главная страница рецензии

Михаил Жирохов (Донецк)

Некоторые заметки на полях...

В жизни случается всякое: одни люди любят книги писать, другие (их большинство) - читать, а третьи - критиковать написанное, что впрочем, тоже похвально. Главное, чтобы эта критика была конструктивной и поучительной.

Вот и я тоже смог в свое время написать и пристроить в одно из издательств, руководимых небезызвестным г-ном Тарасом, книгу по истории ВВС Израиля. Долгенько пришлось ждать ее выхода в свет. Я уже отчаялся, написал статью по войне 1948 года, не сумев дождаться выхода книги и отправил ее в популярный журнал "Авиация и Время". И так получилось, что одновременно вышла книга, а месяцем-другим ранее - первая часть сериала по этой войне. Два года прошло с той поры, все уже и подзабыли об этих событиях - здесь и критика подоспела - коллега Владислав Морозов постарался в "Истории Авиации" №3 за 2002 год.

Назвал В.Морозов свой критический материал с долей иронии: "Славянские сказания об иудейских войнах". Интересно следующее: при чем здесь "сказания"? Возможно, конечно, у меня есть определенные неточности и нестыковки, но главное-то верно - не надо забывать, за кем была победа во ВСЕХ арабо-израильских войнах. Правильно - за Израилем!! При этом количественное превосходство в матчасти всегда было на стороне арабов. Это неоспоримый факт, или оппонент полагает, что я чего-то в своих публикациях привирал по этому поводу? Я понимаю: как правило, арабы сражались советским оружием, подготовку их вели наши же специалисты и советники. Это, понятное дело, заедает, но претензии в данном случае не ко мне...

Понимая всю слабость своих трудов, что особо хорошо видно с высоты минувших лет, с интересом проштудировал мощный, на первый взгляд, материал в надежде найти чего-нибудь "разумного, доброго, вечного" - но увы... Конечно, радует возмущенно-категоричный тон, вызывает уважение проделанный большой труд, но... По всей видимости, взялся человек "за гуж", а оказался "не дюж". Готовя ответ и посыпая голову пеплом в знак печали, вдруг обнаружил, что король-то голый, а попросту говоря - критик сам не владеет темой, которую собрался критиковать (прошу извинения за тавтологию).

Согласен: да, книга слабая, сейчас бы я ее писал совсем по-другому. Тем более, что г-н Тарас внес много отсебятины, которая здесь абсолютно не нужна. Особенно ущербно она смотрится на фоне того, что издатель АБСОЛЮТНО некомпетентен в рассматриваемом вопросе. Хотя, конечно, огромное спасибо, что нашел возможность издать мой скромный труд. Кстати, сразу же хочу оговориться по поводу работы с редактором. Как это Владислав себе представляет? Конечно, мой небольшой городишко Комсомольское Донецкой области, где я проживаю, находится от Минска ближе, чем его Уфа от Москвы, но тоже, мягко говоря, далековато. Поэтому общаться непосредственно с редактором, сиречь издателем, мне тоже и весьма неудобно, и накладно.

Кстати, попутно хочу разочаровать оппонента: Тарас - не группа московских и минских историков, а вполне конкретная личность (почти антитеза известному анекдоту: "Оказывается, "Слава КПСС" - это вовсе не человек!). И удивляет то, что коллега не знаком с вышедшими в последнее время достаточно известными изданиями "по теме": чешской книгой Хеллебранда и Радины (моих хороших знакомых, кстати) "Израильские ВВС" и сквадроновским изданием "Арабские ВВС". Тогда бы у него ряд вопросов и замечаний сам по себе отпал (хотя появились бы новые, равно как и причины для смеха: например, те же чехи на полном серьезе утверждают, что в 1970 году СССР послал в Египет большое количество Су-15!).

Критикует коллега израильтян за то, что они особо секретами не делятся и мало нового материала в изданиях имеется (опять же в скобках замечу, что в Израиле издается просто море литературы по авиации на иврите, да и журнал израильских ВВС "Бетаон Хейль Ха-Авир" вполне на уровне) - так нечему удивляться, поскольку страна находится постоянно в состоянии войны и израильтяне вполне справедливо считают, что ненужная болтовня и писанина может обернуться потом новыми потерями, большими или малыми, и коснуться любого из них. Поэтому они не очень-то и стремятся раскрывать имена-фамилии своих летчиков, равно как и публиковать фотографии. И, когда приходится давать телеинтервью, то они выступают, как минимум, в летных шлемах с опущенными светофильтрами.

