главная страница все статьи WW1

Виктор Куликов (Москва)

Британские гидросамолеты над Каспием

Участие 266-й эскадрильи RAF в Гражданской войне в России

В феврале 1918 г британский экспедиционный корпус под командованием генерал-майора Дунстервиля (L.Dunsterville) отправился на юг России, чтобы поддержать части армии генерала А.И.Деникина в борьбе с большевизмом. Это не было иностранной интервенцией, как писали в советские времена - скорее попыткой циливизованного мира спасти законную власть на оставшейся свободной от большевистского господства территории России. Октябрьский переворот и позорный сепаратный мир, подписанный большевиками с Германией в Брест-Литовске, выбили Россию из союза государств Антанты. С этого времени страна перестала существовать как могущественная держава, на ее месте остались лишь обломки прежней империи. Падением грозного соседа немедленно воспользовалась Турция, устремив свои войска на Кавказ. Развалившаяся русская армия превратилась в толпу дезертиров и мародеров, покидавших в беспорядке Кавказский фронт. Этот сброд не мог оказать сопротивления войскам Отоманской империи и возникла реальная угроза захвата турками бакинских нефтепромыслов.

Белая армия генерала А.И.Деникина могла стать реальной преградой турецкой экспансии на юге России, однако пока она располагала недостаточными силами и помощь со стороны англичан в удержании позиций на Каспии была весьма своевременной. Британцы прибыли в Баку в августе 1918 г., однако уже в следующем месяце город пришлось оставить и его заняли турецкие войска, численно превосходящие английские силы. Оккупация продолжалась недолго, поскольку 30 октября Отоманская империя подписала перемирие со странами Антанты на острове Мудрос. С этого времени угроза Кавказу и Каспию исходила исключительно от Красной армии.

17 ноября 1918 г. около двух тысяч солдат 14-й Британской дивизии вновь заняли Баку. После оккупации зоны пролива Босфор в ноябре 1918 г. союзники получили доступ к черноморским портам Батуми и Новороссийск, игравшим важную роль в снабжении большевистких сил на Каспии. Перед революцией по Каспийскому морю курсировало около 240 различных торговых российских судов, в основном - небольших танкеров. В составе флота имелся даже небольшой ледокол "Каспий", так как мелководная северная часть моря замерзала с января по апрель.

В Королевскую морскую флотилию вошли 25 русских торговых судов, мобилизованных англичанами по законам военного времени. Первые три из них были привлечены на службу еще в августе 1918 г., остальные - в конце 1918 и в начале 1919 годов. Небольшие танкеры "Аладир Уссейнов" и "Орленок" (в английских документах превратившиеся соответственно в HMS Alader Youssanoff и HMS Orlionoch) были приспособлены для транспортировки гидросамолетов. Такие "авиационные суда" или "гидрокрейсеры" впервые появились еще перед Первой мировой войной. Корабли переоборудовли для перевозки гидропланов, спуска их на воду и подъема обратно после полета при помощи лебедок. Самолеты размещались, как правило, на палубе, а во внутренних помещениях находились службы технического обслуживания, резервуары с авиационным топливом и запасные части к аэропланам.


HMS Alader Youssanoff (вверху) и HMS Orlionoch (внизу), каждый с парой "Шортов" на палубе.

Первая морская партия под командованием Д.Норриса (D.Norris) отправилась на грузовиках из Багдада 27 июля 1918 г. и прибыла в Энзели 6 августа. Далее людей и технику погрузили на флагманский корабль Каспийской флотилии "Президент Крюгер". Вторая партия достигла Энзели в сентябре и проследовала тем же маршрутом в Петровск (ныне - Махачкала), где было решено организовать базу гидросамолетов. Подразделение для службы в России формировалось на базе 266-й эскадрильи 62-го крыла (266 Squadron, 62 Wing) Королевских Воздушных Сил Великобритании (Royal Air Force - RAF) и 437-го отряда (437 Flight), базировавшегося на острове Мудрос. Передовая команда 266-й эскадрильи морем отправилась из Лемноса в Батум, а далее поездом - через Тифлис (ныне - Тбилиси) в Баку. Кроме персонала, по железной дороге доставили 4 катера береговой охраны.

