главная страница все статьи WW1

Александр Андреев (Москва)

Серийные номера в британской военной авиации

Датой фактического рождения английской военной авиации можно с полным основанием считать 23 августа 1878 г, когда поднялся в воздух первый воздушный шар, приобретенный Военным Министерством за 150 фунтов стерлингов. Этот и последующие аэростаты, подобно кораблям, получали собственные имена. В 1884 г была проведена стандартизация армейского воздухоплавания, согласно которой аэростаты разделялись на классы в зависимости от объема. С этого времени название для аэростата выбиралось таким образом, чтобы оно начиналось с буквы-обозначения класса.

С увеличением производста аэростатов пришлось перейти от собственных имен к буквенно-цифровым кодам, которые содержали информацию о фирме-производителе (первая буква), типе (вторая буква, выбиравшаяся самой фирмой, она могла и отсутствовать) и порядковом номере "баллона" данного типа, произведенного этой компанией.

Таблица 1. Аэростаты.

    Airships Ltd
A         Drachen (800куб.м)
AC        Streamline
A Mk II   M Mk II
AM        M
AN        Drachen (900куб.м)
AS        Drachen (1100куб.м)
AW        W

    Wm Beardmore & Co
BM        M (930куб.м)
BP        Drachen
BW        M (200куб.м)

    Построеные во Франции
F         Drachen
FM        M

    J Mandelberg & Co
MM        M
MW        W

    C G Spencer & Sons
S         Drachen (800куб.м)
SM        Drachen (200куб.м), позже W
SW        W

    Vickers Ltd
V         Drachen (800куб.м)

Однако эта нумерация присутствовала только в документах министертсва и производителей, а непосредственно в частях использовалась совершенно другая система обозначений. В армейской авиации (RFC) аэростаты проходили по документам под тем же названием, что и части, к которым они принадлежали, тем более, что в Секции (Kite Balloon Section) обычно имелся только один действующий "аппарат" плюс еще один резервный. Правда, кроме секций существовали также Базы (Balloon Base), школы и т.п., где по штату было большее число аэростатов. В морской авиации (Сначала Naval Wing в составе RFC, а затем самостоятельная RNAS) использовалось что-то вроде тактических номеров. 1 апреля 1918 г RFC и RNAS были объединены в RAF, где использовались обозначения в армейском стиле.

Следующей ступенью развития авиации стало появление дирижаблей, первый из которых в 1907 г поступил на баланс Британской Армии. Четыре года спустя начались закупки и со стороны Королевского Флота. Также, как и в случае с привязными аэростатами, Адмиралтейство и военное министерство вновь использовали разную систему обозначений. В RFC дирижаблям, как "воздушным кораблям" (дословный перевод термина Airship) давали собственные имена. Флот же решил ограничиться простой нумерацией, и только дирижабли жесткой конструкции, первый из которых был построен в конце 1916 г, получили букву 'R' (от Rigid, жесткий) сначала после, а затем перед цифрами порядкового номера. 1 июля 1914 г все армейские дирижабли были переданы флоту и получили его нумерацию, которая сохранялась и в RAF.

Кроме обычных "номерных" дирижаблей, для Адмиралтейства достаточно большими сериями выпускались мягкие дирижабли береговой обороны, так называемые "блимпы" (Blimp), для которых использовалась другая нумерация, в которой одной-двумя буквами обозначался тип "блимпа", а затем шел порядковый номер корабля данного типа.


                          Таблица 2. "Блимпы"

абрев.  тип
   AP   AP                            экспериментальный образец
   C    Coastal
   C*   Improved Coastal (C Star)
   NS   North Sea
   SS   Submarine Scout
   SSE  Submarine Scout Experimental  экспериментальный образец
   SST  Submarine Scout Twin
   SSP  Submarine Scout Patrol
   SSZ  Submarine Scout Zero
   SR   Semi-Rigid        Один итальянский дирижабль полужесткой конструкции

В 1909 г в британской армии появились аппараты тяжелее воздуха. Для первых самолетов использовалась система обозначений, основанная на том же принципе, что и в случае с "блимпами". В морской авиации использовались серии H, M и T - "Гидроплан", "Моноплан" и "Трактор" (аппарат с тянущим винтом) соответственно. Армия использовала серии B, F, BE, FE, RE и SE, значение двух первых не ясно, а двухбуквенные обозначения - те же, что в названиях самолетов, разработанных на Royal Aircraft Factory.

Вся эта неразбериха закончилась в 1912 г с введением единой системы нумерации всех самолетов, как морских, так и армейских. Единственным свидетельством различия между армией и флотом было выделение для них разных блоков: номера с 1 по 200 отвели морякам, а следующие шесть сотен - армейцам, причем последние были в свою очередь разделены на несколько более мелких блоков. В последствии, по мере заполнения, выделялись следующие блоки серийных номеров, также раздельно для армии и флота, пока в 1916 г не было достигнуто число 10000.


    Таблица 3. Серийные номера 1-10000.