В Израиле действует срок секретности примерно в 30 лет (конечно, есть такие секреты, которые и через 50 лет не опубликуют). Допустим, Шестидневная война 1967 г. Была почти 36 лет назад. То есть 6 лет назад открыли доступ ко многим архивам. А их ещё надо обработать. Вот и выходит, что книги появляются ещё через несколько лет после этого.

Но обо всем по порядку. Остановимся сперва на войне 1948-49 годов. Рецензенту не нравится то, что он не находит особых отличий в самой книге и серии статей по войне 1948-49 годов - нечему здесь удивляться, ибо одна и та же тема одним и тем же автором, как правило, освещается одинаково. Может, коллега Морозов хотел большего - так мне не известны ни тайные протоколы сионских мудрецов, ни секретные свитки багдадских звездочетов.

Для начала - общее замечание. Хочу напомнить такой момент: в тот период (хотя В.Морозов рассматривает его с позиций советского руководства, возобладавших после 1955 года) Москва рассматривала Израиль в качестве естественного союзника в борьбе с гегемонией Запада, прежде всего - Великобритании, на Ближнем Востоке, арабские же режимы - как "клерикально-деспотические реакционные марионетки Лондона, укрыватели недобитых фашистов". Хотя имеет место идеологическая "шелуха", но во многом данное определение соответствовало истине и многие нацистские преступники нашли пристанище в Египте и Сирии (в том числе было и несколько летчиков-инструкторов).

Например, позиция Ирака. Напомним, что именно по его инициативе был создан так называемый Багдадский пакт, позже, с победой революции 1958 года (или переворота Касема-Арефа, как кому нравится) и выхода страны, переименованного в СЕНТО. Естественно, антисоветская направленность блока не подлежала сомнению. Свержение же монархии в Египте в октябре 1952 года рассматривалось в СССР, например, как "реакционный военный переворот генерала Нагиба".

Поэтому нет ничего удивительного, что Сталин дал "добро" на поставку вооружения и боевой техники в Палестину. Другое дело, что в силу причин "большой политики" это не могли быть советские образцы. И здесь вовремя подвизался чехословацкий лидер Клемент Готвальд, готовый "горы свернуть" для своего кумира (напомним, что его хватил удар, когда он узнал о смерти "отца народов", и вскорости Готвальд последовал вслед за ним). Тем более, что надо было отрабатывать свой успех после "победоносного февраля" - событий февраля 1948 года, когда коммунисты захватили власть в Чехословакии.

Прежде чем коснуться поставок техники с берегов Влтавы, остановимся на еще одном аспекте советско-израильских отношений тех лет: посылке "добровольцев" в Палестину для участия в вооруженной борьбе на стороне израильтян. До сих пор нет никаких официальных бумаг, подтверждающих этот факт, но на уровне мемуаров и частных воспоминаний "проходит информация" о наборе специалистов и советников. Другое дело, что в западных источниках об этом не говорится, но здесь, надо полагать, сыграл свою роль фактор антисоветизма: израильтяне победили, а как-то "слабо" признавать, что с помощью Москвы. Как бы то ни было, но сам по себе данный факт тоже показателен - на чьей стороне тогда были советские симпатии.

Теперь - об истребителях S-199. Да, здесь можно согласиться с В.Морозовым, что чехи в данном случае поставляли лучшее, что у них было. Машины шли в Палестину почти с конвейера. Да, это был полноценный истребитель, но... Как бы там ни было, однако применение "неродного" двигателя резко ухудшило, по сравнению с "мессером", ТТД машины. Здесь возникает естественный вопрос: а почему это вдруг чехи решили ухудшить вполне пристойную машину, каковой был Bf.109G-14? Тем более, что его производство налаживалось на территории бывшего Протектората. Мало, того по окончании войны было построено 10 этих самых "мессеров" под местным обозначением S-99. Но в октябре 1945 года был пожар на складе, где хранились все чешские запасы новых двигателей DB 605.