Англичане прибыли в Петровск 1-го марта 1919 г. и широко привлекли местное население к строительству пристани и лебедок. Существующие здания были переоборудованы в ангары и мастерские. Основная часть 266-й эскадрильи с десятком новых поплавковых самолетов "Шорт"-184 (с мотором Sunbeam Maori III) отплыла на корабле "Знгадайн" (HMS Engadine) с острова Мудрос 20 февраля 1919 г. Командиром эскадрильи был назначен капитан Садлер (J.A.Sadler). Проделав тот же маршрут, что и передовая партия, 266-я эскадрилья прибыла в Петровск 12 марта. (По другим данным, в Петровск доставили только шесть "Шортов"-184 с серийными номерами N9078-N9082 и N9085).


Персонал 266-й эскадрильи в Петровске.

"Юссанофф" и "Орленок" подверглись переоборудованию в Баку. На первом, водоизмещением в 2071 бр.т., установили одну 12-фунтовую пушку. "Орленок" (1406 бр.т.) получил вооружение из двух 4-дюймовых пушек. Каждый из кораблей нес по два гидросамолета. Здесь же прошли переоборудование и получили вооружение остальные корабли Каспийской флотилии. Процесс этот, вопреки требованиям англичан, шел медленно из-за продолжительных забастовок рабочих сортировочной станции Баку и докеров. Однако британцы времени зря не теряли и в апреле занялись сборкой гидросамолетов и пробными полетами. При этом неожиданно вскрылось одно обстоятельство, создавшее дополнительные проблемы. Оказалось, что пониженная степень солености вод Каспия отрицательно повлияла на плавучесть гидропланов: в более пресной воде поплавки "Шортов" погружались заметно глубже. Это, в свою очередь, пагубно сказывалось на взлетных характеристиках машин. Срочно на Мальту был послан заказ на новые воздушные винты с меньшим шагом, обеспечивающие б ó льшую тягу при более низких оборотах мотора "Маори". Лишь после установки таких винтов самолеты смогли нормально подниматься в воздух.

Устранялись и другие дефекты. Парные выхлопные патрубки моторов признали неудовлетворительными и своими силами произвели их модернизацию. Также пвыполнили балансировку планеров для снижения вибраций винтомоторной группы. В "цивилизованных" условиях английские летчики привыкли запускать двигатель сжатым воздухом, но, поскольку ни один из танкеров не имел компрессора для наполнения баллонов, пришлось перейти на ручной запуск. К тому же баллоны сжатого воздуха снижали бы бомбовую нагрузку "Шортов", и без того небольшую. Позднее выяснилось также, что на предельной мощности мотора его передний клапан прогорал всего через 30 часов эксплуатации. Пробные полеты прошли в целом удовлетворительно, за исключением инцидента с "Шортом" N9081. 25 апреля во время взлета внезапно усилился ветер и самолет налетел на правый борт судна. Поврежденную машину подняли на палубу. N9081 ремонтировался в Петровске до июля и позже был взят на борт "Орленка".


Поврежденный 25 апреля "Шорт" N9081.

10 мая "Юссанофф" был полностью готов к выходу в море, а через два дня пришло известие о взятии большевиками города Форт-Александровск (ныне - Форт-Шевченко). Флотилия красных вошла в гавань, расположенную на восточном побережье Каспия. 13 мая, погрузив на борт два "Шорта" (N9080 и N9082), "Юссанофф" в 11.15 отплыл к острову Чечень, куда прибыл к вечеру того же дня. На следующий день на воду был спущен N9080 с экипажем в составе капитана Садлера и лейтенанта Кингема (F.Kingham). Их разведывательный полет вдоль северного побережья, длившийся 3,5 часа, не принес результатов - противника обнаружить не удалось. Соответственно не нашлось подходящих целей и для взятых с собой бомб (по одной в 230, 100 и 65 фунтов). Летчики лишь обстреляли из турельного "Льюиса" несколько деревень на побережье. В 16.00 "Юссанофф", подняв на борт гидросамолет, вернувшийся из разведки, отплыл от острова Чечень и на рассвете следующего дня взял курс на остров Купали, чтобы встретиться с остальными кораблями английской флотилии.

