|
Статья написана для моделистов, желающих показать проработку "мелочевки" на моделях и знакомых с азами фотодела. Если Вы профессиональный фотограф (или считаете себя таковым :-)) или снимаете свои модели "мыльницей" (плёночной или цифровой - не суть важно) и в ближайшее время только ей и планируете пользоваться – немедленно закройте это окно и не тратьте своего времени. В первом случае всё, что я напишу ниже, Вы уже знаете, а во втором - не сможете воспользоваться моими советами по причине хилой матчасти.
Моя цель – донести до читателей результаты своих скромных опытов по макросъемке моделей и выдать рекомендации как сделать, чтобы получилось лучше, чем у меня :-).
Макросъемка - это съемка мелких (маленьких, небольших, микроскопических ... :-)) объектов. У профессиональных фотографов есть правило оценки "макроскопичности" съемки. Оно заключается в определении соотношения размера реального объекта и его изображения, получаемого на пленке. Если размер объекта равен или меньше, чем размер его изображения – то это и есть самая настоящая макросъемка. Применительно к моделизму необходимость в таком виде фотосъемки появляется при желании показать обществу внутренность "кокпитов" самолетов, ниш шасси, качество проработки ходовой части танков, лиц фигур и т.п.
Итак: берем модель, думаем. Потом располагаем её на подстилке/подложке нейтрального небликующего фона. Определяемся с ракурсом съемки. Направляем на модель источник света так, чтобы нужные места были хорошо освещены. Берем в руки аппарат, располагаем перед его объективом линзу. Наводимся на резкость, проверяем правильность кадрирования, определяем экспозицию, снимаем. Схема процесса приведена на рисунке.
Аппарат: Minolta Dinax 5 + AF 28-80. Режим - "приоритет диафрагмы". Значения диафрагмы от 16 до 20. Резкость - автофокус, по центральному датчику.
Линза: Кратность 2х, Фокусное расстояние 200 мм, диаметр 113 мм.
Свет: лампа накаливания 100 Вт, матовая, на расстоянии около 10 см от объекта.
Съемка велась с рук, линзу держал руками прямо перед объективом.
Пленка Fuji Superia 400.
Фотографии были отсканированы с негатива, полученные изображения размером 2000*1400 точек уменьшены до 800*600 и без дополнительной обработки сохранены как JPEG с качеством 7.
![]() |
![]() |
Ниже представлены те же фотографии после обработки в "фотошопе".
![]() |
![]() |
Обработка включала в себя:
Что хорошо: объект виден, видна его деталировка, правильно определена экспозиция, достаточная глубина резкости.
Что плохо: некоторое преобладание на снимках желтых тонов - следствие использование лампы накаливания. Используется не вся зона глубины резкости.
При сканировании таких негативов появляется зерно в области фона.
Кадр, снятый с использованием встроенной вспышки, до (слева) и после обработки. В остальном условия съемки полностью аналогичны предыдущему варианту. На снимке справа показана зона, куда я наводился при съемке, и зоны бликов от вспышки.
![]() |
![]() |
Обработка включала в себя:
Что улучшилось: улучшилась цветопередача, нет желтого фона, нет зерна в области фона. Облегчилась обработка снимка.
Что стало хуже: появились блики от вспышки.
Первое , и самое необходимое мероприятие по улучшению качества - закрепить линзу на объективе. Это позволит более свободно управлять процессом наведения резкости.
Что для этого нужно сделать: Купить УФ светофильтр с подходящей резьбой (лучше отечественный – он дешевле), выкинуть из него стекляшку. Найти линзу подходящей толщины и кратности. Пойти в "оптику" где делают очки на заказ и уговорить мастера подогнать линзу под оправку светофильтра.
Второе мероприятие несколько сложнее и дороже - поставить правильный свет. Самым пристойным решением видятся лампы (в количестве 2 шт.), с которыми профессиональные фотографы снимают в студии. Они имеют достаточную мощность и не дают желтизны на пленке. Правда, те, с которыми приходилось работать мне, сильно нагревают объект - будьте осторожны!
Достаточно интересной может оказаться и работа с внешними вспышками...
Третье мероприятие - установить аппарат на штатив. Тут без комментариев :-)
Способ макросьемки с использованием "монокля" вполне пригоден для моделистских целей. Он прост, дешев и может быть рекомендован моделистам, обладающим базовыми навыками работы с зеркальным фотоаппаратом и ПК.
Вот, собственно, и всё. Надеюсь, описанный мной процесс позволит Вам порадовать коллег хорошими фотографиями ваших моделей.
P.S. Работы по макросъемке (в том числе и с использованием “монокля”) можно в большом количестве увидеть в галерее сайта