В результате все сгорело и у чехов были уничтожены все "Даймлер-Бенцы". Кстати, случившееся списали на верфольфовцев и данное ЧП послужило одним из поводов для ускорения репрессий против судетских немцев, точнее, их депортации в Германию. Более ничего не оставалось, как воспользоваться другими двигателями, в данном случае - Jumo 211F. Их было много. Правда, предназначались они для бомбардировщиков, были тяжелее "Даймлер-Бенцев" и уступали им по мощности. Но другого выбора не было.

В результате чехословацкие ВВС получили истребитель, по своим данным не отвечавший даже начальному периоду прошедшей войны. Типичным является воспоминание одного из пилотов, летавших на этой машине, Яна Неснера: "Наибольшую проблему представлял взлет. Большой крутящий момент и широкие лопасти винта играли свою печальную роль. Любой винтовой самолет на взлете после придания ему ручкой горизонтального положения для снижения сопротивления и быстрейшего набора скорости отрыва от земли испытывает действие гироскопического момента, который давал ему тенденцию увода с направления взлета. У "мезека" (так чехи называли S-199) это не было тенденцией, а уже сильным и неуклонным желанием, и удержать машину в нужном направлении было большим искусством. Поэтому много взлетов завершалось неудачей, много выполнялось в направлении, перпендикулярном заданному, и лишь по счастливой случайности большинство из них завершалось без ЧП" .

Для сведения. В 1948 году ВВС Чехословакии в авариях и катастрофах потеряли 15 S-199 и 6 летчиков. Еще 52 самолета было повреждено, но позже отремонтировано. За все же время эксплуатации эти цифры составили (включая двухместные модификации) - 119, 36 и 245 соответственно.

Несомненно, хорошая "мессеровская" аэродинамика сказывалась и опытные летчики выделывали на машине в воздухе все, что хотели. Однако израильтяне с подобной машиной встретились впервые. И не надо на них "катить бочку": многие из этих летчиков имели большой боевой опыт, были ветеранами Второй Мировой, некоторые даже имели победы. Но летали они на одних машинах, а вступить в бой им пришлось на совсем других! А то, что многие из них были наемниками, ничего не значит - если наемник разбивал самолет, не имевший боевых повреждений, то, как правило, подобный факт бил прежде всего по его карману...

Поставки S-199 в Израиль завершились в 1950 году, с получением последних четырех машин. Из эксплуатации они были изъяты уже в следующем, 1951 году. В то же время "Cпитфайры" в 1949-51 годах продолжали поступать из разных источников - как из Чехословакии, так и из Италии. И летали они до 1955 года. Владислав прав - в Чехословакии "эрзац-мессеры" летали до 1955 года включительно. Однако их замена МиГами-15 началась раньше - с 1952 года, а не с 1955-го.

Немного о ТТД S-199. Согласно чешским же данным (книге известного В.Немечека "Военска Летадла", Т.4) самолет разгонялся до скорости 590 км/ч и давал скороподъемность 11 м/сек. Надо полагаными, потому что, например, максимальная скорость строевых машин была ограничена показателем в 420-440 км/ч. Однако исходя из технического состояния двигателей, самолеты разгонялись до 370-380 км/ч. И это - в достаточно благоприятных условиях Центральной Европы. Ну, а что говорить о Ближнем Востоке с его жарой и запыленностью? Посему восторги по поводу "полноценного истребителя" можно поубавить. Другой вопрос: почему сами чехи такое выпускали и поставляли своим ВВС? Ответ ясен, как Божий день. Надо было хоть чем-то в первые послевоенные годы, до поступления реактивной техники, загрузить авиапромышленность, пусть даже и морально устаревшим изделием. Ну, а ВВС надо было, по этой же самой причине, на чем-то летать. S-199, несмотря на все свои недостатки, помог чехам решить эту двуединую задачу.

Теперь - о "Фьюри", египетских и иракских. Что касается первых, то в материале, опубликованном в "АиВ", четко и ясно сказано, что у египтян в период Палестинской войны была всего одна машина данного типа - закупленный у англичан прототип, совершавший демонстрационный тур по странам Ближнего и Среднего Востока.

