главная страница рецензии

Авиационные пулеметы Первой Мировой

"Его называли "гремучей змеёй" ("Авиамастер" № 7/2004)

Это дебютная журнальная публикация Д.Евстафьева, но "первый блин" получился отнюдь не комом. Статью смело можно рекомендовать для прочтения всем желающим узнать, что же такое пулемет "Льюис".

Попенять автору можно разве что за некорректное утверждение, что "принцип действия пулемета не позволял использовать его с синхронизатором" . Связка пулемета Льюиса и синхронизатора Алкана оказалась вполне работоспособной и применялась на фронте.

Следующие несколько абзацей содержат еще более спорный текст: "... на истребителях-бипланах "Льюис" закрепляли на стойках-кронштейнах над верхним крылом. Поначалу замена магазинов в таких установках представляла собой опасный "акробатический трюк". Летчик должен был, отстегнув привязные ремни и убрав ноги с педалей, встать в кабине во весь рост, зажать ручку управления между ног и в таком положении снять пустой магазин, а на его место установить полный..." <далее идет соответствующий действительности рассказ об английской установке Фостера, разработанной в 1916 г.> "В России примерно в это же время появилась аналогичная установка для истребителей "Ньюпор", разработанная инженером Иорданом. Но в ней пулемет ... отклонялся назад на шарнире."

Данное утверждение очень сильно походит на то, что редактор "Авиамастера" В.Кондратьев писал в свое время в собственных работах. Поэтому сразу же возникает резонное предположение, что он в данном случае просто попытался "улучшить" авторский текст в меру собственных, к сожалению явно недостаточных, знаний о предмете. Проведенное "расследование" подтвердило это с вероятностью 99% (на прямой вопрос "чьему перу принадлежат эти строки?" редактор начал "рассказывать сказки" про Говорека и Шаврова, тогда как в случае с "невозможностью" сделать пулемет синхронным сразу "перевел стрелки" на автора статьи).

В действительности душераздирающий рассказ о трудностях перезарядки пулемета относится только к самодельным пулеметным установкам, да и то не всем. Уже в 1915 г появились откидывающиеся установки. Их можно увидеть, например, на фотографиях "Бристолей Скаутов" и "Ньюпоров"-10...

С установкой инженера Иордана все еще интереснее. Может быть, Россия и является родиной слонов, но так называемая "пулеметная установка Иордана" была импортированна из Франции вместе с истребителями "Ньюпор"-11. Подробнее об этой и других французских надкрыльевых пулеметных установках можно будет прочитать в готовящейся в настоящее время статье, которая будет опубликована на нашем сайте.

Таким образом, если не считать безграмотных редакторских добавлений и единственной ошибки (или неточной формулировки) автора, текст написан на хорошем уровне. К сожалению, о подборе иллюстраций этого сказать нельзя: при явном переизбытке фотографий "Льюисов" Mk.II, полностью отсутствуют изображения хотя бы одного варианта из "раздетых Mk.I", широко распространенных в 1915-16 гг, не говоря уже о более редких французских и итальянских модификациях пулемета.

К сожалению, с чертежами (их авторство не указано, но имеющиеся "разведданные" позволяют предположить, что их начертил В.Кондратьев) дело обстоит в целом неважно. Кроме того, что их явно недостаточно (даны только Mk.II и американский M1918, "выдаваемый" за английский Mk.III), они содержат ряд неточностей, а Mk.II так еще и грубую ошибку, заметную даже при сравнении с фотографиями к той же статье.


"Максим и его команда" ("Авиамастер" № 1/2005)

Текст второй статьи также производит благоприятное впечатление. К сожалению, и здесь без спорных моментов не обошлось:

"К концу Первой мировой войны появилась последняя модификация пулемета Максима - MG 08/18. Несмотря на то, что этот вариант изначально создавался для ВВС, авиаторы предпочли ему другую модель - MG 14" . Имеющиеся в распоряжении рецензента книги о стрелковом оружии Первой Мировой (как "вообще", так и авиационном) содержат иную информацию: во-первых, пулемет назывался L MG 08/18, а во-вторых - он изначально предназначался для пехоты, хотя и был развитием авиационного оружия.

"В 1911 году Хайдеман стал сотрудником ... DWM, и ему сразу поручили создание авиационного пулемета в соответствии с требованиями 1910 года" . Заказ на проектирование облегченной версии мулемета MG 08 был выдан еще в 1909 г, и это оружие не преднозначалось для авиации.

"Изначально пулемет предназначался для вооружения "Цеппелинов" . Изначально "Парабеллум" предназначался для пехоты, хотя на дирижаблях его действительно использовали, впрочем, также как и MG 08.

Кроме того, в числе недостатков статьи можно назвать отсутствие описания турельного варианта LMG 08.