1-200        RNAS
201-800      RFC, в том числе:
             201-250    2 Sqn
             251-300    3 Sqn
             301-350    4 Sqn
             351-400    5 Sqn
             401-600    Central Flying School
             601-800    Royal Aircraft Factory
801-1600     RNAS
1601-3000    RFC
3001-4000    RNAS
4001-8000    RFC
8001-10000   RNAS

Когда общее количество заказанных за пять лет самолетов увеличилось до пятизначного числа, система нумерации подверглась небольшому усовершенствованию: серийный номер теперь состоял из буквы и максимум четырех цифр. Для самолетов RFC были предназначены буквы начиная с A и далее по алфавиту, а для RNAS выделили букву N (от 'Navy'). Так как потенциальные потребности флота в самолетах были значительно меньше, чем у армии, то серия N в свою очередь была поделена на несколько частей.


                Таблица 4. Серия N.

N1-N499       Экспериментальные гидро- и палубные самолеты
N500-N999     Экспериментальные береговые самолеты
N1000-N2999   Гидросамолеты
N3000-N3999   Французские самолеты
N4000-N4999   Большие летающие лодки
N5000-N8999   Колесные самолеты (*)
N9000-N9999   Продолжение блока N1000-N2999

    * Начиная с весны 1917 г - только палубные самолеты;
машины берегового базирования, заказанные Адмиралтейством,
стали получать армейские номера.

В ряду буквенных серий Первой Мировой было несколько исключений : серия I не использовалась для предотвращения возможной путаницы из-за сходства буквы с цифрой 1, серия G была зарезервирована для трофейных самолетов, а серия X - для прототипов, построенных фирмами по собственной инициативе без официального заказа (введено в 1918 г).

Для трофейных самолетов также использовали нестандартные серии XG (так после введения в 1917 г серии G задним числом нумеровались машины, захваченые в начале войны), AB (самолеты, сбитые ПВО Англии) и AG (итальянский фронт). C марта 1918г серийные номера серии G стали содержать информацию о бригаде, части которой добыли трофей, а нумерация велась в каждой бригаде отдельно, например, G/1Bde/1 означало первый самолет, захваченный частями 1-й Бригады.

Последними серийными номерами времен Первой Мировой войны стали J6576 для сухопутных аэропланов и N9449 - для морских. В последующие годы самолеты RAF нумеровались по тем же принципам: сухопутные продолжили серию J, а морские - N, причем в последнем случае как палубные, так и гидросамолеты получали номера только в блоке N9000.

В 1925 г был использован номер N9999, и флот получил серию S (от 'Sea'), которая использовалась по 1930 г, когда морские самолеты начали получать такие же номера, что и прочие машины (к тому времени дошло уже до буквы K). Кстати, начиная с серии K номера начинались уже не с единицы, как раньше, а с тысячи, чтобы номер всегда состоял из пяти символов.

За K последовала серия L, затем N (к этому времени в строю уже не осталось ни одной машины из морской серии 1916-25 гг), потом P и, когда началась Вторая Мировая война, уже заказывались самолеты серии R. Буквы O и Q не использовались во избежание путаницы с цифрой 0, а M использовали еще в 1921 г для нелетающих учебных пособий, причем в их серийных номерах буква была не первым, а последним символом (в FAA для аналогичной цели использовалась серия A, но у них буква осталась на первом месте).

В 1939 г на вооружении еще оставались старые самолеты морской серии S, по причине чего следующей буквой стала T, а в следующем году закончилась и последняя однобуквенная серия Z (буквы U и Y были пропущены во избежание путаницы с буквой V).

После эого написание серийного номера опять изменилось: теперь он состоял из двух букв и трех цифр. Для предотвращения возможной путаницы буквы C, I, O, Q, U, Y не использовались, как и серии, начинающиеся с G (кроме GA, которая полуофициально использовалась в 1945 г для трофейных Bu181).

После Второй Мировой войны англичане продолжили использовать старую систему нумерации. Первые послевоенные заказы относились к серии VP, а в настоящее время в производстве находятся самолеты серий, начинающихся с Z, но, видимо, еще не скоро будет заказан самолет с серийным номером ZZ999, когда систему придется опять изменить.

В заключение следует заметить, что в разное время к серийному номеру подходили по-разному. Во времена Первой Мировой не редки были переименования, которые происходили при передаче самолета из RFC в RNAS (или наоборот), при переводе из одной эскадрильи в другую (только для самых первых армейских аэропланов), но особенно часто это случалось после ремонта, для этого даже выделяли специальные блоки номеров. Во время Второй Мировой номер иногда изменяли при переоборудовании машины в другую модификацию (характерно для "Спитфайров") и всегда - при переквалифицировании в нелетающее учебное пособие. Еще одним отличием стало отношение к трофеям: если в первую мировую они нумеровались отдельно, то во вторую уже получали номера на "общих основаниях".


При создании статьи использованы следующие публикации:
Bruce Robertson "British Military Aircraft Serials 1878-1987", Midland Counties Publications, 1987
Ray Sturtivant & Gordon Page "Royal Navy Aircraft Serials and Units 1911-1919", Air Britain, 1992


написать автору