Об иракских самолетах. Во-первых, Ирак никогда не закупал бипланов "Фьюри". Эти машины в свое время приобрел Иран. Иракцы летали на "гладиаторах" до 1944 года включительно. В 1946 году была приобретена партия "Си Фьюри", на которых, согласно подписанному контракту, были сняты все "прибамбасы", необходимые для палубной эксплуатации. Данная модификация была названа "Багдад Фьюри". Возможно, для В.Морозова будет откровением то, что, заказывая авиатехнику в какой-либо стране, многие покупатели также заключают соглашение на подготовку своих летных кадров, которым предстоит на этой самой технике летать. По крайней мере, такую подготовку прошли летчики, принимавшие первые пять машин, перегнанных в Багдад в 1947 году. И до 1948 года вполне хватало времени для остальных "летунов", чтобы освоить новый для себя истребитель.

Владислав сомневается в факте применения "Багдад Фьюри" в Палестине лишь на том основании, что англичане об этом ничего не писали. Ну, во-первых, если кто-то чего-то о каком-то факте не писал, то это еще не значит, что этого факта не было. Например, советская пресса очень долго ничего не говорила об участии советских летчиков в войне в Корее. Ну, и что из этого проистекает - не участвовали, что ли?

Во-вторых, в британской периодике того времени как раз говорится о том, что иракцы отправили в Палестину 5 "Фьюри". Да и в советских СМИ об этом упоминалось. Также в коммюнике тех лет неоднократно говорилось о действиях ВВС Ирака. Надо сказать, работали они весьма активно. В частности, при налете 2 июня 1948 года на г. Петах-Тиква были отмечены пожары и разрушения в самом городе, на его предприятиях и на местном аэродроме.

Теперь - о Королевских Египетских ВВС. Накануне войны с Израилем они являли, по местным меркам, вполне внушительную силу: согласно официальному сайту они на упомянутый период насчитывали 103 боевых и вспомогательных самолета, правда, исправных из них было немногим более 60-ти. В том числе 20 "Спитфайров": 8 "пятерок" и 12 "девяток". И никаких "Харрикейнов", списанных еще в 1947 году. К списку боевых можно добавить и 7 "Дакот", переоборудованных в бомбардировщики. Итого имеем 37 боевых машин в строю (с учетом 10 "Лизандеров"). Учитывая, что израильтяне на тот момент располагали тремя десятками "летающих примусов", то сила эта достаточно солидная. Пусть даже египетские "Спитфайры" и прошли по одному и даже по два капремонта, но давайте согласимся: даже такой "спит" лучше, чем новенький "Остер", "Тайгер мот" или "Пайпер Кэб", на которых летали израильтяне в начале войны. Даже те же два десятка сирийских "Харвардов" смотрелись просто чудом враждебной техники! Другое дело, что арабы не смогли воспользоваться должным образом своими преимуществами, а евреи сумели. Примером уровня командования и управления боевыми действиями у тех же египтян может служить, например, троекратная ошибочная атака египетскими "Спитфайрами" авиабазы Рамат-Давид, на которой находились союзные им англичане. Результат - ненужные потери с обеих сторон, при этом более чувствительные для арабов, которые недосчитались пяти истребителей.

Относительно МС.205 и "Фиатов" G.55. Я прекрасно отличаю оба типа друг от друга и не "купился" на единственную фотографию. Есть в моем распоряжении и фото египетских "фиатов", однако я их получил уже после выхода книги в свет, а в "АиВ" ни одна из них не была напечатана по более чем прозаической причине - нехватка места, тем более, что эти самые "фиаты" не очень хорошо проявили себя в боях. Впрочем прибыли они под конец 1948 года и совершили буквально несколько вылетов. Всего египтяне закупили 17 одноместных G.55A и 2 двухместных G.55B. Ими была вооружена 1-я эскадрилья, которая действовала с авиабазы Бир-Хама. Мне, правда, известны номера только двух машин - 1260 и 1285. Одним словом, коллега, рекомендую Вам поначалу лучше самому разобраться в вопросе, прежде чем кого-либо критиковать.

Покончим с 1948 годом, хотя здесь можно говорить и говорить...