15 мая при приближении к Форт-Александровску в море были замечены корабли большевиков, выходящие из гавани. Британская флотилия, в состав которой входили также вооруженные деникинские пароходы, устремилась навстречу противнику, который, бросив две баржи, поспешно скрылся в гавани. Эти баржи были уничтожены пушечным огнем с кораблей "Президент Крюгер" и "Эмиль Нобель". Сильное волнение на море и дождь не позволили использовать авиацию в последующие два дня. В 5 часов утра 17 мая англичане все-таки попытались поднять в воздух свои самолеты. Однако при спуске на воду "Шорта" N9080 из-за сильной качки были повреждены о борт корабля правая законцовка крыла и поплавок. N9082 спустили удачно, но машина не смогла взлететь из-за сильного волнения. Во время подъема она также получила повреждения. "Юссанофф" в сопровождении корабля флотилии "Эмиль Нобиль" направился в Петровск и прибыл туда утром 18 мая. Здесь поврежденный "Шорт" N9082 отправили на берег для серьезного ремонта, вместо него на борт был взят N9079. Ремонт N9080 удалось осуществить своими силами и к вечеру 18 мая "гидрокрейсер" вновь вышел из Петровска под охраной "Эмиля Нобиле". Оба корабля присоеденились к основным силам флотилии в 20 милях от острова Чечень.

Флотилия продолжала движение всю ночь и к рассвету 20 мая оказалась в 20 милях от Форта-Алексадровска. Здесь на воду был спущен "Шорт"-184 N9080 с экипажем из пилота 2-го лейтенанта Томпсона (H.G.Thompson} и наблюдателя лейтенанта Бикнелла (F.R.Bichnell). Летчики выполнили разведывательный полет над городом и сбросили на порт и корабли в гавани по одной 230-, 100- и 60-фунтовой бомбе с высоты 2500 футов, однако прямых попадании замечено не было. Несмотря на сильный зенитный огонь, самолет вернулся без повреждений. Данные разведки подтвердили наличие в гавани кораблей противника.

Следующими стартовали 2-й лейтенант Моррисон (R.G.Morrison) и лейтенант Пратт (H.G.Pratt) на N9079. Однако во время взлета на высоте 200 футов при выполнении виража внезапно "обрезал" мотор. Самолет упал в воду. Летчикам удалось выбраться из кабины и удержаться на полузатонувшем "Шорте" до подхода катера, команда которого доставила их на "Юссанофф". Бомбить пристань и корабли противника вновь отправились Садлер с Кингемом на N9080, но из-за перебоев в работе мотора экипаж возвратился, не выполнив задания. Выяснилось, что примесь воды в бензине вызвала плохую работу карбюратора.


Обломки "Шорта" N9079.

Утром следующего дня Садлер и Кингем повторили вылет, но через 25 минут вновь вынуждены были вернуться из-за проблем с карбюратором. Пришлось техникам заняться его чисткой. "Процедура" эта продолжалась 11 часов. Тем временем основные силы флотилии приблизились к Форт-Александровску с севера и северо-востока и подверглись атаке одного торпедного катера и двух малых судов большевиков. За этим "авангардом" последовали большой транспорт и ледокол "Каспий", вооруженные пушками. Однако, увидев явное преимущество англичан, все пять кораблей красных повернули назад в гавань, под прикрытие береговых батарей.

Британцы начали преследование и открыли огонь по кораблям противника. Им удалось поджечь баржу с двумя 6-дюймовыми пушками и повредить ледокол "Каспий", который, сильно дымя, скрылся в бухте. Два моторных катера красных выбросились на берег, их экипажи поспешно разбежались. Четыре корабля английской флотилии, преследующие большевиков, попали под огонь береговой артиллерии. "Эмиль Нобиль" получил попадание в моторное отделение, а "Президент Крюгер" - в боевую рубку. Несмотря на это, преследование врага продолжалось. Ответным артогнем с кораблей англичанам удалось подавить часть береговых батарей. С "Вентуры" докладывали, что большевики покинули корабли и бегут вверх по холмам. Однако сильный огонь с берега все же заствил Норриса дать сигнал к общему отходу. Всего в бою 21 мая флотилия выпустила 729 снарядов по кораблям и порту Форт-Александровский.

