Dr.I Dreidecker", выпущенной в конце августа издательским домом "БОРА-ПРЕСС".

В данной заметке автор попытается аргументированно изложить собственное мнение по данной проблеме. К сожалению, для самолета Фосса нет столь же выразительной фотографии, как снимок "102-го". Придется пользоваться тем, что есть.

Это - наиболее показательная фотография, все остальные сделаны в еще менее удачном для нашей цели ракурсе.

Слева представлен F102/17, в центре - F103/17, а справа - серийный Dr.I, добавленный исключительно для чистоты эксперимента. Из-за того, что на фотографии "103-го" виден не весь стабилизатор, сравниваться будет часть передней кромки от законцовки (где стабилизатор переходит в аэродинамическую компенсацию руля высоты) до второй нервюры.

И вот результат: черным показана кромка Dr.I (она идеально прямая), синим - 102/17, а красным - 103/17.

Теперь немного теории. Прямая линия на плоской поверхности будет выглядеть прямой в любом ракурсе, ну а если линия изогнута, то она таковой и останется, но степень изгиба будет меняться.

Применительно к нашей теме это значит, что наличие небольшого изгиба передней кромки стабилизатора на всех "Фоккерах" F.I можно считать доказанным. Но, к сожалению, определить, идентичен ли он у обеих машин не представляется возможным, т. к. для этого требуются фотографии в одном в том же ракурсе. Поэтому моделистам, желающим поставить на полку триплан Фосса, придется все-таки переделывать стабилизатор от Dr.I, однако не будет ошибкой, если кривизна передней кромки окажется немного меньше, чем на чертеже.

Напоследок несколько слов о погрешности измерений. Искажения возможны на всех этапах: дефекты фотографии, полиграфический брак, погрешности при сканировании. Однако, в данном случае этим смело можно пренебречь из-за того, что изгиб передней кромки стабилизатора можно обнаружить не на одной, а на всех фотографиях предсерийных "Фоккеров", просто для этого требуется использование "технических средств".


написать автору