главная страница все статьи WW1

Александр Андреев (Москва)

Серийные номера в американской военной авиации

В данной статье рассматриваются только летательные аппараты тяжелее воздуха

История военной авиации Соединенных Штатов, а вместе с ней и история ее серийных обозначений, началась в 1908 г., когда армия купила первый аэроплан - "Райт" модель A, проходивший в документах как самолет № 1. Следующие летательные аппараты продолжили эту традицию.

Самолеты получали серийные номера еще на стадии заказа. После ремонта или переделки машины по стандартом другой модификации номер мог быть изменен. Иностранные аппараты, на которых американцы воевали в Европе, сохраняли оригинальную систему обозначений. После войны немногие машины, переправленные через Атлантику, получили уже американские серийные номера.

Эта система действовала до 1921 г., когда "блоки" серийных номеров "добрались" до числа 68656. Кроме того, два десятка германских и английских машин, испытывавшихся в Штатах, а также три экспериментальных самолета американской разработки получили номера между 94014 и 94112.

1 июля 1921 г. (т.е. с началом 1922 финансового года) началось использование новой системы. С этого времени серийный номер включал две последнии цифры года (финансового, а не календарного) и, после дефиса - порядковый номер летательного аппарата тяжелее воздуха, заказанного в данном году. Например, 22-1 - это первый самолет, "прописанный" в бюджете на 1922 г.

Как и ранее, серийный номер давался на стадии заказа самолета, а не его постройки, а после ремонта или переоборудования машины мог изменяться. С принятием в 1941 г. закона о Ленд-Лизе самолеты, изначально предназначенные для поставки союзникам, начали также получать американские серийные номера. После окончания Второй Мировой войны эта система была сохранена. В то же время иностранные самолеты, принятые на вооружение американской авиации ("обратный Ленд-Лиз") сохраняли свои оригинальные серийные обозначения.

После формирования USAF самолеты и вертолеты армейской авиации получали серийные номера на тех же основаниях, что и машины, предназначенные для ВВС. Начиная с 1967 г для армии были выделены отдельные "блоки" номеров, начинавшиеся сначала с 15000, а с 1971 г - с 20000.

Самолеты, переведенные из состава морской авиации в армейскую на постоянной основе, получали новые серийные номера. Обычно их включали в тот год, когда данная машина была заказана флотом.

Флот США свой первый аэроплан приобрел на три года позже армии - в 1911 г. Тогда же была введена система морских серийных номеров, состоявших из буквы-обозначения производителя и - через дефис - порядкого номера аппарата данной фирмы. Буква "A" обозначала Curtiss, буква "B" - Wright.

В 1914 г. эту систему сменила новая. Теперь обозначалась не фирма-производитель, а конструктивные особенности аппарата: AH - поплавковые самолеты (Airplane Hydroplane), AB - летающие лодки (Airplane Flying Boat). Как и в предыдущем случае, список обозначений неполный.

В мае 1917 г., после вступления США в Мировую войну, система морских серийных обозначений снова измененилась. На этот раз серийные номера состояли из буквы "A" (от Airplane), после которой через дефис писали порядковый номер машины. В середине 1930 г. (начиная с аэроплана № 9205) букву из серийного номера убрали.

В 1935 г. был заказан самолет с серийным номером 9999. После этого нумерацию "обнулили". Причем было решено, что серийный номер будет всегда состоять из четырех цифр, для чего при необходимосни впереди ставились нули.

За последующие пять лет заказ новой техники достиг невиданных до той поры масштабов и в 1940 г. был заказан самолет № 7303. В то время на вооружении еще оставались машины, имевшие номера предыдущей серии. Во избежание путаницы с ними была начата новая, на сей раз пятизначная серия.

В 1945 г. был достигнут номер 99999, но на этот раз нумерацию не стали начинать заново, а продолжили дальше. В настоящее время серийные номера морских самолетов уже перевалили за 165 тысяч.

Морскую пехоту обычно снабжал техникой флот, поэтому отдельной системы обозначений ее самолетов и вертолетов не существует. Исключением из этого правила был период Первой Мировой войны. В то время самолеты, состоящие на вооружении эскадрилий Морской Пехоты, принимавших участие в боевых действиях на западном фронте, получали новые серийные номера, состоящие из буквы, обозначавшей тип самолета ("B" - "Капрони", "D" - DH-4, "E" - DH-9 ...) и, через дефис, - порядкового номера машины данного типа.

Береговая Охрана в мирное время относится к Министерству Транспорта и использует собственную систему серийных обозначений. К сожалению, информацией о ней автор не располагает.


При создании данной публикации автор использовал информацию следующих источников:
Joseph F. Baugher's Home Page
G.Page & R.Sturtivant "The D.H.4/D.H.9 File", Air Britain, 1999
а также множества других книг и статей, где так или иначе упоминаются серийные номера американских самолетов


написать автору