Англичане удалилась к западу, ремонт N9080 был закончен и 21 мая в 15.15 Садлер и Кингем взлетели на этом "Шорте" с целью атаковать противника в порту. На этот раз мотор гидроплана развил полную мощность, хотя и выбрасывал много масла. Поднявшись на 3000 футов, летчики взяли курс на Форт-Александровск. Через некоторое время показались корабли большевиков. Первым атаке английского экипажа подвергся сторожевой корабль, стоявший на входе в бухту, но попаданий замечено не было. Затем "Шорт" сделал несколько кругов над гаванью, летчики сбросили бомбы и обстреляли корабли и город из пулемета, после чего произвели фотографирование горящих кораблей и построек. Они вернулись через 2 часа 40 минут. Приняв N9080 на борт, "Юссанофф" ушел к югу на ночную стоянку.


Британские авиаторы на палубе "Юссаноффа".

День 22 мая стал самым результативным для английских летчиков. В этот день три экипажа совершили пять налетов на Форт-Александровский порт. Первыми взлетели Моррисон и Пратт в 5.30, но их бомбардировка была безрезультатной. Вылетевшие через два часа Томпсон и Бикнелл заявили об одном попадании в торпедный катер. Третий полет - Садлера и Кингема в 9.30 - чуть было не сорвался. Перегруженный бомбами (по одной 230-, 100- и 65- фунтовой и две 16-фунтовки) "Шорт" никак не мог поднять хвост из воды. Пришлось вернуться и уменьшить нагрузку. Теперь самолет нес одну 230-фунтовую и четыре 16-фунтовых бомбы. N9080 наконец взлетел в 10.45 и удачно сбросил 230-фунтовку на крупный корабль, стоявший у причала. Красные позже признали, что в результате прямого попадания английской бомбы затонул их эскадренный миноносец "Москвитятнин", накануне получивший повреждения в бою с британской флотилией. Садлер и Кингем снизились до 2500 футов и сбросили 16-фунтовые бомбы, потопив несколько рыбацких лодок. Они также обстреляли из пулемета транспортные суда. Сделав фотографии, летчик заметил, что давление масла падает, к тому же "Льюис" заело. Садлер взял курс на свой гидроавиатранспорт и благополучно вернулся к нему. Четвертый и пятый вылеты - Морриса и Пратта на N9080 в 14.45 и Томпсона и Бикнелла в 16.30 особых успехов не принесли. Садлер и Кингем попытались подняться еще раз в 18.00, но надвигавшийся туман заставил их вернуться.

"Юссанофф" отошел к югу, застопорил машины и лег в дрейф. Ранним утром 23 мая были замечены два торпедных катера красных, догнать на кораблях их не представлялось возможным и в 10.30 в воздух для преследования противника поднялся N9080. Перегруженный самолет отказывался отрываться от воды и экипажу пришлось отцепить одну 65-фунтовую бомбу. Достигнув высоты 4000 футов, Садлер и Кингем начали поиск противника в 40 милях к северу, но, ничего не обнаружив, взяли курс на Форт-Александровск. Там они сбросили бомбы на баржу типа "Волга", вооруженную 6-дюймовыми пушками и повернули домой.

С юга поднимался туман и корабли английской флотилии пропали из вида. Летчики приводнились у границы тумана и продолжили движение по воде на манер глиссера. Вынужденная морская прогулка продолжалась уже почти 3 часа, когда нижний топливный бак опустел. Сбросив плавучий якорь как лишний балласт, летчики взяли курс на восток и рулили по воде, пока не опустел верхний бак. Достичь земли, как надеялись англичане, не удалось. Хвостовой поплавок погрузился в воду больше обычного, сильный ветер сильно трепал самолет. В 23 часа 30 минут резкий порыв ветра повредил оперение и хвост самолета погрузился в воду. Часом позже "Шорт" перевернуло ветром и волнами. Садлер и Кингем, цепляясь за поплавки, сумели продержаться на воде до вечера следующего дня - 24 мая. когда их. наконец, подобрал пароход "Азия" в 20 милях от мыса Орлок. Тяжелое испытание для летчиков закончилось благополучно, они приняли горячую ванну, основательно подкрепились и заснули на чистых постелях. "Азия" доставила Садлера и Кингема в Петровск к вечеру 25 мая, что стало приятной неожиданностью для их боевых товарищей, считавших экипаж погибшим.