В 1956 году арабы, по крайней мере, египтяне, уже были "нашими", поэтому "линия официального сочувствия" поменяла свое направление. Здесь хочу коснуться лишь пары-тройки моментов. Во-первых, уважаемый оппонент говорит о сотне МиГ-17, которыми, якобы, накануне второй войны с израильтянами располагали египтяне. Но это - чистой воды сказки. У египтян к этому времени было всего полтора десятка этих машин, которые к тому же еще не поступили в строевые части. МиГ-15 было около 60, но только 15 из них поступили на вооружение 30-й эскадрильи ВВС Египта (сформирована лишь летом этого же года). И об этом говорится во всех серьезных источниках, в том числе западных, так нелюбимых В.Морозовым. Отметим также такое... В последнее время как у нас, так и на Западе появились публикации (не без помощи Вашего покорного слуги), из которых следует, что в боевых действиях октября-ноября 1956 года на стороне египтян принимали участие советские специалисты (в том числе совершали боевые вылеты). Но почему-то официально нигде ничего об их боевой работе не было опубликовано, за исключением сказок о том, как экипажами Ил-28 сбивались "Хантеры". Интересно, какова причина данного молчания?

Ну, а если почитать египетские коммюнике тех лет (а это вполне возможно, если не лениться и пойти в библиотеку, то можно поднять газеты тех времен - рекомендую, много полезного можно почерпнуть), то диву даешься - согласно им, арабы посбивали половину того, что летало и у их противников и перетопили четверть флота!!

Теперь - о 1967 годе. Прежде чем говорить о потерях сторон, рекомендую не забывать главное - ВОЙНУ АРАБЫ ПРОИГРАЛИ и не имеет значения, сколько самолетов противника они сбили: 45 как признают израильтяне, либо 100, как заявляют арабы. Опять-таки в сложившейся ситуации не вижу особой разницы, сколько уничтожено арабских самолетов - 306 или 360. Замечу, что по некоторым данным, 306 - потери египтян, сирийцев и прочих в первые два дня боев, а 360 - за всю войну.

Приведенные таблицы побед израильских ВВС в "шестидневной войне" не совсем полны, поскольку сбивались также сирийские, ливанские, иорданские и иракские самолеты, здесь почему-то не представленные. Со своей стороны, для интересующихся могу предоставить некоторые египетские данные. Согласно все тому же упоминавшемуся сайту ВВС ОАР претендуют на 25 сбитых в воздушных боях самолетов противника, всего египтяне заявляют о 72 уничтоженных израильских самолетах. Правда, конкретные данные более чем скромны.

Итак, 5 июня 1967 года летчик Н.Шуакр на МиГ-21 сбивает "Мираж". 6 июня - три победы: Абдель Наср на МиГ-21 записал на свой счет "Супер Мистэр", М.Хамис на Су-7Б сбивает "Мираж", а Фатхи Салем на МиГ-19 - транспортный "Норатлас".

8 июня неизвестный летчик на МиГ-17 "завалил" очередного "Супер Мистэра". Израильтяне признали потерю в воздушных боях 12 своих самолетов, из них от действий египетских пилотов - пяти. При этом типы и даты не совсем совпадают. Летчикам президента Насера израильтяне засчитали один "Ураган" и по два "Мистэра" и "Супер Мистэра". Единственный сбитый, по израильским данным, в воздушном бою "Мираж" занесен на счет иракского "Хантера", в кабине которого сидел пакистанский инструктор. Также израильтяне потерли и один "Норатлас", но его уничтожили иорданцы во время налета на Кфар-Сиркин 5 июня. Как видим, израильтяне достаточно объективны и не умаляют заслуг своих противников.

И что-то я не припомню, чтобы в моей книге было утверждение о том, что израильтяне уничтожили на земле все египетские Ту-16 и Ил-28. Здесь в очередной раз со стороны В.Морозова идет обыкновеннейшнее "заушипритягивание", подтасовка или выдумка - как кому нравится. Но, если коснуться данного момента, то обратим внимание на то, что во всех материалах по войне 1967 года говорится лишь об уничтожении "шестнадцатых", всех до одного. Ил-28 же продолжали летать, хотя их, действительно, весьма заметно "пошерстили".

Складывается впечатление, что критик, не зная, к чему конкретно придраться, начинает выдумывать какую-то отсебятину и ее же вдохновенно опровергать.

Дальше. Интересный вопрос по количеству эскадрилий ВВС Израиля. Морозов откровенно ехидничает. Или он не понимает, что "примерно 45" - это и 43, и 44, и 46. Почему я написал примерно - да потому что в мой список эскадрилий попали и части, вооружённые ЗРК "Хок" и "Пэтриот", хотя реально это не эскадрильи, а дивизионы (произошла банальнейшая ошибка: на иврите слово "дивизион" совпадает со словом "батальон", а "эскадрилья" - другое слово).