Все вышеизложенное касалось только "оружейной" истории, к "авиационной" части статьи претензий больше:

"Виккерс ... в ноябре 1912 года подготовил для показа на авиашоу в Олимпии ... EFB1, вооруженный пулеметом "Виккерс" Mk I... Демонстрация воздушной стрельбы должна была состояться после окончания авиашоу. EFB1 поднялся в воздух, но пилот не справился с управлением, и самолет разбился. Однако вскоре на другом аппарате RAF FE2 ... были проведены, в общем, успешные воздушные стрельбы" . Согласно исследованиям Дж.Брюса, наиболее авторитетного историка британской авиации начала века, все было иначе: в ноябре 1912 г фирма "Виккерс" получила заказ на постройку аэроплана, вооруженного пулеметом; только что построенную машину в середине февраля 1913 г выставили на лондонском аэрошоу, по окончании которого начались летные испытания, но первая же попытка взлета закончилась аварией. В то же время F.E.2 летал (и стрелял!) еще летом 1912 г.

"В 1913 году ... разработали ... FB.5 "Ган бас" . В действительности F.B.5 появился только в 1914 г, уже после запуска в серийное производство другого "Ган-Баса" - F.B.4.

"... первым в мире самолетом-истребителем стал ... "Фоккер" E.1 ..., вооружение которого состояло из синхронного пулемета LMG 08/15" . Вообще-то истребители "Фоккер" M5K/MG были сначала вооружены пулеметами "Парабеллум", и только потом получили "Шпандау", причем модификации LMG 08. LMG 08/15 начали использоваться только во второй половине 1916 г, что отлично видно на многочисленных фотографиях.

"Пулеметы LMG 08 и LMG 08/15 получили широкое распространение в германской авиации, как в синхронном, так и турельном вариантах" . Синхронный вариант "Шпандау" действительно получил широкое (скорее, даже широчайшее) распространение, однако в случае с турельной модификацией ситуация была противоположная.

Первый синхронизатор, принятый на вооружение у союзников, был выпущен французской фирмой "Моран-Солнье" . Синхронизатор Солнье был создан еще до начала войны, но на вооружение первой принята конструкция, разработанная Алканом.

"В начале войны летчикам приходилось целиться преимущественно "на глазок" по стволу, но вскоре появились рамочные (кольцевые), а затем и оптические (или телескопические) прицелы" . Довольно странное утверждение. Уж "по стволу" летчикам целиться точно не приходилось, т.к. пулеметы стандартно комплектовались штатными прицелами. Вот если оружие устанавливали над верхним крылом или же под углом вверх или в сторону, тогда другое дело. Впрочем, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться о необходимости хотя бы простейшего прицельного приспособления (мушка и кольцо). Поэтому "по сапогу" целиться приходилось лишь тем пилотам, на чьих самолетах были самодельные пулеметные установки, да и то не всем.

С подбором фотоматериала к статье дело обстоит получше, чем в прошлый раз: не хватает только позднего варианта "Парабеллума". Но в подписях можно найти несколько ошибок:

"EFB1 - первый самолет, вооруженный пулеметом "Виккерс-Максим" . Как было уже отмечено выше, E.F.B.1 не был первым аэропланом, который вооружили пулеметом Максима (более того, не был он и вторым...). К тому же на фотографии запечатлен вовсе не E.F.B.1, а E.F.B.2! Непонятно, как можно было спутать столь разные самолеты: "Дестройер" отличался рядным двигателем вместо звездообразного, иной формой гондолы, отсутствием прозрачных окон в ее бортах, а также заметным выносом верхнего крыла, из-за которого вся машина выглядела перекошенной.

"Парабеллум" LMG14 на немецком двухместном "Авиатике" . "Авиатик"? С турелью?! Уже одно это обязано было насторожить любого автора справочников по самолетам Первой Мировой войны... В действительности это "Альбатрос" C.III.

"Истребитель Сопвич "Триплан" с синхронным пулеметом "Виккерс" Mk I. Какие-либо прицельные приспособления на самолете отсутствуют..." Это, конечно, круто - иллюстрировать статью фотографиями реплик (а зачем там "прицельные приспособления"?). Только сообщить об этом читателям все-таки следовало... Следующим шагом видимо станет фотографирование моделей. А что - легко можно будет показать любую модификацию и любую окраску...

К сожалению, с чертежами все опять "не слава богу". Для оружия, имевшего столько разновидностей, как пулемет Х.Максима, трех показанных модификаций явно недостаточно. Ну зачем было рассказывать в статье о "Парабеллуме", если его чертежа все равно нет, не проще ли было сделать о нем отдельную статью (как вариант - статью про германские турельные пулеметы вообще)?

Опять допущена ошибка в идентификации одной из модификаций: под названием "Виккерса" Mk.I* в статье проходит либо американский M1918, либо пехотный Mk.I или M1915, переделанный во Франции под воздушное охлаждение (отличия Mk.I* от его американо-французских аналогов легко выяснить, сравнив две фотографии на стр.45). Не обошлось и без неточностей и ошибок, самая заметная из последнних - лишние прорези в передней части кожуха "Виккерса".


P.S. В рецензии не рассматриваются послевоенные варианты пулеметов.


Рецензию подготовил Сергей Алексеев