"Шорт"-184 N9080.
(© М. Быков и "Авиа-Хобби")

27 мая "Юссанофф" в составе четырех кораблей и такого же количества моторных лодок флотилии взял курс на Форт-Александровск и на рассвете следующего дня оба "Шорта" вылетели на разведку гавани и порта. Летчики обнаружили в порту три неповрежденные баржи. Два корабля английской флотилии блокировали гавань с севера, а два других вошли в порт и потопили оставшиеся суда. Высадка десанта прошла успешно и вскоре большевисткий гарнизон сдался.

После захвата Форт-Александровска летчики "Шортов" совершали полеты на разведку дельты Волги, но обнаружили, что противника там уже нет. 29 мая английские авиаторы произвели четыре вылета на бомбардировку барж и буксиров противника, обнаруженных в нижнем течении Волги. Снижение боевой активности позволило отправить авиатранпорт в Петровск для чистки котлов. Этой мерой надеялись увеличить его недостаточную скорость. С 13 по 18 июня корабль ремонтировался и отплыл к устью Урала. Здесь 21 июня самолеты были спущены на воду и совершили несколько разведывательных полетов вдоль берегов реки. Боевые вылеты состоялись также 24 и 25 июня. В дельте Волги бомбами и пулеметным огнем были повреждены колесный пароход, три буксира и несколько моторных лодок красных. Несмотря на прочистку котлов, скорость "авианосца" осталась низкой и командование флотилии попросило заменить изношенный корабль.

28 июня "Юссанофф" вернулся к острову Чечень, где на воду был спущен "Шорт" N9082 для разведки дельты и нижнего течения Волги. Бикнелл и Томпсон попытались взлететь, но не смогли. Пытаясь облегчить машину, они сбросили 112-фунтовку. Однако бомба неожиданно взорвалась, буквально переломив самолет пополам. Экипаж чудом остался жив, получив ранения и контузию. Созданная комиссия пыталась разобраться в этом происшествии, но безуспешно.


Погрузка самолетов на борт "Орленка".

8 июля авиатранспорт вернулся в Петровск. Скорость снизилась до 5 узлов, что было признано недостаточным для боевого корабля и 11 июля британское командование приняло решение о переносе самолетов на "Орленок". 17 июля в 7 часов утра корабль впервые вышел из Петровска с двумя "Шортами" (N9078 и N9081) на борту для проверочных стрельб бортовых орудий, однако проблемы с машиной заставили его уже через 3 часа вернуться в порт. Неисправность удалось устранить сравнительно быстро и спустя несколько часов "Орленок" взял курс на Чечень, куда прибыл вечером того же дня.

18 июля авиатранспорт подошел к острову Тюлений, где в 17.50 на воду были спущены оба "Шорта". На N9078 взлетели капитан Садлер и лейтенант Тертон-Джонс (Turton-Jones), на N9081 - лейтенанты МакКуи (McCughey) и Уэйк (Wake). Во время разведывательного полета летчики не нашли подходящих целей для атаки и повернули обратно. Недооценив силу встречного ветра и потеряв из вида остров Тюлений, экипажи попытались до наступления темноты достичь острова Чечень. Однако около 20.30 стемнело и летчики совершили посадку у берега в районе Криновки. Здесь они нашли приют в домике местного рыбака.

"Орленок" был замечен на следующее утро в 4 часа и с ним установили связь при помощи сигнального фонаря. После этого авиаторы запустили моторы и "порулили домой". Оба "блудных" самолета благополучно вернулись на борт корабля, который взял курс на остров Тюлений. 20 июля "Орленок" отправился к Форт-Александровску и в 14.00 следующего дня бросил якорь в 20 милях к северо-западу от гавани, чтобы спустить на воду самолеты. Оба "Шорта" взлетели при сильной волне и взяли курс на остров Долгий, чтобы найти неприятельские корабли, о которых было сообщено по телеграфу. Ничего не обнаружив в заданном районе, англичане повернули на юг вдоль туркестанского берега и в 16.40 вернулись к "Орленку".