Но на официальном сайте ВВС Израиля есть эмблемы эскадрилий. Так вот там перечислены 21 боевая (в смысле боевых самолётов), 12 вертолётных (одна из которых в прошлом была боевой) и 8 вспомогательных (транспортные, связные и т.п. самолёты). То есть 41 - как раз "примерно 45".

Но тут надо отметить, что часть эскадрилий уже не существует. Например, сайт "Скрамбл" (Aircraft Order of Battle) - приводит перечень 35 эскадрилий (включая Центр Испытательных Полётов и лётную школу, которые на сайте ВВС не учитываются). То есть даже если разбить лётную школу на 3 эскадрильи - получится 37...

Немного - о любезных сердцу В.Морозова египтянах. Отношение их к нашим советникам и специалистам было разным, а при Садате - совсем несоюзническим. Даже хамским. Сейчас опубликовано достаточно материала об участии наших войск в египетских делах в 1970 году. Не обойден вниманием и момент высылки советских специалистов в 1972 году. Не упущен момент оскорбительного поведения египтян по отношению к маршалу Гречко во время его последнего визита на берега Нила, когда его Ил-18 полчаса не пускали на посадку и заставляли выписывать круги над аэродромом. Либо как солдат и офицеров, возвращавшихся в Союз, загнали в душные каптерки, предварительно забрав личные вещи и скромные покупки, которые они смогли сделать в Каире. Ну, а против кого обернулись лицензии на производство стрелкового оружия и ПЗРК, предоставленные в свое время Египту? Напоминаю, что Каир был одним из основных поставщиков вооружения афганским душманам-моджахедам и не один советский солдат погиб от пули, выпущенной из египетского "калаша", а египетские "Стрелы" прервали полет не одного советского вертолета...

На бреде насчет "американского" следа в атаке Осирака я даже не хочу останавливаться. Только замечу одно. Непонятно, чем не понравился коллеге Морозову факт звонка короля Хусейна Саддаму Хуссейну по поводу пролета в сторону Ирака израильских самолетов. Было высказано сомнение в самой возможности такого звонка. Неужели оппонент не знает, что в любой стране существует такая вещь, как правительственная связь и ее разновидность прямая связь, что позволяет главам государств и правительств, особенно соседних, при необходимости связываться друг с другом без лишних проблем. Тем более, если речь идет о таких тесных партнерах, как Ирак и Иордания. И зря нападки на Ильина (кстати, весьма уважаемого всеми, в том числе и мной, Специалиста с большой буквы). Эпизод со звонком короля Саддаму освещался в воспоминаниях бывшего начальника отдела стран Ближнего и Среднего Востока МИД СССР Олега Гриневского "Сценарий для Третьей Мировой войны". Кстати, книга весьма полезная. Рекомендую ее господину Морозову почитать: и много нового для себя узнает и, надо полагать, кругозор свой расширит.

В последнее время в западных СМИ появляются воспоминания египетских ветеранов и лейтмотивом у них звучат такие заявочки: "Они приехали нас учить, но мы уже воевали, поэтому нам нечему у них учиться!" (и это после июньского разгрома). Либо: "Советские летчики учили нас не воевать, а строго соблюдать правила безопасности полетов!" Вот так - ни больше, ни меньше.

Мог бы еще и дальше продолжать, но полагаю, что достаточно. В принципе, я не против критики, как уже отмечал, и, тем более, дискуссии. Хотя это только наша привычка - на Западе все по другому. Не нравится тебе картина, представленная мистером Джоном, ты просто издаешь книгу с своей точкой зрения и всё. До кухонных свар никто не опускается.

А вот читая материал В.Морозова, у меня складывается впечатление, что, чего-то начитавшись, чего-то выдумав и дав волю непонятному "праведному гневу", мой оппонент сочинил обыкновеннейшую галиматью в духе главпуровских, епишевских времен, лекций с авиационным уклоном для политзанятий на тему "Сионизм - враг всего живого". Или что - Ильич второй возвращается?

P.S. На многочисленные обвинения в плагиате сообщаю, что ссылки в оригинальном материале присутствовали, однако господин редактор по своим соображениям выкинул их, как и список использованной литературы.



См. также статью В.Морозова


написать автору