Утром 21 июля Садлер и Тартон-Джонс взлетели на N9078 и совместно с двумя катерами вновь вели разведку у острова Долгий. Противника обнаружить не удалось. Во время приводнения сильной волной был поврежден правый поплавок одного гидросамолета. Вечером того же дня "Орленок" взял курс на остров Тюлений, куда прибыл 24 июля в 19 часов. На следующее утро в 5.30 оба самолета, взяв на борт по одной 100-фунтовой и по две 65-фунтовых бомбы каждый, полетели к маяку Лагань через дельту Волги. Не обнаружив противника, они, тем не менее, попали под обстрел над одной из деревень в районе маяка. Садлер и Тартон-Джонс на N9078 заметили и атаковали вооруженный буксир. Команда судна открыла огонь из пулеметов, когда самолет был на высоте около 800 футов. Очередь прошла через левую нижнюю плоскость, задев топливный насос и главный бензопровод. Садлер тут же развернул поврежденный самолет на юго-восток. Однако через 20 минут мотор остановился и англичанам пришлось совершить вынужденную посадку.

Увидев, что произошло с товарищами, МакКуи и Уэйк поспешили к "Орленку" за помощью. Два моторных катера вскоре прибыли к месту приводнения N9078 и отбуксировали подбитый самолет к кораблю. "Шорт" был поднят на борт в 14.30 и вечером того же дня "Орленок" ушел на Петровск, куда прибыл вечером на следующие сутки.

27 июля авиатранспорт вышел в Гурьев, имея на борту два "Шорта" и четырех офицеров 266-й эскадрильи во главе с командиром флайта "А" капитаном Билни (C.N.H.Bilney), а также обслуживающий персонал. Целью экспедиции являлось устье реки Урал, где планировалось передать оба гидроплана белогвардейским летчикам. Однако из русских пилотов лишь капитан Егоров выразил желание летать на "Шорте" и смог освоить новый самолет. Получив инструкции от британцев и потратив двое суток на пробные полеты, на третий день Егоров решил самостоятельно вылететь на бомбометание. Крепить бомбы под крылом на держателях русские наотрез отказались, чем немало удивили англичан. Наблюдатель взял бомбы в кабину, привычно положив их на колени. Так наши авиаторы делали всю войну, летая с русскими боеприпасами. Понадеялись ли Егоров и его напарник на русский "авось" или просто не ознакомились с английской системой бомб, так и осталось неизвестным. Вскоре после взлета бомбы взорвались, в клочья разнеся самолет с несчастным экипажем. На этом освоение русскими новой английской техники закончилось. Желающих летать на оставшемся гидроплане не нашлось.

"Орленок" вернулся в Петровск 31 июля 1919 г. С 1 по 26 августа он участвовал в боевых действиях с одним самолетом на борту. 8 августа совместно с другим кораблем авиатранспорт был задействован в операции по изгнанию большевиков из Ашурада, что на юго-востоке Каспия. Были захвачены 4 корабля и 6 барж противника, а также две сотни пленных и много оружия. Остаток августа корабль провел, конвоируя захваченные у большевиков корабли в Петровск. Когда стало известно о решении британского парламента о выводе войск из России, "Орленок" прикрывал эвакуацию войск из Баку совместно с другими кораблями Каспийской флотилии.

26 августа "Орленок" передали русскому добровольческому флоту. Он участвовал в боевых операциях с 11 июля по 26 августа 1919 г. 27 августа в 14 часов капитан Садлер и весь персонал 266-й эскадрильи покинули Петровск. "Юссанофф" вместе с гидросамолетами также был передан белым, которые в октябре 1919 г дали ему новое название - "Волга". Всего из доставленного десятка боевые вылеты совершали лишь пять гидропланов. Из этой пятерки четыре машины были потеряны из-за аварий и несчастных случаев. Из уцелевших английских гидросамолетов (по разным данным их было от двух до шести), переданных белым, по меньшей мере два позже попали к красным. "Шорт 184" N9085 был захвачен в селе Ганюшкино в январе 1920 г. Взятый летом того же года N9078 передали в Астрахани на баржу "Коммуна", принадлежавщую гидроавиадивизиону Волжско-Каспийской военной флотилии.


"Шорт"-184 N9085 - трофей Красной Армии.

написать автору